Урок самопознания на котором учащиеся узнают откуда взялись имена, что они означают, как надо относиться к своему имени.Во время урока ученики попытаются представить как выглядит их имя и нарисовать его.Вспомнят имена почетных жителей своего города и места в городе которым даны эти имена. Прочтут рассказ " Пичугин мост " и обсудят его. В заключении урока ученики получат текст с описанием того, что означает их имя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по самопознанию моё имя 4 класс »
Урок по предмету "Самопознание" Класс: 4 Тема: Доброе имя
Цель ознакомление учащихся с историческими этапами появления имен, со значением их собственных имен Задачи: - познакомить учащихся с ценностью «имя», акцентировать внимание детей на значении имени для судьбы человека; -развивать представления учащихся о доброте, навыки исследовательской деятельности; -воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма. Оборудование урока: слайды программы Microsoft Office Power Point; распечатки текстов.
Ход урока:
Круг радости -Встаньте, возьмитесь в группе за руки и поприветствуйте друг друга словами песни «Здравствуйте!»
Учитель: Сейчас я загадаю вам загадку. Ответив на нее, вы поймете, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке. (Слайд 1)
Загадка: Нас не было – оно было Нас не будет – оно будет Никто ни у кого его не видел, А у каждого есть.
Ну, конечно же, это - имя. Сегодня мы поговорим о ваших именах, познакомимся с толкованием имен. Узнаем, как появились имена, что нужно сделать, чтобы ваше имя жило вечно, чтобы люди о вас вспоминали только по доброму. Эпиграфом нашего урока будут следующие строки: Имя у тебя одно. Навсегда оно дано. Жизнь длинна, и оттого Ты побереги его.
-Как вы понимаете смысл этих слов?
Беседа
«Что такое имя человека?» - Самое удивительное создание на земле – это человек. Не менее удивительно то, что человек имеет собственное имя.
Имя - слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нём с другими.
-Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. Имя – это первое, что получает человек, что слышит при рождении. Он еще не понимает, что означает имя, но чаще других слов слышит именно свое имя.
Существует даже специальная наука, изучающая имена – ОНОМАСТИКА.
-Для чего же нужно имя человеку? (ответы детей)
Посмотрим, какова на самом деле роль имени в жизни человека: 1. Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми. 2. Наше имя связывает нас с малой и большой Родиной. 3. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты.
История имён
В первобытном обществе не было имен и фамилий. С раннего детства людей называли, во-первых, по внешности: Мал, Бел, Черныш. Во-вторых, по черте характера: Добр, Храбр, Несмеяна. В-третьих, по месту в семье: Ждан, Третьяк, Пятой.
Упражнение «Тайна имени» Перед вами имена людей, живших в 14-16 века. Подумайте, почему родители их так назвали? • Крепыш, Хромой, Косой, Милава. (по внешним признакам) • Добрыня, Молчун, Умник.( по черте характера) • Первуша, Другой, Одинец (по порядку рождения) • Зайцев, Горяев, Нежданов (по прозвищу)
-Позже наши предки относились к именам очень бережно. Они верили, что имя обладает определённой таинственной силой, которая может ему помочь, а может и навредить.
-Сейчас родители дают имя с надеждой, что ребёнок будет красивым и счастливым. Часто имя посвящается кому-то из любимых родственников, из героев своего времени. Родители хотят, чтобы с именем к ребёнку перешли лучшие качества людей предыдущего поколения.
Почитаем. И. Успенский «Тяжелый случай» Вопросы к тексту: • Почему отец хотел дать сыну столь странное имя? • Почему родители поменяли имя сыну?
