в третьем классе.
Учебник. Окружающий мир. 3 класс.
410009, г. Саратов, ул. Луговая, дом 62/70, кв. 77.
Сот.тел. 8-960-346-51-35
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Мотивирование к учебной деятельности. (Организационный момент) 1мин. | Создание эмоционального настроя на урок | Приветствие учителя. - Продолжаем нашу тему, Изучая карту-схему, Где, какая в ней страна, Чем богата и сильна. Омывается ль морями, Есть ли страны в океане. Всё узнаем, всё изучим, И названья стран заучим. -Как вы поняли из вступления, чем мы сегодня будем заниматься? -Правильно. Сегодня мы продолжим наше путешествие по странам. Вы должны помнить, что только слаженная работа всех участников приведёт к хорошему результату. Если вы готовы отправиться в путешествие – хлопните в ладоши. -Желаю удачи! | Диалог с учителем. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. -Мы познакомимся с очередными странами, узнаем их расположение, чем страны интересны. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний. Работа с картой 8-9 мин. | Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы Организовать работу в группах, обеспечить контроль за выполнением задания. | -Но прежде чем двигаться дальше, давайте вспомним, с какими странами мы уже знакомились на прошлых уроках. У вас на столах лежат карточки, на одних написаны страны, на других – столицы. (Приложение 1) Работаем в парах. Соедините столицу с названием страны. Для этого откройте в помощь карту в учебнике, стр.102. -Закончили? Молодцы, теперь нам необходимо проверить правильность выполнения работы | Работают в парах. С помощью учебника составляют пары страна-столица Диалог с учителем, осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работа в группах).Работа с картой. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Учащиеся зачитывают полученные пары, остальные проверяют по слайду на доске | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения. |
3.Выявление причины затруднения. 2-3 мин. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Работа с картой. Фронтальная работа с учебником. | -А сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но для этого нам надо разделиться на малые группы по 4 человека. Каждая 4-ка это команда корабля. Выберите капитана на своем корабле. Хорошо. Каждый морской путешественник перед отправлением, что должен обязательно сделать? Вот и мы должны проложить маршрут. Я вам подскажу, мы отправимся на полуостров, который находится на севере Европы. Найдите его на карте. (Приложение 2) Посмотрите, что он вам напоминает? Рассмотрите внимательно этот полуостров. Какие страны там находятся? Все эти страны называются Скандинавскими. Как вы думаете почему? Слайд с полуостровом Что общее есть у всех стран? - Капитаны подойдите ко мне и возьмите конверты. | Ученики делятся на группы. Выбирают капитана -Определить маршрут, по которому они будут следовать Находят полуостров. -Этот полуостров по очертаниям напоминает животное –тигр. Норвегия, Швеция, Финляндия Т.к. они находятся на Скандинавском п-ве - Все имеют выход к морю | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. 5-6 мин. Целеполагание | Активизировать деятельность учащихся к выходу из проблемной ситуации | - Что должно быть на корабле, чтобы люди легко могли узнать какому государству принадлежит корабль? -Скажите, а где мы можем узнать, какому государству соответствует какой флаг? - А теперь откройте конверты, достаньте флаг и прикрепите его на мачту корабля. ( У каждой команды стоит на парте кораблик) Открыв учебник на странице 111-115, вы узнаете к берегам какого государства вы отправитесь. -Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте подумаем и решим, что мы хотим узнать о стране, какие цели себе поставим? - А чтобы достичь поставленных целей, какие качества нам помогут? - Теперь отправляемся. -Используя помощь учебника, пришвартуйте свой корабль к столице государства, в которое вы отправились. Для этого достаньте флаг и прикрепите его к столице на карте. -Молодцы! Сходим на берег и начинаем свое исследование. Для этого у вас в конвертах находится путевой лист, который вам необходимо заполнить, путешествуя по стране. | -Флаг -Из учебника, из интернета, из атласа, на карте Команды называют свои государства Работа с учебником Ставят цели. -Познакомимся со странами, их столицами, государственным устройством, местными достопримечательностями и знаменитостями - Для этого понадобится умение рассуждать и отстаивать свою позицию, внимание и сосредоточенность. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Капитаны команд выполняют задание на доске. | Коммуникативные: постановка вопросов; Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы. Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование; |
