kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

Актуализировать знания детей  о грибах.

Задачи урока:

Познакомить с особенностями  строения и разновидностями грибов;

Формировать представление о роли грибов в живом мире;

Развивать умения работать с информацией, представленной в разных источниках;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов" »


Тема: «В царстве грибов»

Цели:

Актуализировать знания детей о грибах.


Задачи урока:

Познакомить с особенностями  строения и разновидностями грибов;

Формировать представление о роли грибов в живом мире;

Развивать умения работать с информацией, представленной в разных источниках;

Воспитывать бережное отношение к природе.


Оборудование:

Учебник, энциклопедия для детей, толковый словарь, мультимедийный проектор.

Ход урока

Актуализация знаний.


Вы, конечно, заметили, что все чаще и чаще стали появляться домашние задания, которые предлагают вам получить информацию из дополнительных источников. Если вы внимательно посмотрите, то найдете такое задание в тетради.

И к сегодняшнему уроку было тоже интересное домашнее задание .

(С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение об отличиях между грибами и растениями.)

 Как вы думаете, почему задания с дополнительными источниками информации считаются трудными? (Ответы учащихся)


Обобщая ваши ответы, обозначьте проблемы, трудности, возникающие при работе с различными информационными источниками. 

  1. На этапе принятия учебной задачи — это недостаточное умение младшего школьника осознать, сформулировать информационный запрос;

неумение выбрать соответствующий запросу источник информации.


  1. На этапе поиска информации — это часто неумение эффективно работать с любыми доступными источниками: последовательно и правильно вести наблюдения, работать с текстовой информацией (в книге, компьютере).


  1. На этапе обработки информации — недостаточно сформированное умение отделять главное от второстепенного, изменять объём информации.

  2.  На этапе хранения информации —малоэффективное использование особенностей памяти при выборе способа кодирования информации для кратковременного или длительного хранения.
    Все подобные задания на самом деле для многих ребят ещё вызывают затруднения. Но в нашем классе уже есть большая группа учащихся, для которых работа с дополнительными источниками информации стала интересной.
    Вы должны научиться успешно справляться с поиском новой полезной, информации.
    Что бы данная работа была успешной мы должны усвоить, что любое действие с информационными объектами предполагает следующие этапы: найди информацию — пойми (осознай) — измени — сохрани.
    Фрагмент урока.

Учитель: Как называется наука, которая изучает живую природу? ( Биология.) На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (Ответы детей.)

На доске появляется таблица


животные


бактерии




Живая природа



люди


растения



грибы









Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке


С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает – повезло! (Гриб)


Что помогло найти отгадку?

Итак,  какова тема нашего урока? (Грибы)

Сегодня мы вспомним все, что нам известно о грибах и узнаем о них много нового.

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы? (Какие бывают грибы,  из чего состоит гриб, как правильно собирать грибы)

Итак, чем же грибы отличаются от растений?

  1. Грибы не имеют зелёной окраски.

  2. Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.

Мы постараемся ответить на все интересующие вас вопросы. Начнем знакомство с определения грибов. Какие у вас мнения имеются по поводу того, к какому миру принадлежат грибы?

Выслушиваются предположения учащихся.

Вам задавалось задание на дом с помощью дополнительной литературы подготовь сообщение об отличиях между грибами и растениями (Слушаем доклады).

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Работа с учебником.

Прочитайте текст в учебнике.

Грибы – самостоятельное царство живых организмов. В отличие от растений грибы не умеют использовать энергию солнечного света и питаться углекислым газом из воздуха. Грибы возвращают углекислый газ атмосфере, а минеральные вещества почве. Роль грибов абсолютно противоположна роли растений.

Грибами интересовались еще наши предки, только знаний у них не хватало, чтобы объяснить их происхождение. Предков поражало их способность появляться как будто из ничего за считанные часы. С грибами было связано много священнодействий. Об этом вы можете подробнее узнать из энциклопедий. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты - мясо, колбасу, яйца, рыбу.

Их можно встретить в различных местах – в пресной и морской воде, в поле и в саду, на лугу и в горах. Среди них есть микроскопические виды, есть и гиганты. Например, в 1988 году в Японии был найден гриб неимоверных размеров. Он не мог уместиться ни в каком кузовке, и для доставки потребовался грузовик. Когда великана взвесили, удивились еще больше – он потянул на 168 кг.

Физминутка

Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.

А сейчас вы будете работать парами, пожалуйста повторите алгоритм работы с книгой.

Ребята, перед вами лежат уже знакомые вам, различные книги, пожалуйста, постарайтесь найти в них описание строения гриба, запишите и зарисуйте эту информацию в ваших тетрадях.






Из каких частей состоит гриб?

(Гриб имеет плодовое тело, которое мы видим над землёй, а под землёй нахо-

дится грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы
воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла,

нужны тепло, воздух и влага.

Плодовое тело – это шляпка и ножка. Грибы, которые имеют в своём составе

шляпку и ножку, называют шляпочными грибами. Несколько детей отвечают, их ответы сравниваются, дети делают выводы.)

Что вы можете сказать о внешнем строении гриба? ( Одна его часть находится под землей, другая – над землей.)

Как можно назвать эти части? (Подземная и надземная.)

Из чего состоит надземная часть гриба? (Из ножки и шляпки)

По ножке к шляпке продвигаются питательные вещества, которые гриб берет из почвы. А вместе ножка и шляпка, то есть надземная часть гриба, называются плодовое тело.

Шляпочные грибы делятся на две группы: трубчатые и пластинчатые.

Трубчатыми называются грибы потому, что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. А у пластинчатых грибов, на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. Споры разносятся ветром, попадают на землю и прорастают, образуя новые грибы.

