Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету "развитие устной речи" на тему "корова"»
Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности по теме: «Домашние животные. Корова»
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: На основе сравнения с другими домашними животными и картинным планом рассмотреть корову и составить о ней рассказ.
Задачи: Развитие связной монологической речи, элементов логического мышления: сравнение, выделение общего, установление причинно – следственных связей, восприятия, умения работать в группе.
воспитание аккуратности, терпимости друг к другу, умения выслушивать других.
Оборудование: презентация в электронном виде, наложенные изображения с рисунками кота, коровы и курицы, бланки с заданиями, картинки зверей, полоски разной ширины, темная коробка, острый предмет.
Этапы урока
Цели урока
Содержание
1.Орг. момент
Снятие эмоционального напряжения, положительный настрой на урок
- Представьте, что вы скатали большой ком снега и пытаетесь его поднять. Руки, ноги сильно напряжены. Держим его. Не удержали и уронили, сбросили все, расслабились.
2.Речевая разминка
Массаж лица
Артикуляционная гимнастика
скороговорка
Разогрев речевого аппарата, совершенствование звукопроизношения, развитие слухоречевой памяти
Привлечение внимания, развитие элементов логического мышления: учить устанавливать причинно – следственные связи, приемам сравнения, объявление темы урока
- Отгадайте загадку.
Стоит копна - впереди вилы, сзади метла.
-Почему вы догадались, что это корова?
- Сегодня на уроке мы будем говорить про домашних животных и составим о корове рассказ.
4. Подготовка к новой теме.
Развитие памяти, внимания, навыка самостоятельной работы, повторить названия животных
- Каких еще животных вы знаете?
- Если они живут в лесу, то они как называются? Как называются животные, которые живут рядом с человеком?
Составим предложение Корова – домашнее животное.
- У вас на столе бланки с заданием. Как вы думаете, что нужно сделать.
- Вам справа вынапишите названия домашних животных, а слева диких.
Кого вы увидели? Как их можно назвать? Кто лишний? Почему?
- Сравним животных. Начнем с головы. Посмотрите на кошку и корову, чем они отличаются друг от друга?
- У меня в коробке предмет, вы его пощупайте, но не смотрите. Какой это предмет? У коровы рога, какие?
-Я поставила еще картинку козы. Чем рога коровы отличаются от рогов козы?
Посмотрите на уши коровы и кота. Как они расположены? Куда «смотрят» уши козы, коровы? Составим предложение.
У коровы на голове острые рога и оттопыренные уши.
- Теперь рассмотрим туловище. Какое оно? Посмотрите на полоски. Какая полоска подходит к описанию туловища?
У нее длинное и широкое туловище.
Сколько ног? Какие должны быть ноги, Чтобы удержать такое крупное животное, какие должны быть ноги? Что еще у коров на ногах?
Ноги у коровы сильные с копытами.
Хвосты у всех зверей одинаковые или разные. Какой у кота? У свиньи, а у коровы.
- Возьмите картинку, назовите животных, которых вы видите». - Скажите, у лошади, чей хвост? У зайца, кота, поросенка? Если хвост принадлежит корове то, что говорят?
- У всех зверей есть детеныши. Помогите найти детенышей животных. Назовите животное и его детеныша.
Детеныш коровы называется теленок.
8 Работа с пословицей.
Учить устанавливать причинно – следственные связи, делать прстейшие выводы.
Почему люди так говорят? Коровушка на дворе – обед на столе.
Корова дает молоко, творог, сметану.
9. Итог урока
Подведение итога урока, рефлексия, развитие коммуникативных навыков, восприятия.
Попробуйте рассказать весь рассказ о корове.
- Что делали на уроке? Как вы думаете, на какую оценку вы поработали?
- У каждого из вас на столе одна деталь рисунка коровы, сейчас мы все вместе ее соберем. Урок окончен.
Самоанализ
урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, 4 класс.
Тема «Домашние животные. Корова»
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Цель урока: На основе сравнения с другими домашними животными и картинным планом рассмотреть корову и составить о ней рассказ.
Задачи: Рассмотреть особенности внешнего вида, способы питания, пользу.
Развитие связной монологической речи, элементов логического мышления: сравнение, выделение общего, установление причинно – следственных связей, восприятия, умения работать в группе.
Воспитание аккуратности, терпимости друг к другу, умения выслушивать других.
В классе обучаются дети с диагнозом умственная отсталость легкой степени. Один ученик является инвалидом детства и обучается по индивидуальной программе. При проведении урока старалась учитывать уровень сформированности знаний и умений, уровень развития психических функций, тип нервной системы у учащихся. В связи, с чем при выполнении самостоятельной работы, при составлении рассказа осуществлялся индивидуально – дифференцированный подход.
Все этапы урока логически связаны между собой и выстроены в зависимости от особенностей возрастного и психологического развития детей данного класса. Данный урок тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие. На уроке повторили названия домашних и диких животных, некоторые особенности питания, места обитания и названия их мест проживания.
Содержание изучаемого материала позволило выделить ключевые понятия урока: части тела коровы, её назначение в жизни человека, названия детенышей, а так же осуществить межпредметную связь с уроками чтения, письма, математики: работа над загадкой, работа с пословицей, употребление в речи притяжательных прилагательных, сравнение предметов по длине, ширине. Объем выполненных упражнений соответствует необходимому количеству и соответствует структуре построения от простого к сложному.
На всех этапах урока осуществлялась коррекция психических функций. На этапе подготовке к новой теме осуществлен прием концентрации внимания через разгадывание названия темы из загадки, прием переключения внимания отрабатывался через смену видов деятельности фронтальной, самостоятельной форм работы. При развитии восприятия использовались наложенные изображения, шуточные картинки «Чей хвостик». При развитии элементов логического мышления детям постоянно приходилось сравнивать разные предметы, находить общее, выделять лишнее, устанавливать причинно – следственные связи. Использовались приемы: «Что лишнее?», работа с пословицей, загадкой, вопросы учителя. Объектом восприятия учеников являлась речь учителя, предметные картинки, слова-опоры, индивидуальные карточки, доска, слайды. Количество наглядных средств соответствовало нормам и требованиям методики.
На данном уроке ведущим методом организации учебно-познавательной деятельности являлся метод наблюдения. При подготовке к новой теме дети выполнили небольшую самостоятельную работу, целью которой было проверить наличие имеющихся знаний учащихся о домашних животных. Ознакомление с новой темой происходило на основе сравнения, наблюдения, целью которого было последовательно познакомить учащихся с особенностями внешнего вида коровы, условиями её содержания. Итогом урока являлся подробный рассказ о корове.
В ходе применения метода рассказа использовала такие методические приемы, как: изложение информации в доступной форме; карточек с заданиями, картинный и графический план.
Применяла здоровьесберегающие технологии, которые способствовали активности учащихся на протяжении всего урока.
В уроке применяла коммуникативную технологию обучения, при которой учащиеся класса становятся активными, сознательными, равноправными участниками учебно-воспитательного процесса, развивающихся по своим возможностям психологического и физического характера. Так же использовала игровые технологии развивающего характера. С точки зрения проведения урока в комфортной эмоционально-психологической атмосфере, соответствия принципам коррекционно-развивающего обучения: динамичности, продуктивности, развития высших психических функций, мотивации к учению, добивалась достижения поставленных целей.