5.Реализация построенного проекта. Работа с учебником по плану. Ознакомление с новым материалом 8 мин. (Физкультминутка 2 мин) | | Приложение3 После 10 минут обсуждения, каждая группа подготовит мини - выступление о своей стране. Презентация. (Демонстрация с пояснениями учителя) Физминутка Что там чудится в тумане? Волны плещут в океане. Это мачты кораблей. Пусть плывут сюда скорей! Мы по берегу гуляем, Мореходов поджидаем, Ищем ракушки в песке И сжимаем в кулаке. Чтоб побольше их собрать, Надо чаще приседать. | Работают с информацией, представленной в учебнике. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Диалог с учителем. Заполняют путевой лист Капитаны команд зачитывают заполненный путевой лист, а вторая команда дополняет. Дети вытягивают руки вперёд. Дети машут руками, изображая волны. Дети вытягивают руки вверх. Дети приветственно машут руками. Ходьба на месте. Наклоны. Дети сжимают кулачки. Приседания. | Логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство; Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 2-3 мин. | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать фронтальную работу | - Вопрос к другим командам, что интересного в этом государстве? - А теперь давайте вспомним и повторим все то, о чем нам рассказали капитаны. - Назовите скандинавские страны. - Почему эти страны называют скандинавскими? -Какая страна имеет столицу Осло? -Как называется самая знаменитая природная достопримечательность Норвегии? -Назовите столицу Швеции? -Чем связаны Швеция и литературный герой «Малыш и Карлсон»? -Как называется страна богатая озерами? -Какое количество озер в этой стране? -Столица Финляндии -Чем особенна эта страна? Молодцы! | -Норвегия, Швеция, Финляндия -Расположены эти страны на Скандинавском полуострове -Норвегия -фьорды Стокгольм Швеция- родина писательницы Астрид Лингрен, которая и придумала истории о Малыше и Карлсоне Финляндия Более 180тыс – Хельсинки Чистотой, аквапарками, Санта-Клаус | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение структуризировать знания; рефлексия способов и условий действия; |
7. Самостоятельная работа 7 мин | | Работа в рабочей тетради С.55№1 -Прочитайте -Рассмотрите карту. Найдите в учебнике карту на с.110. Используя данную карту, подпишите названия скандинавских стран. С. 55№2 Прочитайте. -Стрелками соедините названия первых 3 государств с их столицами Проверка. С.56№3 -Прочитайте. -Найдите в тексте учебника достопримечательности каждой страны, про которые мы сегодня говорим: Норвегия, Швеция, Финляндия и впишите их в таблицу. -О каких достопримечательностях в Норвегии вы прочитали? -Впишите в таблицу. -А в Швеции, какие достопримечательности? -Впишите в таблицу. -Назовите достопримечательности Финляндии. -Впишите в таблицу. (Учитель собирает рабочие тетради для дальнейшего оценивания, и выявления индивидуальных затруднений) | Самостоятельное выполнение в тетради. Самостоятельная работа с информацией в учебнике Фьорды – самая знаменитая природная достопримечательность. Это узкий, глубоко вдающийся в берег морской залив со скалистыми берегами Королевский дворец, музей корабля «Васа» Президентский дворец, множество озер, аквапарки. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Включение в систему знаний и повторение. 3-4 мин. | Включить обучающихся в обсуждение проблемных вопросов. Организовать фронтальную работу | Закрепление. -Что нового вы сегодня узнали на уроке? Сравните флаги Скандинавских стран. Что у них общего, а в чем различия? (флаги вывешиваются на доске) | Фиксируют новое содержание, изученное на уроке. Перпендикулярные полосы, различные цвета: Дания, Норвегия красного цвета, Финляндия – белый, Швеция, Исландия – синий цвет | Личностные: - демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки Познавательные: завлечение необходимой информации из задания Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
9.Самостоятельная работа с проверкой по эталону, рефлексия | | -А теперь проверим, насколько хорошо вы занимались на уроке и все усвоили. Выполните тест по изученной теме. Стр.78-80 зад.№251,252,253,254,255. Дети сравнивают ответы, со слайдом после выполнения Тот, кто не допустил ни одной ошибки, ставит себе 5 Одну ошибку - 4 Две ошибки - 3 Три и более – 2 | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: - уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра - уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, умение работать в паре и в группах. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |
10. Рефлексия деятельности. 2-3 мин. | | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Организует самооценку учебной деятельности. - Как бы вы продолжили фразу: «Сегодня я узнал….» «Для меня было открытием то, что…» - В какой из скандинавских стран вам захотелось побывать? Молодцы! Теперь давайте определим на сколько хорошо работала на уроке каждая команда. Та команда которая справлялась в течении всего урока со всеми заданиями, все поняла – флаг на своем корабле оставляет высоко. Та команда, которая работала хорошо, но в процессе выполнения заданий возникали вопросы – опускает флаг ниже. Та команда, которой было тяжело, не справлялась с заданиями, которым нужна помощь – опускают флаг вниз. Капитаны команд выносите свои корабли, а мы посмотрим на результаты работы команды. | |
9. Итог урока. Домашнее задание 2 мин | | Дает комментарий к домашнему заданию. Северная Европа – это небольшая, но своеобразная часть нашей планеты. Конечно, урока недостаточно, чтобы познакомиться с её достопримечательностями. Предлагаю вам выполнить домашнее задание разного уровня. Вы можете выполнить задание любого уровня по своему желанию. Уровень 1. Расскажи о Скандинавской стране по плану. Уровень 2. В супермаркетах города найди товары произведённые в Скандинавских странах. Уровень 3. Расскажи о достопримечательностях любой страны, расположенной на Севере Европы. | | |