Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Зима" УМК "Планета Знаний"»
Урок окружающего мира на тему «Зима».
Учитель: Шутова Мария Сергеевна
Класс: 1 «а»
Метод обучения: словесный, практический, работа в группах, в парах, использование некоторых методов и приемов технологии развития критического мышления: кластер.
Тип урока: урок изучения нового материала УМК «Планета Знаний» (можно использовать по любой программе)
Цели: создать условия для уточнения и систематизации представлений детей, полученных на экскурсии, обучения выделять признаки предметов, сравнивать и классифицировать, способствовать закреплению полученных знаний в разнообразной практической деятельности детей.
Познавательные УУД:
1) формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;
3) формирование умения устанавливать аналогии;
4) формирование умения обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
1) формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
Формирование умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Ход урока.
Орг. момент. Психологический настрой.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром пушинки. (Зима)
- Какое время года наступило? (Зима)
Актуализация знаний и постановка проблемы.
Снег, лёд, январь, апрель, стужа, вьюга, снегирь.
Найдите лишнее слово, а по остальным словам определите, о чём сегодня мы будем говорить. Мы будем говорить… Продолжите мою мысль. (О зиме)
Совместное открытие новых знаний.
Работа с кластером на доске « Признаки зимы» (Таблички заполняют кластер постепенно)
-Какой сейчас месяц? (Декабрь)
-Какие ещё зимние месяцы знаете? (Январь, февраль)
Как изменилась погода по сравнению с осенью? (Стало холодно)
- Как выглядит небо? (Серое)
- Как изменились деревья? (Они стоят в снегу)
– Какие изменения происходят с деревьями зимой?
- Большинство деревьев стоят голые, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», т. к. хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Ещё один признак зимы – деревья и кусты стоят голые.
- Чтобы произошло с ветками деревьев, если бы они осенью не сбросили листву? (Сломались бы под тяжестью снега)
- Все ли деревья сбросили листву? (Нет. Ель и сосна остались зелёными)
- Что можно сказать о продолжительности дня и ночи в зимнее время? Как вы думаете, это признак зимы?
Игра «Магазин». Работа в тетрадях, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга
- А сейчас я вас приглашаю в магазин.
- Закрасьте те вещи, которые подходят для зимнего времени года. Одна пара отчитывается о своей работе
- Почему ребята выбрали эту одежду? (зимой холодно, поэтому надо тепло одеваться) Это еще один признак зимы – люди одеваются тепло.
- Ребята, одежда нас не греет, когда холодно, а поддерживает тепло нашего тела. Подробнее об этом вы узнаете в старших классах.
-Назовите характерные признаки зимы. Дети делают вывод по кластеру
Беседа о снеге.
- Мы выяснили, что зимой выпадают осадки в виде снега, потому что холодно.
- Снег – что это такое? (замёрзшая вода)
- Как образуются снежинки, кто знает?
- Получить на это ответы поможет сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева».
Учитель читает отрывок из сказки.
«Снежная королева подхватила Кая и они оказались в заоблачных высотах. Кай узнал там тайну рождения снежинок. Когда воздух вместе с водяным паром поднимается высоко в небо, водяной пар превращается в воду, она на морозе замерзает, превращаясь в кристаллики льда. Попав в тучу, они становятся всё больше и принимают форму снежинок, которые сплетаются вместе и образуют густые пушистые хлопья. Упав на землю, они образуют сугробы».
- Если вы заинтересовались книгой, то попросите родителей, чтобы они вам ее прочитали. А кто хорошо читает, может прочитать книгу самостоятельно.
Физминутка.
А сейчас все встаньте. Давайте полетаем как снежинки.
Но вот их закружила вьюга. Давайте покружимся.
А теперь тихо опускаемся на землю. Садитесь.
-Какие животные остались в зимнем лесу?
Работа с учебником с 65.
- Чьи это следы на снегу? Какие следы вам приходилось видеть?
-Как живут звери и птицы, чем питаются?
-Растения дают животным пищу. Но её не всегда им хватает. Поэтому человек подкармливает их. Рассмотрите рисунок на с 64. Как люди помогают животным?
V. Закрепление изученного. Работа по группам, защита (по 1 ученику от группы)
I группа- Какие птицы остаются зимовать? Отметьте их на с 6 в тетради.
II группа - Нарисуйте берёзу и ель в зимнем наряде на с 6 в тетради.
III группа-с 65 учебника. Сколько зверей спряталось в лесу? Кто, где спрятался?
Вопросы к ученику (формирование алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Какие признаки характеризуют зиму? Кластер сначала закрыт, затем его открывают и проверяют.
- Ребята, любите играть в снежки? У вас на столе лист бумаги, напишите на нём своё имя. Сделайте снежок и бросьте его в одну из корзин: Мне понравился урок.Мне было скучно.