Тема: Растения – зелёное чудо земли.
Задачи урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о разнообразии растений;
- дать представление о растении как живом организме;
- развивать умение выделять существенные признаки, устанавливать причины и следствия природных явлений;
- воспитывать бережное отношение к растениям.
Ход урока.
- Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
- Минутка наблюдений
- Какое сейчас время года?
- Какой сейчас месяц?
- Были сегодня осадки?
- Какие явления природы сегодня наблюдали?
- Какая температура воздуха?
- Фронтальное опрос.
- Вспомните и скажите, что такое природа.
- На какие группы она делится?
- Как называется верхний слой земли, на котором растут растения?
- К какой природе принадлежит почва?
- Перечислите, что входит в состав почвы.
- Докажите с помощью опыта, что в почве есть воздух.
- Докажите с помощью опыта, что в почве есть вода.
- Назовите главное свойство почвы.
- Как нужно охранять почву?
- Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
Слайд.
Слайд.
Было у матери-природы две доченьки такой красоты, Кто их увидит хоть на миг - Не мог забыть и разлюбить. Голубоглазую звали Флора. У нее глаза, будто звезды. Всегда замечтавшаяся, хрупкая, Ласковая, нежная и радушная. А Фауна - быстрая, как ветер, Могла с птицами полететь, и за оленями прыгать, И с белочками пустовать. Обе мир живой любили, Затем его боготворили. Итак решила мудрая мать природные им дары дать: Мечтательной Флоре - мир растительный, а быстрой Фауне - животный, Чтобы берегли и присматривали, От всего злого защищали. Живут в легендах и поныне Живого мира две богини.
- Итак, дети, как называется растительный мир?
- Правильно, флора.
- А животный?
- Тоже правильно назвали - фауна.
- К какой части природы относятся растения и животные?
- Сегодня на уроке мы будем разговаривать о части живой природы – растениях.
4. Изучение нового материала.
Слайд
- Что такое растение?
Растение – это тела, объекты живой природы. На Земле встречаются самые различные растения по виду, высоте, возрасту.
- Проблемные вопросы.
—Почему растения так называют?
—Была бы жизнь без растений? Почему?
• растения дают кислород для дыхания;
• дают пищу для людей и животных;
• из растений изготовляют разные вещи;
• растения украшают жизнь и очищают воздух, вдыхая углекислый газ;
• из растений изготовляют лекарство.
Слайд.
Сообщение учителя.
Фильм
–Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в степях, в горах, в безводных пустынях и топких болотах, в морях, океанах, прудах и реках. К растениям относятся и мельчайшие бактерии, и крохотные водоросли. В целом царство растений насчитывает более 350 тысяч видов. Отдельных растений в мире гораздо больше, чем жтвотных.
- С глубокой древности человек, собирая, а затем возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха, садовых и многих других растений. Уже ученые Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. Так появилась наука о растениях, получившая название от греческого слова «ботане» - «трава».
- Работа по учебнику с. 105 -106
Слайд
Чтение текста «Зелёное чудо Земли»
- Аудирование статьи
Слайды
Проверим на сколько внимательно вы читали статью.
Тесты.
Вопрос 1
На сколько царств учёные разделили все живые организмы?
А) 3
Б) 5
В) 2
Вопрос 2
Растения выделяют в воздух:
А) кислород
Б) углекислый газ
В) азот
Вопрос 3
Растения различают:
А) по строению, величине, условиям жизни
Б) по цвету, запаху, вкусу
В) по размеру, местонахождению
Вопрос 4
Растения называют:
А) зелёным чудом Земли
Б) зелёными братьями
В) зелёными великанами
- Почему растения называют зелёным чудом Земли?
- Сообщения об удивительных растениях. Читают заранее подготовленные дети.
Слайды
Бамбук
Бамбук, древовидное растение из семейства злаков, встречается во многих регионах мира. В тропических странах его заросли образуют настоящие леса. Строительство домов из бамбука достаточно популярно в тропиках.
Бамбук отличается чрезвычайно быстрым ростом. За несколько месяцев он может вырасти до 30 м, тогда как многим деревьям на это требуется несколько лет. В Бирме гигантский бамбук прибавляет 50 см в день.
В чем секрет бамбука?
У большинства растений рост стебля происходит за счет верхушки. У бамбука «центр роста» занимает около 60 см. К тому же молодые побеги бамбука растут в течение всего года, тогда как большинство деревьев растет лишь месяц в году.
Большие панды в Китае, питаются почти исключительно побегами бамбука. Бамбуки одного вида цветут одновременно, независимо от района произрастания.
Так, бамбук на Ямайке цветет тогда же, когда и бамбук, выращиваемый в Англии.
Бутылочное дерево
Название точно описывает структуру дерева. Внутри его ствола имеется большое отделение, в котором накапливаются запасы воды на период засухи. В еще нескольких отделениях собирается вкусный густой сок.
Люди для своих нужд используют дерево целиком. Семена, листья и корни добываются для приготовления пищи, кора и ствол – для специй и строительства, а воду и сок можно пить.
Колбасное дерево
Кигелию прозвали колбасным деревом из-за формы ее плодов.
