Цель: способствовать воспитанию такого нравственного качества личности, совесть, через праведное поведение. - Раскрывать значение понятий «совесть человека», «искренность», «честность» -Развивать стремление жить в ладу с совестью - Воспитывать такие качества, как честность, правдивость. | Ресурсы: Классическая музыка, рассказы В.Сухомлинского, маркеры, плакаты, песня на мотив «Голубой вагон» физминутка |
Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Позитивный настрой «Свет» - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый. Пусть солнечный свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя... Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. - Ваши ощущения, чувства
3. Проверка домашнего задания. Пословицы о совести: -Совесть без зубов, а загрызёт -Беги хоть на край света, а от совести не убежишь -В ком стыд, там и совесть (объясняют смысл пословиц) -О чём наши пословицы? -Как вы думаете, почему мы приготовили именно эти пословицы? (сегодня на уроке мы будем рассуждать о совести) - Когда мы говорим от совести, то какие качества человека подразумеваем? (честность, ответственность…) -Подумайте, обладаете ли вы этими качествами?
| Анализ хода урока |
4. Позитивное высказывание (цитата) «Берегись всего того, что не одобряет твоя совесть» Лев Толстой, русский писатель -Как вы понимаете значение слова «совесть»? -А что, не одобряет ваша совесть, какие поступки? (т.е плохие поступки) -Что значит беречься от плохих поступков? (стараться их не выполнять). -Что значит, поступать по совести?
( проговариваем хором) -Слышали ли вы выражение «голос совести»? | |
5. Подарок детям. «Как Федя почувствовал в себе человека» В.Сухомлинский Пошёл как-то раз маленький Федя с матерью на поле картошку копать. -Восемь лет тебе,- говорит мать,- работать пора по настоящему. Выкапывает мать куст, а Федя выбирает из ямки картошку и в ведро бросает. Не хочется Феде работать. Собирает картошку, что сверху, а в земле не хочет копаться. Оставил картошку под одним кустом, под другим. Мать заметила такую работу и говорит: - Разве тебе не стыдно? Человек же смотрит и всё видит! Огляделся Федя вокруг и удивляется: -Где же этот человек? Что он видит? -В тебе, Федя, Человек. Всё он видит, всё замечает, и только ты не всегда прислушиваешься к тому, что он тебе говорит. Вот прислушайся к его голосу, он тебе и скажет, как ты работаешь. -А где же он во мне- Человек? – удивился Федя. - В голове твоей, в груди, в сердце, - подсказывает мать. Перешёл Федя к другому кусту, пособирал картошку, что сверху лежала. Хотел было оставить его уже, как вдруг будто и в самом деле кто-то укоряет: - Что же ты делаешь Федя? Покопайся, там ещё есть картошка в земле. Удивился Федя, оглянулся. Никого нет, а будто кто –то смотрит на его работу и стыдит. «И в самом деле, всё- таки Человек видит мою работу»,- подумал Федя, вздохнул, разгребает землю возле выкопанного куста и нашёл ещё несколько картошек. Легче стало на душе у Феди. Даже песенку весёлую запел. Работает час, другой и всё больше удивляется. Чуть подумает: « Зачем так глубоко картошку копать, наверное, уже нет картошки», а тут кто-то и подслушивает его мысль. И стыдно становится Феде. Но и радостно, ой, как радостно. «Хороший друг – этот Человек», - думает Федя. Вопросы: -Как зовут героя нашего рассказа? -Трудился ли Федя на совесть? - Что значит поступать не по совести? - А как бы ты поступил на месте героя? - Как мама помогла Феде? - Как вы думаете, а у нас с вами есть такой человек? Где он живёт? (в нашем сердце, в нашей голове), -Почему Феде было и стыдно и радостно?(стыдно было за плохие мысли, а радостно от труда по совести) -Как назвал мальчик этого Человека? (Хороший друг) -Почему он дал ему такое имя? -А какое вы бы дали ему имя?(Честность, сердце. душа,совесть). - Был ли у вас в жизни случай, когда вы поступали не по совести? Какие чувства вы при этом испытывали? (хорошее настроение) Физминутка электронная «Хорошее настроение»
Всегда ли легко поступать честно и говорить правду? –Давайте подумаем, какие качества помогают быть честными и справедливыми? Вывод: говорить правду трудно. Для того чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. Помните, что человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста. И только человека с открытой , добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие. | |
8.Домашнее задание. Девочки- посмотреть мультфильм «Маша и волшебное варенье» Мальчики - прочитать сценку«Лгун» А сейчас давайте посмотрим сценку, которая называется «Лгун», а потом обсудим её. Действующие лица: рассказчик, мальчик, мужики. Р: Один мальчик стерег овец. (заходит мальчик, наряженный в пастуха) Решил он пошутить и стал кричать. М: Помогите, волк! Волк! Р: Прибежали мужики (выбегают мужики с дубинками и ружьями) и видят: неправда, никакого волка нет. (мальчик смеется, мужики качают головой). Р: Решил мальчик опять пошутить. Стал кричать. М: Волк! Помогите, волк! Р: Прибежали мужики, видят: опять неправда. (мальчик смеется, мужики грозят пальцем) Р: Но вот и вправду прибежал волк. Мальчик стал кричать. М: Помогите, волк! Волк! Р: Мужики подумали, что опять мальчик шутит и не пошли его спасать. А волк угнал все стадо (мальчик плачет) Р: Сказка-ложь, да в ней намек- добрым молодцам урок. Вопросы для обсуждения: Какой урок можно извлечь из этой сказки? (не обманывай, а то тебе никто не будет верить) Если людей постоянно обманывать, то как они будут к тебе относиться? (можно потерять веру в человека) Солгавшему один раз - второй раз не поверят. Просмотр мультфильма «Маша и волшебное варенье» (только с 4 минуты). Сварила бабушка малиновое варенье, налила в банку и поставила на шкаф. Маша достала банку, съела всё варенье. Пришла бабушка, а банка с вареньем пустая. «Кто же это варенье съел?»……. -Правильно ли сделала Маша, что свою вину переложила на кошку? -Честно ли она поступила? -Поняла ли девочка, что поступила неправильно? Какое высказывание подходит к этому мультфильму? «Как бы не пряталась ложь, правда её отыщет». Пересказать и ответить на вопрос: Какой урок извлекли для себя? | |