- Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».
- Почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о добре и зле.
Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных
сказок.
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.
Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, лента с пословицами и поговорками, карточки с героями сказок, репродукции картин «Русские народные сказки», тексты русских народных сказок, карточки-задания, фонограммы песен, магнитофон.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Добро и зло" »
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Школа – гимназия№3
города Армянска Республики Крым
Урок по ОРКСЭ
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Подготовила
учитель начальных классов
Твердомед Юлия Петровна
Тема: Добро и зло.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока:
- Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло».
- Почему нужно стремиться к добру и не совершать плохих поступков.
Задачи:
Актуализировать знания учащихся о добре и зле.
Сформировать представления учащихся о добрых и злых героях русских народных
сказок.
Пробудить интерес и любовь к устному народному творчеству.
Развитие речи, памяти, мышления, а также познавательных и творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей учащихся при устных ответах, в беседе, выполнении индивидуальных заданий.
Воспитание умений сотрудничать в процессе групповой работы.
Воспитывать доброжелательность, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, лента с пословицами и поговорками, карточки с героями сказок, репродукции картин «Русские народные сказки», тексты русских народных сказок, карточки-задания, фонограммы песен, магнитофон.
Ход урока:
1. Организация деятельности:
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись,
Тихо сели.
2. Беседа.
Сегодня у нас с вами необычный урок. И начать его мне бы хотелось со сказки. Садитесь удобнее и слушайте внимательно.
Жили-были Добро и Зло. Жили по-соседски, на одной улице, и даже дома их стояли рядом. Добро созидало: выращивало прекрасные сады человеческих душ, сеяло доброе, вечное.
Зло разрушало то, что создавало Добро, оставляя после себя выжженную опустошенную землю и пустые умершие души.
- Да что же это такое? - сокрушалось Добро, - Строишь-строишь, создаешь- создаешь, а придет Зло - и все разрушит!
Но ничего не могло сделать Добро, никак не могло помочь ни себе, ни людям.
А Зло еще и внимание всяческое оказывало Добру. Бывало, встретит его на улице и потреплет по плечу: Как поживаешь, мол, Добро?
И пойдет себе дальше. Добро глядь на свое плечо, а там кровавая рваная рана - Зло прихватило с собой кусок.
Или, бывало, придет Зло к дому Добра и просится впустить его. Добро спрашивает через закрытую дверь: Зачем, мол?
А Добро доброе возьми да и впусти Зло к себе в дом. Чаем, пирогом его потчует, жалко все-таки. Поест гостья, погреется, а, уходя, кусь - и откусит кусок от гостеприимной хозяйки. Да и пойдет себе, не поблагодарив за тепло. А хозяйка кровью истекает, плачет от боли и несправедливости, а поделать ничего не может - сама ведь впустила в дом-то.
Однажды снова пришло Зло к дому Добра. И стучится в дверь.
- Чего тебе? - спросило Добро.
- Впусти меня, Добренькое, поговорить по душам уж больно хочется.
- Нет, Зло, слишком дорого мне обходятся твои визиты, - ответило Добро и не открыло дверь.
Разозлилось Зло, закружилось-завертелось на одном месте, выпуская свое самое страшное оружие - Монстра Разрушающего и Все Вокруг Испепеляющего. И напустило Зло этого Монстра на дом Добра. И налетел он, и разрушил дом до основания, а само Добро покромсал, порвал на мелкие кусочки.
И стала кругом выжженная земля, и не было на ней ни цветочка, ни жучка, ничего живого. И, казалось, закончилась Жизнь на Земле.
Вдруг на месте, где стоял дом Добра, сквозь пепел стала пробиваться маленькая травинка. И возродилось Добро, и поняло, что так больше жить нельзя, что нельзя впускать Зло в свой мир.
И построило Добро новый прекрасный дом, и возродило сады на земле и в сердцах людей.
Но Зло не заставило себя долго ждать. Опять пришло и сладко запело:
- Добренькое, как же я рада, что ты живенькое-здоровенькое. Впусти меня, поболтаем, чайку попьем.
Но закрыло Добро все окошка и двери, и даже не ответило Злу.
Разозлилось снова Зло, закрутилось-завертелось, но не смогло на этот раз выпустить своего Монстра, вместо этого поднялось вихрем пепла, и растворилось в воздухе.
“Сказка о добре и зле”
Джу Джулия
Какие выводы мы можем сделать из этой сказки? Кто догадался, о чём сегодня пойдет речь? Как же будет называться тема сегодняшнего урока?
Итак, тема урока “Добро и зло”.
Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки.
Мы все любим русские народные сказки. У всех народов есть много замечательных и интересных сказок. В них отображается жизнь народа, его желания, мечты, ожидания лучшей судьбы и борьба с захватчиками и угнетателями. Каждый народ мечтает о добре, правде и всечеловеческом счастье. Темой, которая объединяет все народные сказки, является сам человек и его борьба против сил, которые мешают его счастью. И герои во всех сказках делятся на добрых и злых.
3. Работа в группах.
На доске висят герои русских народных сказок (Кощей Бессмертный,
Одна группа учеников будет собирать добрых героев сказок, а вторая – злых. Чья группа справится быстрее, та и победит. Время пошло.
Молодцы. С заданием справились хорошо.
4. Рассуждение.
Хорошие – это те, кто творит добро. Это богатыри, Снегурочка, Василиса Прекрасная и т.д.
Положительные герои: Иванушка-дурачок, Иван-царевич, Иван-крестьянский сын, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Марья Моревна и другие – всегда наделены, прежде всего внешней красотой, которая порой скрыта в начале сказки. Таков Иванушка-дурачок. Все смеются над этим героем, старшие братья открыто издеваются. Но Иванушка-дурачок лучше братьев справляется с поручением отца, потому что у него есть ответственность за порученное дело. Он наблюдателен, наделен смекалкой и храбростью. И поэтому в награду получает прекрасную царевну и полцарства в придачу.
Иван-царевич также изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым. Потому и приходят к нему на помощь силы природы, позволяя справиться с трудными задачами, возникшими на его пути. Женские образы в сказках наделены невероятной красотой, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры и трудолюбивы, заботливы и добры. Поэтому к ним на выручку всегда приходят умные, смелые и прекрасные герои.
Отрицательные герои - это те, которые делают людям зло, покушаются на их жизнь. Это Змей, мачеха, разбойник и т.д. Зло в сказках всегда изображается страшным, безобразным. Оно сначала обладает невероятной силой. Но смелость и ум героев помогают победить его в неравной борьбе. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч – чаще всего именно эти герои являются воплощением зла. Хотя иногда Баба Яга оказывается помощницей главного героя.
Слушая сказки, ребенок сразу же решал для себя, на какого героя он будет похож, стремился подражать добрым героям. Так народ с детства вкладывал в ребенка понятия добра и зла, что хорошо, а что плохо.
На какого героя вы хотели быть похожим? Почему?
5. Гипотеза. Если человек не делает зла и не желает его, то это добрый человек.
6.Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 13, найдите, прочитайте определения добра и зла и дополните предложения:
Добро – это …
Зло - это …
ФИЗМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре полетела
7. Парная работа.
“Добрые слова”. Сказать, как можно больше добрых слов в адрес своей(го) соседа по парте.
8. Работа с пословицами.
Ребята, о теме добра и зла очень хорошо говорит народная мудрость пословиц и поговорок. На доске висит лента с пословицами, каждый будет отрывать листочек и зачитывать вслух.
Добро не умирает, а зло пропадает
Добра желаешь, добро и делай
Добро помни, а зло забывай
Доброе слово лечит, а злое – калечит и т.д.
В конце урока учащиеся исполняют песню Кота Леопольда.