Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение"
Идя в ногу со временем, широко использую на своих уроках ИКТ для повышения эффективности результатов обучения. Так было и на этом уроке. Особенно интересно прошла работа с использованием нетбуков. Использование Интернета дало возможность по группам быстро и эффективно, применяя исследовательский метод, повысить интерес к изучаемому новому материалу и прививать навыки самостоятельной работы.
Все виды работы на уроке строились с учётом принципов доступности, наглядности (ИКТ), системности, последовательности, сознательности, и были направлены на формирование активной деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение" »
Тема:Местоимение. Цель: Усвоение общих понятий о местоимении, как части речи. Задачи:
1)Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении; 2)Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление, орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса; 3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу, единство классного коллектива.
I. Организационный момент. Психологический настрой. Улыбнитесь, пожалуйста, мне! Так, как вы ещё не улыбались. Чтоб, как солнце яркое в окне, Радость в моём сердце расплескалась!
II. Сообщение темы урока.
Тему урока вы назовёте сами, если отгадаете загадку.
Загадка: Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена, Я о себе такого мнения Огромна роль …(местоимения). Слайд 1.
Беседа о местоимении. - Кто же из вас сможет сформулировать, какую часть речи мы называем местоимением? Чтение правила в учебнике на стр
Вывод 1: указывают на предмет, но не называют.
- Перечислите известные вам местоимения. (…….)
- Посмотрите на доску (на доске отрывки из стихотворений с личными местоимениями).
Мы сегодня в лес пойдем За зеленой елкой.
(Н.Найденова)
Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна.
(А.Пушкин)
Я лечу, лечу стрелой Только пыль взметаю.
(А.Толстой)
Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит.
(К.Чуковский)
Гуси, вы гуси, серые гуси, Где вы летали, что вы видали?
(Песня)
В небо взлетают цветные огни, Весть о победе разносят они.
(Е.Трутнева)
Найдите строки, в которых местоимения указывают на:
говорящее лицо….. я, мы – это местоимения первого лица. Слайд 2.
лицо, к которому обращена речь……. ты, вы - это местоимения второго лица.
лицо, о котором говорят… он, она, оно, они - это местоимения третьего лица.
Вывод 2: личные местоимения бывают 1, 2 и 3 лица
- Обратите внимание на слайд: местоимения Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО указывают на какое количество предметов? А местоимения МЫ, ВЫ, ОНИ ? Что вы можете сказать?
Вывод 3: местоимения бывают единственного и множественного числа.
III. Работа в тетради.
1. Оформление тетради.
Запись числа, классная работа.
2. Минутка чистописания. Слайд 3. Игра «Где спрятались местоимения?»
- Я буду загадывать вам загадки, вы слушаете внимательно и в тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе:
Загадка первая. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов ? Д. Заяц. Это местоимение Я. Вторая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получить неодушевлённый предмет ? Д. Мыло. Местоимение МЫ. Третья загадка. Придумайте слово, в котором спрятались три личных местоимения. Второй слог МЫ. Д. Вымыты. Местоимения ВЫ МЫ ТЫ Четвёртая загадка . Какое местоимение нужно добавить и к какому местоимению, чтобы получились самые крупные овощи?
Д. Тыквы Местоимение ТЫ к местоимению ВЫ.
Пятая загадка. Какое местоимение превращается в союз, если прочесть его справа налево?
Д. ОН, назад НО. Шестая загадка. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? Д. ОНО.
3. Орфографическая пятиминутка. Игра «Путаница». - Это что за ералаш? Заточите карандаш! Я приказываю вам, Всё расставить по местам! Слайд 4.
- В стихотворении переставлены строчки. Пропущены буквы в словах. Задание: правильно расставить строчки, вставить пропущенные буквы и объясни орфограммы. Найди местоимение и подчеркни.
З…л…пили снегом щели . Прил…тели к нам м…тели, Льдинкой росписи н…нёс . На …кне ст…рик М…ро…
4. Физминутка для глаз. Слайд 5.
5. Работа по перфокартам. Слайд 6.
