Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс.
Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс.
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА
«По природным зонам России»
Данная проектная задача рассчитана на учащихся 4 классов и проводится в течение 2 часов в середине учебного года. Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из разных учебных дисциплин.
Характеристика задачи
Название проектной задачи
Путешествие по природным зонам России
Предмет
предметная (окружающий мир)
Класс
4
Вид задачи
предметная
Время проведения
Задача может использоваться в качестве промежуточного модуля в середине учебного года (ноябрь – февраль)
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.
2. Разновозрастное сотрудничество учащихся.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
Окружающий мир, география:
- работа с картосхемой (определение расстояний и направлений по карте, условные обозначения);
- работа с таблицами;
- работа со справочным материалом.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
ü степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели;
ü умения работать в малой разновозрастной группе, создавать конечный продукт – «путеводитель».
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
ü владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;
ü правильность выполнения отдельных заданий;
ü способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;
ü умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;
ü перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;
ü умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи;
ü коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. »
ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА
«По природным зонам России»
Данная проектная задача рассчитана на учащихся 4 классов и проводится в течение 2 часов в середине учебного года. Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из разных учебных дисциплин.
Характеристика задачи
Название проектной задачи
Путешествие по природным зонам России
Предмет
предметная (окружающий мир)
Класс
4
Вид задачи
предметная
Время проведения
Задача может использоваться в качестве промежуточного модуля в середине учебного года (ноябрь – февраль)
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)
1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.
2. Разновозрастное сотрудничество учащихся.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача
Окружающий мир, география:
- работа с картосхемой (определение расстояний и направлений по карте, условные обозначения);
- работа с таблицами;
- работа со справочным материалом.
Планируемый педагогический результат
Демонстрация учащимися:
степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях, умения объединять способы действий из разных дисциплин для достижения цели;
умения работать в малой разновозрастной группе, создавать конечный продукт – «путеводитель».
Способ и формат оценивания результатов работы
При подведении итогов работы оценивается:
владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;
правильность выполнения отдельных заданий;
способность на протяжении всего решения задачи удерживать её специфику;
умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;
перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;
умение работать со справочным материалом, выделять из него необходимую информацию, отсеивать данные, не имеющие отношения к решению данной задачи;
коммуникативные умения при работе в малой разновозрастной группе и их влияние на конечный результат.
Здравствуйте ребята. Вы познакомились с природными зонами России и сегодня на уроке мы должны будем преодолеть множество препятствий: Географический остров, Экологическое озеро, горы Успехов и море Знаний.
Нам пришло письмо из детского сада. Детей хотят наглядно познакомить с нашей большой страной. А так как страна большая, то на её территории располагаются разные природные зоны. В каждой зоне своя растительность, животный мир, особенности рельефа. Нам предстоит составить презентацию, чтобы ребятам было интересно и понятно.
Итак, на Географическом острове проверим знания и умения по географии. В ботаническом лесу нас встретят растения природных зон России. На игровом поле мы сможем отдохнуть. А в зоологическом лесу вас ждут животные из всех природных зон России. Мы будем решать проблемы, и купаться в Экологическом озере. А в конце нашего путешествия на горе Успехов вы представите свои презентации.
Остров географический.
И вот мы на Географическом острове! Впереди испытание - трудное задание. Вам необходимо решить кроссворд.
1. Вопросы к кроссворду:
1. Самые высокие горы России.
2. У этой равнины плоская поверхность
3. Река, впадающая в Каспийское море.
4. Самая длинная река России.
5. Самая северная природная зона.
6. Название гор, которые находятся рядом с горами Алтай.
7. Озеро, которое внесено в список Всемирного наследия.
8. Природная зона, которая находится южнее зоны лесов.
9. Самая жаркая природная зона.
10. Природная зона, которая расположена на Черноморском побережье.
11. Каменным поясом Земли называли ……. горы.
З
С
У
А
А
С
С
Р
К
П
Я
Б
Т
У
А
А
О
В
О
А
Н
А
Е
П
Б
Л
В
Д
О
Б
Р
Ы
Й
П
У
Т
Ь
К
Н
Л
Ь
К
К
Ь
С
Р
С
А
О
Г
Т
А
Т
О
К
З
А
И
Л
Ы
П
И
С
С
К
Н
И
Е
К
И
А
Я
К
И
Б
И
Г
Е
И
О
Р
Р
Г
С
Ы
О
К
Р
А
Ы
Я
Ботанический сад.
