kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема Жить по совести.

Ценность: праведное поведение. Качества: совесть, искренность,уважение, ответственность.

Цель урока: способствовать формированию такого нравственного качества личности. как совесть. через праведное поведение. Ресурсы: классическая музыка для позитивного настроя, рассказ В. А. Сухомлинского "Как Федя почуствовал в себе человека" пословицы, маркеры для работы, минусовка песни "Голубой вагон"

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс"»

Урок самопознания

4 класс

Тема. Жить по совести



Учитель Малышева Т. И.























План урока самопознания

Дата № урока

Тема: Жить по совести

Ценность Праведное поведение

Качества: правда; совесть, уважение, ответственность, искренность..

Класс 4

Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение.

- Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность» 
-Развивать стремление жить в ладу с совестью 
- Воспитывать такие качества, как честность, правдивость.

Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» 

физминутка

Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Позитивный настрой «Свет» - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. 
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. 
Пусть солнечный свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... 
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. 
Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 
- Ваши ощущения, чувства 

3. Проверка домашнего задания. 
Пословицы о совести: 
-Совесть без зубов, а загрызёт 
-Беги хоть на край света, а от совести не убежишь 
-В ком стыд, там и совесть 
(объясняют смысл пословиц) 
-О чём наши пословицы? 
-Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести) 
- Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…) 
-Подумайте, обладаете ли вы этими качествами? 

Анализ хода урока

4. Позитивное высказывание (цитата) 
«Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть» 
Лев Толстой, русский писатель 

-Как вы понимаете значение слова «совесть»?

-А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки)

-Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять).

-Что значит, поступать по совести?

( проговариваем хором) 

-Слышали ли вы выражение «голос совести»?



5. Подарок детям. 
«Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский 
Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать. 
-Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим. 
Мать заметила такую работу и говорит: 
- Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит! 
Огляделся Федя вокруг и удивляется: 
-Где же этот человек? Что он видит? 
-В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь. 
-А где же он во мне- Человек? – удивился Федя. 
- В голове твоей, в груди, в сердце, - подсказывает мать. 
Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет: 
- Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле. 
Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит. 
«И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек. 
Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно. 
«Хороший друг – этот Человек», - думает Федя. 
Вопросы: 
-Как зовут героя нашего рассказа? 
-Трудился ли Федя на совесть? 
- Что значит поступать не по совести? 
- А как бы ты поступил на месте героя? 
- Как мама помогла Феде? 
- Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт? 
(в нашем сердце, в нашей голове), 
-Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести) 
-Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг) 
-Почему он дал ему такое имя? 
-А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть). 
- Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение)

Физминутка электронная «Хорошее настроение»

Всегда ли легко поступать честно и говорить правду?

–Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми?

Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.



6. Творческая работа в группах.  «Дерево совести»

Задание. На постере рисуется яблоня. На зеленых яблочках написать качества , присущие человеку, поступающему по- совести, на красных яблочках качества, не присущие честному человеку

Презентация.


7. Групповое пение «Совесть» на мотив «Голубой вагон» 
1. Говорить неправду очень трудно всем 
Но и правду трудно нам сказать 
Говорить с любовью будем правду мы 
А неправда будет крепко спать 
Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 

Если мы обидели кого-то зря 
Извиниться нужно в тот же час 
Люди правду чтут и нас всегда поймут 
Главное, что совесть есть у нас 

Припев: 
Совесть мы в путь возьмём 
И друзей соберём 
С совестью станем мы 
Духом сильными 
Каждому, каждому истина верится 
С совестью чистою счастия закон 


8.Домашнее задание. 
Девочки- посмотреть мультфильм «Маша и волшебное варенье» 
Мальчики - прочитать сценку«Лгун»

      •  Сценка «Лгун»

А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её.

Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики.

Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха)

Решил он пошутить и стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой).

Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать.

М: Волк! Помогите, волк!

Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем)

Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать.

М: Помогите, волк! Волк!

Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет)

Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок.

Вопросы для обсуждения:

  • Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить)

  • Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека)

Солгавшему один раз - второй раз не поверят.

Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты).

Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»…….

-Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку?

-Честно ли она поступила?

-Поняла ли девочка, что поступила неправильно?

Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет».
Пересказать и ответить на вопрос: Какой урок извлекли для себя? 


9.Заключительная минута тишины.(классическая музыка) 
Закройте глазки, вспомните о чём мы говорили на урок





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Конспект урока по самопознанию Жить по совести 4 класс"

Автор: Малышева Татьяна Ивановна

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287404

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока самопознанию в 1 классе "Учимся творить добро" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-samopoznaniiu-v-1-klassie-uchimsia-tvorit-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "138974"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417625656"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект  открытого урока самопознания"
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-otkrytogho-uroka-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "305214"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457884400"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по самопознанию на тему "Жить по совести" 4 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt_uroka_po_samopoznaniiu_na_tiemu_zhit_po_soviesti_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "424907"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501849879"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока на тему " В ладу с самим собой" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-na-tiemu-v-ladu-s-samim-soboi"
    ["file_id"] => string(6) "125169"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414928153"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства