Минутка чистописания | - Начнем урок с минутки чистописания. - Открываем тетради и записываем число классная работа. Сегодня 1 октября. - Посмотрите, пожалуйста, на слайд. (слайд 2) - Прочитайте высказывание. Говорить без цели - что рисовать на воде. - А как вы понимаете это высказывание? - Запишите это высказывание в тетрадь. Помните, что это минутка чистописания, поэтому вы должны писать аккуратно и красиво. | Записывают в тетради | Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, навыки сотрудничества учителя с учениками) Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять взаимопроверку) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности | (слайд 4) ЕПДОЛРЕЖНЕИ Составьте слово из букв. (слайд 5) С чем мы сегодня будем работать на уроке? А что вы знаете предложении? (слайд 6) Выберите правильные утверждения. 1.Предложение не может состоять из одного слова. 2.Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. 3.Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 4.Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 5. В конце предложения всегда ставится точка. 6.В конце предложения ставится точка, вопросительный знак или восклицательный знак. (слайд 7) - Прочитайте группу слов. - Можно ли их назвать предложением? - А почему? - Составьте предложение из этих слов, изменяя форму слов. Назовите это предложение. (слайд 8) - Найдите главные члены предложения. Назовите их. Подчеркните. (слайд 8) - Какой второстепенный член поясняет подлежащее? - Поставьте вопрос от подлежащего к этому второстепенному члену. (слайд 8) - Найдите в этом словосочетании главное слово. (слайд 8) - Какое слово в словосочетании называется главным? - Какое слово в этом словосочетании называется зависимым? - Какой второстепенный член поясняет сказуемое? - Поставьте вопрос от сказуемого к этому второстепенному члену. (слайд 8) - Найдите в этом словосочетании главное и зависимое слово. (слайд 8) - Какой второстепенный член поясняет обстоятельство в роще? Поставьте вопрос от главного к зависимому. (слайд 8) - Прочитайте еще раз предложение, которое мы составили. - Прочитайте словосочетания, которые мы выделили. - Как вы поняли, какова тема урока, что мы сегодня будем повторять? | - Предложение - 1, 2, 4, 6 - грачи, в, роща, поселились, березовая, шумные. - нет - Потому что слова не связаны по смыслу. - В березовой роще поселились шумные грачи - Поселились – сказуемое, грачи – подлежащее. - Шумные - Грачи (какие?) шумные. - Грачи - От него можно поставить вопрос к зависимому слову. - Шумные - В роще - Поселились (Где?) в роще. - Главное – поселились, зависимое – в роще. - В роще (какой?) березовой. - Мы вспомним, что такое словосочетание и предложение, научимся выделять словосочетание в предложении, будем учиться отличать словосочетания от предложений. | Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |
Работа по теме урока. Работа по учебнику | (слайд 9) - Прочитайте вопрос профессора Самоварова на странице 52. - Как бы вы на него ответили? - Прочитайте, как ответили Аня и Ваня. - Давайте выполним упражнение 74 на странице 52. Прочитайте текст. - Чего не хватает в этом тексте? - Сколько предложений можно выделить в этом тексте? - Назовите их. - Кто прочтет текст, соблюдая знаки препинания? - Запишите текст, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. - Выделите в каждом предложении словосочетания «прил. + сущ.». - Какое слово в каждом словосочетании является главным? - Какое слово является зависимым? - А теперь выполните самостоятельно упражнение 75 на стр. 52. - Проверяем - Какие предложения вы записали? Кроме букв, в передаче письменной речи участвуют еще и знаки препинания. Они тоже помогают выразить определенное значение предложения. Какие цели высказывания вы знаете? (слайд 10) Распределите слова на три группы в зависимости от цели высказывания. Сообщить, расспросить, приказать, объяснить, разузнать, попросить. (слайд 11) Прочитайте предложение (предложение записано без знака препинания). Определите, какова цель данного высказывания. Завтра к нам в школу приедет кукольный театр Учащиеся читают вслух предложение. Как вы определили тип предложения?(по интонации). Вывод: в устной речи цель предложения можно определить с помощью интонации, а в письменной речи - с помощью знаков препинания. - Для того чтобы достичь с помощью речи поставленной цели, человек использует предложения разных типов. Вспомните, какие типы предложений по цели высказывания и по интонации вам известны. - Прочитайте «Узелки на память» на странице 53. (слайд 12) Какие предложения бывают по цели высказывания? Какова цель высказывания у повествовательных предложений? Какова цель высказывания у вопросительных предложений? Какова цель высказывания у побудительных предложений? Приведите примеры предложений, разных по цели высказывания. Какими бывают предложения по интонации? Приведите примеры. - А теперь выполним упражнение 76 на странице 53. Прочитайте предложения. - Определите тип по цели высказывания и по интонации. - Спишите предложения. Выпишите из первого упражнения сочетание имени существительного с именем прилагательным. | Читают вопрос - Знаков препинания. - 4 - Сущ. - Прил. 1 группа: сообщить, объяснить 2 группа: расспросить, попросить 3 группа: приказать, разузнать - По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные. - По интонации предложения бывают: восклицательные и невосклицательные - 1- повествовательное, невосклицательное 2 - вопросительное, невосклицательное 3 – побудительное, восклицательное. - Большой клин. | Регулятивные УУД (умение осуществлять действие по образцу, осуществлять самопроверку) Коммуникативные УУД (навыки сотрудничества учителя с учениками) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание, поиск и извлечение нужной информации, умение ориентироваться в книге, поиск и извлечение нужной информации) |
Итог урока | - Для чего создаются предложения, разные по цели высказывания? - Назовите типы предложений. - Какую роль играют знаки препинания в конце предложений? | - Для того чтобы достичь с помощью речи поставленной цели - повествовательные, вопросительные, побудительные, восклицательные, невосклицательные. | Регулятивные УУД (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено) Познавательные УУД (умение строить речевое высказывание) |