Здесь нас ждёт хитрое задание – филворд. В нём спрятались названия растений из каждой природной зоны России.
Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на валунах и скалах. (Лишайник)
У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят лакомиться кабаны белки, мыши. (Дуб)
Это таёжное дерево, имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму. (Лиственница)
Высокое растение, достигает 35м в высоту, долгожитель живёт до 1 000 лет. Листовые пластинки продолговатые с зубчиками. Плоды человек употребляет в пищу. (каштан)
Это растение за год вырастает на толщину спички, миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей. (Ягель)
Это травянистое растение с корнем «метелочкой», с узкими листьями и мягкими волосами. (Ковыль)
У этого растения твёрдый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек,
Похожи ан вязальные спицы. (Саксаул)
Дерево с листьями в форме сердечка, Летом при цветении распространяет чудесный аромат. Плоды - тёмные орешки сидящие по несколько штук под одним крылышком. (липа)
Лиственное дерево, листья которого дрожат от ветра. (Осина)
Длинный корень этого растения проникает в глубину на 22 метров. (верблюжья колючка)
Л
Д
У
Б
Л
И
П
А
К
И
Л
И
С
Т
В
Е
Н
О
Ш
В
Л
Ю
Я
О
С
Н
В
А
Е
О
Ч
Г
С
А
И
Ы
Й
Р
К
К
Е
И
К
Ц
Л
Н
Б
Я
А
Л
Н
С
А
Ь
И
Л
Ь
И
Ь
А
А
У
Л
К
Ю
Ж
К
А
Ш
Т
А
Н
Следующее задание: по особенностям растений узнай природную зону, в которой можно встретить это растение. На рисунке запись:
Корни-луковицы Арктика
Длинные корни тундра
Деревья-долгожители зона лесов
Карликовые деревья степи
Живут на камнях пустыни
субтропики
Учащиеся соединяют слова с помощью стрелок.
Зоологический лес.
Зоологическое лото. Каждая МГ получает набор карточек с названием животных и их изображением. Дети должны собрать цепочку. Затем учитель просит назвать животных, занесённых в Красную книгу.
Нас ждёт следующее задание в зоологическом лесу. Расселите животных по природным зонам, Соединив стрелкой животное и среду обитания:
Кит арктическая пустыня
Богомол субтропики
Косуля тундра
Лось степи
Лемминг зона лесов
Кобылка пустыни
Северный олень
Рысь
Суслик
Дельфин
Корсак
Глухарь
Ушастый ёж
Жук-скарабей
Тюлень
Ответ: Арктика: кит, тюлень, тупик;
Субтропики: богомол, косуля, дельфин;
Тундра: лемминг, северный олень;
Степи: кобылка, суслик;
Зона лесов: рысь, глухарь;
Пустыни: корсак, ушастый ёж.
Экологическое озеро.
Учащиеся выполняют работу по карточкам.
Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи.
а) ива-белая куропатка-кречет (тундра);
б)дуб-сойкаа-сова(лесная зона);
в)растение-тушканчик-змея(пустыни);
г)рыба-тюлень-белый медведь(арктика);
д)растения-косуля-барс(субтропики);
е)растения-суслик-орёл беркут(степи).
Вставте пропущенные слова, чтобы получилось верное выказывание.
…… (вырубка)лесов по берегам рек приводит к тому, что реки мелеют и высыхают. .... (распашка) земель приводит к тому, что птицы переселяются на поля и там строят гнёзда, которые погибают во время полевых работ. Сточные воды и мусор, попадающие в моря, приводят к их ....(загрязнению) . Неумеренно .... (орошение) приводит к тому, что в почве накапливается большое количество соли. От вездеходов и тракторов в тундре нарушается .... ....(поверхность почв) .
Гора успехов и море знаний. Учитель с детьми подводят итоги путешествия.
Каждая группа предлагает свои презентации.
Анализ
Проанализируйте свою работу по двум вопросам:
Какие знания и умения требуются для решения этой проектной задачи. Как вы оцениваете эти знания и умения у себя в связи с решением всех этапов?
Знания и умения
Уровень
Ниже среднего
Средний уровень
Средне-высокий
уровень
Высокий
уровень
Решение задачи могло помочь вам расширить и углубить свои представления о природных зонах. Дополнились ли ваши представления? Если «да», то в чем заключаются ваши открытия?
Дневник открытий.
1.
2.
3.
Быть может, задачи показались кому-то слишком легкими? В любом случае - предлагайте свои задачи