Организационный момент Постановка учебной задачи Изучение нового материала Первичное закрепление Итог урока. Рефлексия | Рассмотрите 1 слайд. Что объединяет все эти предметы? (На слайде изображены шар, дирижабль, ракета, ковёр-самолёт, парашют, Карлсон) Дети. Все они способны к полёту. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на быстрых стрелах, даже на летучих мышах!
Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли. Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль – управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый, позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт: Чудо-птица, алый хвост, Прилетела в стаю звёзд. (Ракета) Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой: Он не лётчик, не пилот, Он ведёт не самолёт, А огромную ракету. Дети, кто, скажите это? (Космонавт) 3. Постановка задач урока. Тема урока. (5 слайд) Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? А почему мы будем говорить о космонавтах именно сегодня? (12 апреля - День космонавтики) 1 Алексеева Лия Игоревна (239-910-541) Сегодня на уроке мы выясним, почему день12 апреля мы считаем необычным днем, почему его каждый год отмечает наша страна. Кто такие космонавты, и чем они занимаются. 4. Работа над лексическим значением слов. Сначала мне бы хотелось вас спросить: КОСМОС, ВСЕЛЕННАЯ — вся система мироздания, весь мир. Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты, Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце. 5. Работа с ключевыми словами – У каждого на столе лежат карточки с «ключевыми словами». Это те слова, которые мы сегодня будем использовать на уроке. В конце урока мы выясним , как вы понимаете смысл каждого из них. А для того,чтобы эта работа не вызвала у вас затруднений, на уроке надо быть очень внимательными. Космическая азбука: «Восток», женщина-космонавт, искусственный спутник, космос, космонавт, космическая станция, Лайка, мышка, кролики, Белка и Стрелка,скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля. 6. Работа с текстом учебника стр. 168 – Прочитайте только 2 первые предложения про себя и подчеркните «ключевые слова» ( слова — подсказки лежат у вас на партах). Какие из ключевых слов встретились нам в этих предложениях? (космос, Юрий Алексеевич, 12 апреля) – Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики? – 12 апреля 2011 года исполняется ровно 50 лет с первого полета человека в космос. (7 слайд) – А сейчас мы с вами узнаем,как же проходил этот полет. Как себя чувствовал первый космонавт. Чтение подготовленного ученика стр. 168 — 169. Вопросы после чтения: Как себя чувствовал первый космонавт? Легко ли ему было в этом полете? Прочитайте. А какие-нибудь положительные эмоции испытывал космонавт? (Гордость, счастье, радость) Зачем люди летают в космос? Каждый может стать космонавтом? Какими качествами должен обладать космонавт мы узнаем из игры. 7. Игра «Собери слово» На столе у вас разрезные картинки. Соберите картинку правильно, и вы прочитаете качество настоящего космонавта. Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. 2 Алексеева Лия Игоревна (239-910-541) Слова: трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый, выносливый, терпеливый, наблюдательный. Каким же должен быть космонавт? (На слайде появляются названия качеств космонавтов.) В полёте космонавты должны выполнять специальные «космические правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете. Космонавт, не забудь Во вселенную ты держишь (путь). Главным правилом у нас Выполнять любой (приказ). Космонавтом хочешь стать Должен много, много (знать). Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит (труд). Только дружных, звездолёт Может взять с собой (в полёт). Скучных, хмурых и сердитых Не возьмём мы на (орбиту). 8. Физминутка «Ракета» А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты») Три, четыре – (основная стойка) Вот летит ракета ввысь. 9. Работа в группах. Чтение с заданием. – Мы с вами выяснили,что космонавты должны обладать трудолюбием,чтобы достичь высоких результатов. Трудолюбие — это очень важное качество для любого человека. Сейчас мы с вами тоже будем воспитывать в себе это качество. Вы будете сами добывать знания. Каждая группа получила лист с текстом и заданием. Читаете текст про себя и готовите ответы на вопросы. Затем мы будем обмениваться полученными знаниями друг с другом. А также надо выбрать слова, которые являются в вашем тексте ключевыми. Примерные тексты. 1 группа. Космическая орбитальная станция. У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и работают. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. (космос, космическая станция) 3 Алексеева Лия Игоревна (239-910-541) Вопросы: 1. Как называется дом космонавтов? 2. Зачем он нужен? 3. На что похож космический дом? 2 группа. Как работают космонавты. Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами, Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом, проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с Земли из Центра управления. (космическая станция, космонавт) Вопрос: Что делают космонавты на космической станции? 3 группа. Животные-космонавты. Первыми космонавтами-разведчиками были кролики, насекомые, даже микробы. Первая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей, но мышка вернулась живой. (мышка, кролики) Вопросы: 1. Какие животные летали в космос? 2. Что вы узнали о полёте мышки? 4 группа. Собаки-космонавты. Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собака подходит для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 4-6 килограммов, ей должно быть 2-3 года, шерсть должна быть светлой. Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые, спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов. В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не бояться тряски и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету, и отважная разведчица умчалась в космос. (Лайка) Вопросы: 1. Как готовили собак для полёта в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта? 5 группа. Первый космонавт. 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в космосе! Русский!» Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым. (космонавт, Юрий Алексеевич, 12 апреля, «Восток») Вопросы: 1. Как зовут первого космонавта? 2. Сколько минут продолжался первый полёт? 6 группа. Скафандр. В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр. 4 Алексеева Лия Игоревна (239-910-541) Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с товарищами, оставшимися на станции. (скафандр) Вопросы: 1. Как называется одежда космонавтов? 2. Зачем нужен скафандр? 7 группа. Искусственные спутники. 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали наши учёные. Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть спутники-разведчики. (искусственный спутник) Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли (Сообщения подготовленных учеников) – Терешкова Валентина Владимировна — первая женщина — космонавт планеты Земля. Она совершила свой полет 16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6». Продолжался он трое суток. Ей присвоили звание Героя Советского Союза. – Савицкая Светлана Евгеньевна — вторая женщина — космонавт и первая женщина — космонавт, вышедшая в открытый космос. Звание Героя Советского Союза ей присвоено дважды. 10. Подведение итогов Кто из живых существ первым полетел в космос? Почему это были животные, а не люди? Как готовили собак в космическое путешествие? Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт? Как называется второй дом космонавтов? Как работают космонавты на орбитальных станциях? Расскажите о специальной одежде для космонавтов. Как вы понимаете слово «спутник»? Спутник — 1. Человек. 2. Небесное тело. 3. Космический аппарат, который запускают в космос на орбиту с помощью ракетных устройств. Зачем же нужны искусственные спутники? – Вернёмся к нашей «Космической азбуке». Я показываю вам слово из «космической азбуки». А вы должны составить мне предложение с ним. 11. Организационный момент. Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим: «С мечты». Я желаю вам мечтать , фантазировать, стремиться к намеченной цели, и необязательно,чтобы вы стали космонавтами. Главное, чтобы вы стали хорошими 5 Алексеева Лия Игоревна (239-910-541) людьми. И, думаю, сегодняшний урок останется в вашей памяти не только, как познавательный, но и как урок доброты, взаимовыручки, гордости за свою страну. | Космонавт Ракета Работа со словами, лексическое значение. Работают с текстом в учебнике. Отвечают на вопросы. Играют в игру: «Собери слово» Физкультминутка ракета, связанная с темой урока. Работают в группе. Выполняют задание. Отвечают на вопросы. | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в знаковых записях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. |