А теперь давайте посмотрим на подземную часть гриба. Из чего она состоит? На что похожа? ( Она состоит из нитей, похожих на паутину.)

Как вы думаете, грибы – это «живая» или «неживая» природа? Почему? Докажите.

(Обучающиеся называют признаки «живой природы»).

– К какому миру  «живой» природы можно отнести грибы? Обсудите в парах.

– К какому мнению вы пришли? (Растения)

– Какие части растений вы знаете?

– Есть ли они у грибов?

– Какая окраска преобладает у растений?

– Имеют ли такую окраску грибы?

– Так можно ли грибы отнести  к миру растений? (Нет)

– А к миру животных? (Нет)

– Так что же такое грибы?

Знакомство с разнообразием грибов.

Сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но не догадывались, что это грибы. ( Учитель достает кусочек хлеба, покрытый плесенью.)

Плесень это тоже гриб. А чего у плесени нет? (Шляпки)

Поэтому он не относится к шляпочным грибам.

А как бы вы его назвали? ( Плесневый гриб)

Из плесневых грибов изготавливают лекарства, которыми мы лечимся. ( дети должны высказывать предположения – антибиотики, пенициллин)

Это лекарство изготавливают из плесневых грибов.

Отгадайте загадку: «Есть грибы и не в лесу: в тесте, пиве и в квасу». Подсказка. Что заставляет тесто «убегать». (Грибы – дрожжи.)

Посмотрите, как оказывается, много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах. Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология: микос – гриб, логос – наука.

(На доске таблица в которой написано одно слово грибы, детям предлагается найти виды грибов. Работа в парах)


плесневые

дрожжевые

шляпочные

грибы








Грибы можно разделить ещё на две группы. (дети высказывают свои мнения) «Съедобные и несъедобные» А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка. Но грибы на ней появятся только когда мы отгадаем загадки. (Дети отгадывают загадки, появляются фотографии грибов.) Какие это грибы? Съедобные.

( «Ядовитые») – А это следующая полянка. Что же за грибы здесь спрятались? (После отгадывания загадок и появления фотографий дети делают вывод, что это ядовитые грибы. )

Ребята, что это за грибы? И почему они ядовитые? (дети озвучивают -

Бледная поганка считается самым ядовитым грибом в мире. В её мякоти обнаружено сразу несколько токсичных веществ.

Мухоморы тоже не надо срывать. Ведь ими лечатся и животные, и человек. Для сорок, лосей это лекарство. Ответы сравниваются и дети делают выводы.)

Не страшны искателю лесного счастья ядовитые грибы, только нужно совсем

не брать те грибы, которые ты не знаешь.

Физминутка

– Ножки, ножки, (ходьба на месте)
– Где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– Как  вы, ручки, работали? (приседают, «собирают грибы»)
– Мы грибочки собирали.
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели, (смотрят из-под руки, поворачиваются влево, вправо)
– Все пенечки оглядели.

(Детям раздаются заранее заготовленные кроссворды) А сейчас обратите внимание, перед вами на столах лежат кроссворды. Я предлагаю вам, разгадать их. Для этого вы можете использовать энциклопедии и справочники. (дети разгадывают кроссворд).

(по окончанию, дети обсуждают ответы на кроссворд)
























1. Одноклеточные грибы, используемые человеком в хлебопечении и виноделии.

2. Она у грибов имеет различную окраску и форму.

3. Незаметные, невидимые глазу грибы.

4. Съедобный гриб, живущий под осиной.

5. Тело гриба.

6. Съедобный пластинчатый гриб.

7. Съедобный шляпочный гриб.

8. Особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным.

9. Тело гриба, которое люди кладут в корзинку.

10. Гриб, поселяющийся на деревьях и разрушающий их древесину.

11. Шляпочный гриб.

12. Съедобные грибы.

13. Съедобные грибы, похожие на грузди.

Подведение итогов урока.

Сами дети делают выводы. Чему научились? Что нового узнали?

И в заключении составим правила сбора грибов

  1. Не бери неизвестные тебе грибы, не употребляй их в пищу и не пробуй на вкус.

  2. Если гриб тебе незнаком, спроси у более опытных грибников.

  3. Гриб надо срезать ножом.

  4. Никогда не собирай и не ешь те грибы, которые у основания ножки имеют клубневидное утолщение, окруженное оболочкой (как у мухомора), и не пробуй их на вкус.

  5. Придя домой, ещё раз пересмотри все грибы: может, в лесу ты что-то не заметил.

  6. Не собирай и не ешь перезрелые, ослизлые, червивые, испорченные грибы.

  7. Если сомневаешься, съедобен ли этот гриб, лучше его не брать

Спасибо за урок!

7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по окружающему миру "В царстве грибов"

Автор: Мельникова Евгения Николаевна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177661

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Конспект урока окружающего мира с применением технологии развития критического творческого мышления"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_s_primienieniiem_tiekhnologhii_razvitiia"
    ["file_id"] => string(6) "468053"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525056202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока окружающего мира. Тема "Грибы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-tiema-griby"
    ["file_id"] => string(6) "123037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414403015"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока окружающего мира для 3 класса "В царстве грибов" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-dlia-3-klassa-v-tsarstvie-ghribov"
    ["file_id"] => string(6) "104683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402750165"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока по окружающему миру во 2 классе по теме: "Грибы". "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-vo-2-klassie-po-tiemie-griby"
    ["file_id"] => string(6) "156898"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421504089"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока окружающего мира "Грибы""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-griby"
    ["file_id"] => string(6) "277379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452879375"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства