Тема урока: Овощи
Цель: продолжать формировать понятие «овощи» на основе знакомства с особенностями строения и произрастания овощей.
Задачи:
- Образовательные: уточнение понимания и смысла, значения новых слов, активизация словаря, отработка умения задавать вопрос и составлять простое предложение, образовывать прилагательные от существительных, развитие устной речи с помощью описания иллюстраций по теме «Овощи».
- Коррекционно-развивающие: развитие общей и мелкой моторики, коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении.
- Воспитательные: воспитание мотивации к учению, эмоциональной отзывчивости, потребности в общении.
Оборудование: презентация, тематические и предметные картинки по теме «Овощи», трафареты овощей и контуры стаканов, музыкальные фрагмент И.П. Чайковский «Осенняя пора», пособие – картинка кастрюли, карточки с напечатанными на них новыми изученными словами.
Ход урока.
- Организационный момент.
Звучит музыкальный отрывок И.П. Чайковский Времена года « Осенняя песня».
Загадка.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит,
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
- Наступила осень – первый осенний месяц - сентябрь. И нужно собирать урожай, который уродился в огороде. Ребята, сегодня на уроке мы отправимся к бабушке Клаве в гости, она уже старенькая и ей тяжело одной убирать урожай, а мы ей поможем. Если вы согласны, тогда в путь!
2. Введение в тему
Упражнение в узнавании и различении овощей.
« Отгадай загадку, найди предмет» (На рисунке изображены контуры овощей, частично наложенные друг на друга)
А у бабушки на грядке
Выросли загадки.
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горох)
Щеки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редиска)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,
Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен. (Помидор - томат)
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой?
(Огурец)
3. Вводная беседа
Что выросло у бабушки на грядке? Как можно назвать эти предметы одним словом? Где они растут? Когда поспевают? Какие ещё овощи знаете? Назовите ваш любимый овощ.
4. Сообщение темы и целей урока
Сегодня мы с вами поговорим об овощах. Вы узнаете, как они растут, какие условия им нужны. Узнаем, какие блюда можно из них приготовить, и чем они полезны.
5.Изучение нового материала:
Упражнения в составлении вопросов по опорному плану.
Игра « Угадай предмет»
Учитель показывает учащимся мешочек с овощами и просит их отгадать, какие овощи лежат в мешочке, используя картинки-символы: изображения палитры (цвет), геометрических фигурок (форма), большого и маленького кругов (размер), изображение языка (вкус).
Ученики, используя схему из картинок-символов, задают вопросы учителю о цвете, форме, величине, вкусе.
-Большой или маленький?
-Какого цвета?
-Какой по форме?
-Кислый, горький или сладкий на вкус?
Затем эти же вопросы один ученик задает другому.
6.Физкультминутка (выполнение движений под стихотворение)
А сейчас на огороде поработаем, поможем бабушке собрать урожай. А что значит работать всем вместе? Как по- другому можно сказать? (синоним – сообща, вместе (наречие), дружно, коллективно).
Мы картошку накопали,
Огурцы с грядки сорвали, (приседания)
Выдергали всю морковку, (наклоны)
Срезали капусту ловко.
И в корзине от земли вам подарок принесли.
- Молодцы! Трудолюбивые ребята! Собрали для бабушки богатый урожай!
- Ребята, что значит быть трудолюбивым? ( усердный, старательный) Подберите слово противоположное по смыслу (ленивые)
- Что значит богатый урожай?(обильный, достаточный)
- А если бы овощи на огороде не уродились, а как бы мы сказали про урожай? (бедный, скудный).
Игра «Вершки и корешки». А теперь поиграем в игру «Вершки и корешки». Съедобный корень овоща будем называть корешки, а съедобный плод на стебле – вершки. Я буду называть какой-нибудь овощ, а вы быстро отвечаете, что в нем съедобное: вершки или корешки. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое. Работаем командами.
1 команда: Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (Вершки и корешки), кабачок (вершки)
2 команда: Картофель (корешки), огурец (вершки), свекла (корешки), тыква (вершки).
Игра «Повар». Теперь вы знаете, какая часть у овоща съедобная, можно приготовить и обед. Превращаемся в воображаемых поваров и готовим щи.
На доске вывешивается пособие - картинка, на которой нарисована кастрюля, дети поочередно подходят к доске и выставляют свои картинки с изображением овощей, необходимых для приготовления щей.
Щи -талочка
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Полторы головки лука.
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз, два, три, огонь зажжен
— Кочерыжка, выйди вон!
(М. Бородицкая)
- Сколько овощей вы насчитали?
- Что такое кочешок капусты, кочерыжка?(твердый стебель кочана капусты) а как ещё называют кочан капусты? (вилок)
- Из чего готовят щи?
-А в каком виде можно есть овощи? (тушеном, вареном, жареном, соленом)
- Какие ваши любимые блюда из овощей?
- Из овощей можно приготовить ещё и сок.
Игровое упражнение «Приготовь сок» Детям предлагаются контуры стаканов и трафареты овощей (свекла, морковь, помидор - томат). Нужно обвести контур овоща на стакан и раскрасить в нужный цвет.
«Какой у тебя овощ?» — «Морковь».
«Какой ты приготовил сок?» — «Морковный» и т. д.
Учитель. У бабушки на огороде выросли волшебные овощи, которые умеют говорить. Они приготовили для вас небольшую сценку.
Выходят ученики в шапочках овощей.
Овощи.
Кто из нас, из овощей
И вкуснее и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Свёкла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свёклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай -
Лучше свёклы нету!
Морковь.
Ты уж, свёкла, помолчи!
Про меня рассказ не длинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Лук.
Я - приправа в каждом блюде.
Я всегда полезен людям.
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зелёный лук.
Учитель. Спор давно кончать пора!
Овощи. Спорить бесполезно!
Учитель.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Всем без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас полезней.
- Все овощи полезные. В каждом из них есть витамины.
7.Закрепление изученного материала.
Упражнение в составлении описания объектов. Учащимся раздаются картинки овощей. Дети не должны показывать другим учащимся, а посмотрев на свою картинку, должны назвать: форму, цвет, вкус, что можно приготовить из этого овоща.
Учитель дает образец, затем учащиеся сами пробуют описывать овощ.
Например: «Красный, круглый, небольшой, кисло-сладкий, сочный. Из него можно приготовить салат и сок».
8. Подведение итогов урока.
- Молодцы, ребята! Славно мы сегодня потрудились у бабушки в огороде, работали дружно, сообща. Собрали богатый урожай!
- С какими новыми словами познакомились? Прочитаем их на карточках и стрелочками соединим слова - «друзья» и слова противоположные по смыслу.
Помидор
Вилок
Кочан
Томат
Дружно
Бедный
Богатый
Ленивый
Трудолюбивый
Сообща, вместе
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
9. Оценка деятельности учащихся
Особенно активны были., интересные вопросы поставил. и т.д.