Вот заспорили как-то части растения: кто из них самый главный?
Корень. Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою ее водой и кормлю минеральными солями. Но что растения — я и людей, и животных кормлю! Да еще и лечу иногда. Бывает, мастера из меня такую красоту делают, что и на международные выставки попадаю! Только то, что я первым из семян появляюсь, говорит о моей важности!
Листок (отрицает). Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет. Это я готовлю растению питательные вещества, умело используя солнечную энергию. Это я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А тебя, корень, я могу вырастить и так.
Стебель (возмущается). Ой, какие же вы важные! А что бы вы без меня делали? Ни корню без меня не жить, ни листьям. Это же мои тоненькиетрубочки-волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питания корню передают, а другие — письму. С ранней весны до самой зимы работаю, не покладая рук. Немного отдохну зимой, а с приходом тепла снова берусь за работу. Поднимаю вверх ветки с листьями и располагаю так, чтобы все солнышко увидели.
Цветок (удивленно). Какие вы наивные, спорите, кто из вас самый главный... Все, что вы делаете, - это все для меня! Не будет меня, - не будет и семян, а не будет семян — не будет и растения! Все, что вы получили из почвы, воздуха, воды, света, - вся эта забота обо мне. Будет цветок — будут семена, а, следовательно, будет растение.
Семена. Ваши пререкания пусты.
Я — главнее всего! Все, что вы взяли из почвы, воздуха, воды, - все это для меня, чтобы я созрело, дало жизнь новому растению.
Из меня разовьется и корень, и стебель, и листья, и цветы, и плоды, и новые семена!
3. Дискуссия.
— Доказать, что ваша часть главнее.
— Какое значение имеет каждая часть?
4. Выводы.
— Почему лист не может жить без корня?
— Какое значение имеет цветок для растения?
— Какая же часть растения самая главная?
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Что украшает наш класс?
- Есть ли у вас дома комнатные растения?
Какие?
- Объясните название «комнатные».
Какова тема нашего урока?
КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ
Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Люди издавна украшали свой дом комнатными растениями, значит, комнатные растения - источник красоты.
Просмотр презентации по теме урока
Физминутка .
-А для чего еще нам нужны комнатные растения?
На доске:
Комнатные растения-
Это источник
-В конце урока мы должны будем дополнить эту схему.
Проблемная ситуация:
Деление на тройки (стикеры - цветочки)
- Перед вами на столе стоят комнатные растения.
- сможете ли вы их назвать?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
- Что нам в этом поможет? (книга, учебник, учитель)
Практическая работа в группах.
Работа в группах. Построение проекта выхода из затруднения.
1) - Чтобы узнать, как они называются, выполните практическую работу.
- Работать будете в группах. ( Назначить ответственных).
- У вас на парте лежат конверты. Достаньте листок с описанием растения.
- У каждой группы свое растение.
- Работать будем по плану:
План.
1. Прочитайте описание комнатного растения,
2. Обсудите между собой, какое из растений подходит под это описание.
3. Запомните, как оно называется и его основные признаки.
4. Выберите растение и прикрепите к нему название.
5. Докажите, что именно это растение подходит под это описание.
Презентация групп
Оценивание групп по составленным критериям.(стикер)
- Давайте еще раз проговорим названия новых растений.
- У многих растений довольно сложные названия, которые иногда выговорить непросто. Поэтому читайте названия очень внимательно, обязательно смотрите на ударения.
4. Рефлексия.
Какая тема урока была сегодня?
Вернёмся к нашей записи на доске и составим кластер
(составление кластера учащимися, из заранее заготовленных карточек, выбирают только то, что им подходит)
-Для чего нужны растения?
Коллективная защита кластера
Комнатные растения
Очищают воздух, Создают уют, На окнах зеленеют, Круглый год цветут
Вручение памяток «Правило ухода за растениями»
- понравился ли вам урок? С каким настроением вы уходите домой?
Выразите своё настроение на смайликах, дорисовав им ротик.
5.Выставление оценок за урок.
6. Рекомендации для занятий дома.
Работа в дневниках наблюдения
Дома и в школе вы видите комнатные растения. Их часто называют «заморскими гостями». Это потому что семена и ростки этих растений привезли из далеких жарких стран. Люди приспособили их к жизни в помещениях, поэтому их называют комнатными.
Комнатные цветы не только создают уют, но и приносят пользу. Они очищают воздух в помещениях от токсических веществ, которые выделяют пластиковые покрытия, лаки, клей, моющие средства, синтетические смолы, повышают влажность воздуха, убивают бактерии и снижают электромагнитное излучение. Поэтому если вы хотите жить в чистом доме обзаведитесь несколькими растениями.
Но не просто обзавестись, но и создать для них условия. Тем, у кого есть комнатные растения, необходимо помнить, что они живые. За ними нужно ухаживать: поливать, рыхлить почву, стирать с листьев пыль.