Конспект урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Конспект урока по окружающему миру "Вода и ее свойства"
Урок дан во 2 «А» классе, обучающегося по программе УМК «Перспективная начальная школа», по теме «Вода и ее свойства». Данный урок в разделе третий «Свойства воздуха и воды».
Цель: выяснить свойства воды и значение воды в природе; учить проводить опыты, способствовать развитию умения рассуждать и обосновывать свои суждения, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.
Представление о результатах:
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.
Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Вода и ее свойства" »
Класс: 2 «А»
Учитель: Кривова Ирина Владимировна
Предмет: окружающий мир
Тема урока: Вода и её свойства
Цель: выяснить свойства воды и значение воды в природе; учить проводить опыты, способствовать развитию умения рассуждать и обосновывать свои суждения, фиксировать и анализировать результаты; воспитывать бережное отношение к природе.
Представление о результатах:
Личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; осознание ответственности человека за общее благополучие; самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, установка на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты: осознанное и произвольное построение сообщения в устной форме; установление причинно-следственных связей; использование инструкций и освоенных закономерностей.
Предметные результаты: научится наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выполнять простейшие инструкции.
Оборудование: глобус, ёмкости с водой (стакан, кружка, банка, пробирка) для демонстрации, стакан с молоком, на партах – стакан с водой, ложка, стакан с солью, стакан с сахаром, стакан с песком.
Ход урока
Организационное начало.
- Начинаем урок. У нас сегодня гости, повернитесь к гостям и подарите им свои улыбки. Я надеюсь, что вы чувствуете себя хорошо и настроены на рабочий лад. Давайте с хорошим настроением продолжим урок, где вы сможете проявить внимание и смекалку, показать свои знания и умения, узнать что-то новое, о чём-то задуматься.
Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа (работа по карточкам)
- На прошлом уроке мы с вами говорили кому и для чего нужна вода. Вы должны были рассмотреть рисунки и подготовить рассказ. Расскажите, как люди используют воду.
- Расскажите о растениях и животных, которые обитают в воде и которые живут на суше.
2. Экспресс-опрос.
- Я буду задавать вопросы, а вы отвечать да или нет. У вас на столах лежат прямоугольники розового и голубого цвета, если да – то вы поднимаете голубой цвет, если нет – то розовый.
Воздух вокруг нас? (Да)
Воздух – это смесь газов? (Да)
Вдыхаем углекислый газ? (Нет)
Землю окружает атмосфера? (Да)
Воздух имеет цвет? (Нет)
Воздух прозрачен? (Да)
Воздух имеет запах? (Нет)
Воздух проводит тепло? (Нет)
Воздух пропускает солнечные лучи? (Да)
Сообщение темы и цели урока.
- Молодцы, свойства воздуха вы хорошо усвоили. Но сегодня наша научная лаборатория продолжит свою работу, мы продолжим говорить о свойствах, только какого вещества вы узнаете из загадки, предлагаю вам её разгадать:
Я очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (вода)
Верно. Это вода.
В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.
Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.
Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
А сейчас мы узнаем, каким обладает свойствами вода. Тема сегодняшней научной работы «Вода и ее свойства»
Работа в группах
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
Старший научный сотрудник – руководитель группы.
Помощник проводит опыты.
Эксперты делают выводы.
Правила поведения при проведении опытов.
- Прежде, чем приступить к опытам мы должны вспомнить «Правила поведения при проведении опытов», которые вы видите на доске.
1. Бережно относиться к приборам.
2. Во время работы можно сидеть и стоять.
3. Молча, наблюдаем за опытом, не мешая остальным.
4. Обмен мнениями по результатам проведённого опыта.
5. Переговариваться друг с другом тихо.
Формирование новых знаний.
1 группа
Опыт № 1
Проведи опыт и докажи, что вода - растворитель.
Возьмите 1 стакан с водой, размешайте чайную ложку поваренной соли. В другом стакане размешайте чайную ложку сахарного песка, а в третьем – чайную ложку речного песка.