В средине 19-го века европейские путешественники нашли в экваториальных лесах Африки необычное дерево, с которого свисали палки колбасы.
Еще позже оказалось, что плоды несъедобные и даже ядовиты.
Интересно и само дерево. В период засухи оно полностью сбрасывает листья, которые отрастают с первым сезоном дождей.
Огурец
Употребление огурцов началось ещё 4,5 тысячи лет назад. Впервые огурцы начали культивировать в Индии.
О полезных свойствах огурцов рассказывал в своих трактатах древнегреческий врач Гиппократ. Ведуны Древней Руси довольно часто рекомендовали огурцы как средство от многих заболеваний.
Огурцы использовали в рационе моряков, как средство борьбы с цингой.
На тихоокеанских островах не много овощей, поэтому к ним относились как к настоящим деликатесам. На этих островах полагали, что материально обеспеченный человек обладает большим запасом огурцов.
Красоту царицы Клеопатры признавали все современники, она была знаменитой законодательницей моды, и красоты своего времени. Клеопатра утверждала, что её красота во многом зависит от огурцов, которые она употребляла почти ежедневно.
Ряска
Среди растений-рекордсменов есть растение, которое считается самым маленьким на Земле. Это вольфия, живущая на поверхности воды.
Вольфия относится к цветковым растениям – ряскам. Растет ряска обычно в стоячих прудах и заводях. Большинство видов ряски имеют плоский стебель до 0,5 мм длиной и маленький корешок, погруженный в воду и заполненный воздушно-водной смесью – это позволяет растению держаться на поверхности воды, как на надувном круге. Перед наступлением зимы растение погружается в воду.
На территории Европы в настоящее время встречаются 5 видов ряски.
Виктория Амазонская
Самые большие листья у Виктории амазонской. Она из семейства Кувшинковых. Растение предпочитает расти в водоемах с небольшой глубиной.
Листья Виктории вырастают до невероятных размеров – в диаметре они имеют около двух метров. И листочки могут выдерживать груз до 35 килограммов. Взрослый человек может запросто пройти по зарослям, даже не намочив ног. Кстати, цветы у Виктории соответствующие – в диаметре до 35 сантиметров.
- Работа в парах по группам
Слайд
Класс делится на следующие группы:
I группа – “Потребители”
II группа – “Юные хранители природы”
III группа – “Эксперты”
Первые две команды дают ответ на вопрос: хорошо или плохо нарвать букет цветов. (Проблемная ситуация)
На доске листки с надписями:
цветы завянут богатство
подарить … букеты беречь
пахнут вред … в лесу …
… стоят исчезнут правила поведения
уют … пустой не нанести природе
Потребители: “Нарвать букет хорошо. Цветы красивые, их можно подарить. Они хорошо пахнут. Уютно, когда они стоят дома”.
Юные хранители природы: “Нарвать букет плохо, цветы быстро завянут и их выбросят. если будешь рвать большие букеты – нанесёшь вред природе. Они быстро исчезнут. Лес станет пустым, некрасивым”.
Эксперты: “Леса – богатство нашего края! Их надо беречь. Находясь в лесу, нужно не забывать правила поведения, в нём, чтобы не нанести вред природе”.
Если мы сохраним красоту зелёных растений, то и животные нам отплатят красотой. Ведь в природе всё взаимосвязано.
Слайд.
- Викторина «Умники и умницы».
Слайд
- Какие растения являются лучшими природными фильтрами? (Вяз, тополь).
- Какой кустарник является средством от 40 болезней? (Шиповник) А ещё шиповник помогает узнать время суток. Он открывает лепестки в 4 часа утра и закрывает в 19 часов.
- Трава от 99 болезней, назовите её (Зверобой).
- Как облегчить боль, если ты натёр ногу в пути? (Приложить лист подорожника).
- Трава, которую может узнать на ощупь даже слепой человек? (Крапива).
- Из какого дерева делают спички? (осина)
- А лыжи? (берёза).
- А пианино? (ель)
- У каких деревьев осенью листья красные? (клён, рябина)
- Какие деревья дают сладкий сок? (берёза, клён)
- Какой вред может нанести сбор сока дереву? (засохнет)
- Чем похожи дерево и винтовка? (есть ствол)
- В лес пришли аптекарь, кожевник, пчеловод. Какое дерево интересует всех троих? (Ива) Объясните, почему? Назовите разновидности данного дерева. (Краснотал, верба, ракита, плакучая ива).
– Из коры делают лекарства;
– Добывают дубильные вещества, необходимые для обработки кожи;
– Цветы ивы богаты нектаром.
Итог урока.
Слайд
- Что полезного для себя вы получили сегодня на уроке?
- Пригодятся ли эти знания вам в жизни?
- Пополнили ли вы свой багаж знаний?
- Получили удовольствие от урока?
Мы с вами узнали много интересного о растениях. И самое важное вы отмечали, что многие растения помогают нам сохранить здоровье или избавиться от многих заболеваний.
Домашнее задание.
Слайд
Оценивание детей.
Комплимент от природы.
Фильм.