- Упражнение называется «Определи лицо местоимений». - Я читаю строки из сказочных повестей, а вы должны услышать местоимения, которые встретятся и самостоятельно в перфокартах отметить лицо.
1) В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькими. (их, они).
2) «Ну вот, перед нами Винни – Пух. Как видите, он спускается по лестнице вслед за своим другом.» (нами, он)
3) «Я въехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою. Шел снег. Конь устал и начал спотыкаться. Мне сильно захотелось спать.» (я, мне)
4) «Навигацию у нас в мореходном училище преподавал Христофор Банифатьевич Врунгель.» (у нас)
5) «Если ты хочешь отыскать Вишневый переулок, просто-напросто спроси у полисмена на перекрестке». (ты)
6) «Жил-был на свете маленький мальчик. Звали его Юн». (его)
7) «Аля писала письмо маме. Она очень старалась написать хорошо, но все шло шиворот-навыворот: буквы не слушались, падали, менялись местами…» (она)
6. Редактирование текста. Работа по учебнику стр. 124 упр. 320.
- Что вам не понравилось? (Повтор слов.) - Какие слова повторяются? ( Галя) - Как устранить ошибки? При помощи, какой части речи? (С помощью местоимений) - Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Запишите. - Найдите основу каждого предложения. Определите роль местоимений в предложении. Поставьте вопросы. - О каком сходстве с именем существительным вы можете сказать? (Существительные и местоимения отвечают на одни и те же вопросы и в предложении могут быть и подлежащим и дополнением)).
Вывод 5: Отвечают на те же вопросы, что и существительные, в предложении могут быть подлежащим и дополнением.
7. Групповая работа: Слайд 8.
Учащимся предлагается текст. Отослать файл. Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.
- Кто же это "он"? Подумайте. О ком или о чём идёт речь в данном тексе. (в группах беседа о чём говориться в тесте) - Почему вы рассказали о разном? ( В тексте слово "он" не называет предмета)
Сравните два текста и сделайте вывод. (В первом тексте постоянно повторялось одно слово, было некрасиво, а во втором тексте – одни местоимения и непонятно, о чём речь. Поэтому, в своей речи мы должны использовать и существительные и местоимения) Вывод 6: правильное употребление в речи.
А где можно использовать этот прием. Давать характеристику предмета, указывать на него, но не называть? (в загадках)
- Я предлагаю вам послушать загадку и отгадать её.
ОН, ОНА, ОНО
Мое стихотворение – Про местоимения… Утром – Так заведено – Разомкнешь ресницы, И к тебе идет ОНО Розовой жар-птицей… А стемнеет – Он придет: Тоненький, Смущенный, -
Он на цыпочках войдет Долькою лимонной. Срок прошел – плывет ОНА В пелене тумана, Круглолица и грустна, Будто Несмеяна… Кто же ОН, ОНО, ОНА?
(Месяц, солнце и луна!) (Е.Кай)
IV.Физкультминутка.
8. Игра «Собери пословицу».
- Составьте пословицы из частей. Слайд 8.
Скажи мне кто твой друг,
от того и наберёшься.
С кем поведёшься,
пусть тебя другие похвалят.
На друга надейся
и я скажу, кто ты.
Не хвали себя сам
сам не плошай.
- Какой темой объединены пословицы? (Тема дружбы.) - Какие ассоциации у вас возникают со словом дружба? - Какие еще пословицы о дружбе вы знаете? Назовите их. Объясните смысл пословицы. - Запишите пословицу, в которой есть личные местоимения. Подчеркните их.
Вывод 7: Украшают речь.
V. Обобщение: по кластеру, который получился.
10. Тест по теме «Личные местоимения».
- А сейчас мы проверим ваши полученные знания о местоимении, через проведение небольшого теста. Работа по нетбуку.
VI. Итог урока. О какой части речи мы говорили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали о местоимении?
VII. Домашнее задание:
1 группа: Придумать сказку о местоимении и оформить в презентации.
2 группа: Найти 5 пословиц с личными местоимениями и придумать задание, которое мы должны выполнить.