Опыт с солью. Вывод: _________________________________________________
Опыт с сахаром. Вывод: _______________________________________________
Опыт с песком. Вывод: ________________________________________________
Открой учебник на стр. 52-53 прочитай выводы и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода является растворителем для ____________________________________.
Вода не растворяет _________________________________________________.
Проведи наблюдение, опыт и докажи, что вода не имеет вкуса и запаха.
Наблюдение
Вода растворяет сахарный песок, поваренную соль. При этом она приобретает сладкий или соленый вкус. А чистая вода будет иметь вкус? ________________
Открой учебник на стр. 54 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Чистая вода ____________________________________________________.
Опыт № 2
Возьми стакан с чистой водой и понюхай. Теперь возьми флакон с духами и понюхай его. Духи издают аромат. А чем пахнет вода? _______________________
Открой учебник на стр. 56 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода _______________________________________________________________.
Общий вывод: вода растворяет ________________________________________, не растворяет __________________, вода не ________________ и _______________.
2 группа
Проведи опыт и докажи, что вода бесцветная и прозрачная.
Опыт № 1
Возьми стакан с водой. Вода бесцветная или имеет цвет (подчеркни). Опусти кисточку в воду, а затем набери любого цвета краску, опусти в воду и смой краску с кисточки. Какого цвета стала вода? ________________________.
Открой учебник на стр. 57 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода ______________________________________________.
Опыт № 2
Возьми стакан с молоком, опусти туда камушки. Видишь ли ты камушки? ____________.
Теперь возьми стакан с водой и опусти в этот стакан камушки. Видишь ли ты камушки? ________________.
Что можно сказать о воде? Вода ______________________________________
Открой учебник на стр. 57 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода ___________________________________________________
Общий вывод: вода не имеет ______________________ и _________________.
3 группа
Проведи опыт и докажи, что вода текучая и принимает форму сосуда, в котором находится.
Опыт № 1
Возьми один стакан пустой. Другой - с водой. Перелей воду в пустой стакан и обратно. Вода течет из стакана в стакан? ____________ Во всех этих случаях проявляется одно свойство воды. Подумай, какое и назови его ___________________.
Открой учебник на стр. 54 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода обладает свойством _________________________________.
Опыт № 2
Приготовьте разную посуду, например, стакан и две колбы разной формы. Налей воду из бутылочки в стакан. Какую форму имеет вода в стакане – форму _______________. Налей воду в первую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе __________________. Налей воду во вторую колбу. Какую форму имеет вода в этой колбе _________________________. Значит, вода каждый раз принимает форму __________________________________________________________.
Открой учебник на стр. 55-56 прочитай вывод и сравни со своим.
Сделай вывод.
Вода не имеет формы, а принимает форму _________________________________ .
Общий вывод: вода принимает форму ______________________ и обладает свойством __________________________.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра «Вода – не вода»
- Я называю слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – вы должны встать, если предмет или явление имеет косвенное отношение к воде (кораблик, рыба) – поднимают руки, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой (ветер, камень) – учащиеся хлопают в ладоши.
- Как вы думаете, а зачем нам нужно знать эти свойства и как человек использует эти свойства?
- А теперь возьмите таблички со свойствами воды, подпишите фамилию и подчеркните свойства воды.
Ф.И. ____________________________________
Свойства воды
Не имеет запаха
Бесцветная
Имеет круглую форму
Принимает форму сосуда
Прозрачная
Не имеет вкуса
Сыпучая
Текучая
Имеет запах
Растворитель
Имеет вкус
Испаряется
Домашнее задание.
Уч. стр. 52-58, прочитать, мальчики на стр.58 находят еще одно свойство воды, о котором мы сегодня не говорили. Девочки на стр. 59 готовят задание под № 5.
Итог.
- Вы сегодня были сотрудниками лаборатории. Что нового вы узнали о воде?
Рефлексия.
Сейчас вы оцените свою работу, возьмите шкалу успеха и поставьте себе самооценку, старшие научные сотрудники оценят работу по группам на шкале успеха у доски.