Упражнение «Почему меня так назвали?» А кто вам дал имя и почему именно такое? Об этом вы должны были узнать у своих родителей. (Выступления детей) «Это интересно» Накануне мы провели Социологическое исследование «Анкетирование в нашем 4 «А» классе»
Вопросы анкеты: 1. Что означает моё имя? а) знаю б) не знаю 2. Нравится ли тебе твоё имя? а) да, б) нет, в) не очень. 3. Почему? 4. Зачем человеку имя? Результаты анкетирования в моем классе 1. Что означает моё имя? знают – 9; не знают – 3. 2. Нравится ли тебе твоё имя? да – 13; нет – 0; не очень – 0. 3. Почему? «Да» – «имя чудесное и хорошее», «звучит и произносится красиво», «доброе и ласковое», «счастливое», «редкое» «Не очень» – «хочу другое имя». 4. Зачем человеку имя? «Чтобы понять, кого вызывают к доске», «позвать другого человека», «не путаться».
-Оказалось, что несколько человек из нашего класса не знают, что же означает их имя. Поэтому в конце урока каждый из вас получит на память открытку, где будет написано значение вашего имени.
Творческая деятельность. Упражнение «Нарисуй свое имя» - А сейчас закройте глаза. Представьте себе свое имя, наделите его каким-то образом. Может быть, вы представите свое имя как птицу, летающую над землей, цветок, радующийся новому дню, солнцем, дающим тепло и радость жизни, а может быть ваше имя – это радуга, соединяющая два берега реки. (дети закрывают глаза и представляют)
- Теперь нарисуйте свое имя таким, каким вы его увидели. (Дети рисуют)
Вернисаж рисунков Дети выставляют свои работы, рассказывают, почему они представили и видят свое имя так, как нарисовали.
Игра «Назови свое имя особенно» Очень важно научиться мягко и ласково произносить свое имя и имена тех людей, которые нам очень близки и дороги. Давайте потренируемся. Каждый из вас получит карточку, на которой написано, как нужно произнести свое имя. Слова на карточках:
Поразмышляем вместе - Как вы думаете, что больше говорит о человеке: имя или дела? Почему?
Почитаем. « Пичугин мост». Сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Е .Пермяка Дети читают рассказ вслух.
Рассуждаем: 1.О чём любили разговаривать дети по пути в школу? 2.Как вёл себя мальчик Сёма? 3. Какой дорогой любили ходить дети в школу? 4. Почему детям запретили ходить этой дорогой? 5. Что задумал Сёма? 6. Кто ему помог? 7.Какое название дали мосту? Почему, как вы думаете?
- Ребята, можно ли сказать, что Сёма Пичугин увековечил свою фамилию?
Поговорим. «Прославившие имя свое» -Мы живем в замечательной стране с богатым историческим прошлым. Именно в Казахстане жили выдающиеся люди, имя которых сейчас знают во многих странах. В их честь названы улицы, площади, театры нашего города. Кто же это?
Выступление детей:
1. Абай Кунанбаев - великий казахский поэт, мыслитель и просветитель; основоположник и классик казахской литературы, родоначальник казахского литературного языка. В Атырау: площадь Абая, школа Абая
2.Исатай Тайманов казахский батыр, старшина Младшего жуза, руководитель народно-освободительного крестьянского восстания казахов в Бокеевской Орде и западной части Младшего жуза в 1836–1838 годах. В Атырау: улица Тайманова, площадь Исатая и Махамбета
3. Мухтар Ауэзов - великий казахский писатель, ученый, педагог, общественный деятель, человек энциклопедических знаний и эрудиции - таким он вошел в сознание современников и память потомков. В Атырау: улица Ауэзова 4. Утешкали Атамбаев-видный государственный деятель Казахстана
В Атырау УЛИЦА Атамбаева, школа Атамбаева Верна ли поговорка «Не имя красит человека, а человек имя?»
Что значит беречь имя?
Круг «От сердца к сердцу» - Какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаемся хозяевами нашей судьбы, только от нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле. - Давайте встанем в круг, вместе с рукопожатием передадим друг другу пожелание: «Эльнур, пусть твое имя принесет тебе…(счастье, успех, удачу, любовь, радость и т.д.)
Дети исполняют песню «Спасибо за сегодня» Учитель дарит детям закладки, на которых написаны значения их имен.