kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по окружающему миру к разделу "Где и когда?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «открытия» новых знаний. Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях. Основополагающий вопрос урока: могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру к разделу "Где и когда?" »

Урок окружающего мира

Тема урока: Где живут белые медведи?

1 класс, УМК «Школа России»

Автор: Юдина Евгения Михайловна

Тип урока по целеполаганию: Урок «открытия» новых знаний

Цель урока: Создание условий для формирования первоначальных представлений детей о холодных районах земли и о животных, обитающих на этих территориях.

Задачи урока: 1) Образовательные: дать представление о холодных районах Земли; научить детей находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антаркти¬ду; актуализировать знания учащихся о животных, обитающих в этих районах; учить детей устанавливать связи между строением, образом жизни животных и природными условиями.

2) Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся, формировать умение составлять предложения на основе опорных слов.

3) Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания коммуникативной культуры учащихся при работе в группе.

Ход урока:

I.Самоопределение к деятельности

Ужасно интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем!

С детства мы должны стремиться

Что-то новое узнать.

Все исследовать, конечно,

Чтобы в жизни применять!

- Улыбнитесь друг другу. Пожелайте крепкого здоровья, хорошего настроения и удачного дня!.

- Какое настроение у вас сейчас? (светофоры)

- Желаю всем на сегодняшнем уроке преодолеть новые ступеньки в познании окружающего мира.

II. Актуализация знаний 1. Графический диктант

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-Нет». Я буду читать предложение, если вы согласны с тем, о чем в нем говорится, то в таблице ставите «+», если не согласны – «-»:

+ ДА - НЕТ

- В прошлом вы были взрослыми? (Нет)

- Настоящее – это то, что происходит сейчас? (Да)

- Суббота придет после пятницы? (Да)

- Первый день недели это вторник? (Нет)

- Между средой и пятницей – четверг? (Да)

- Лето наступит после весны? (Да)

- Декабрь, январь и февраль – это зимние месяцы? (Да)

- Понедельник, вторник, среда – это месяцы? (Нет)

- Перед зимой идёт весна? (Нет)

- В году 4 времени года? (Да)

Самопроверка игры: (по слайду) - + + - + + + - - +

Итог: Кто на все 10 вопросов ответил правильно? На 9? На 8? Молодцы!

2. Беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока

- Какое сейчас время года?

- Какой основной цвет имеет зима?

- В нашей местности происходит смена времён года?

- А меняется ли у нас погода с переходом одного времени года к другому? (погода меняется.)

- Но, оказывается, есть на нашей планете районы, в которых смена времен года почти не заметна? Где находятся такие места?

- Сегодня мы совершим экспедицию к этим местам.

Экспеди́ция — путешествие со специально определённой целью — научной или военной.

III. Постановка учебной задачи

Давайте отгадаем загадки и узнаем, о каких животных пойдёт сегодня речь на уроке:

В чёрных фраках,

В белых майках круглый год

Ходит этот удивительный народ. (пингвины)

Среди снегов и льда не голодает.

За рыбой в холодную воду ныряет.

Густая белая шерсть спасает.

От морозов согревает. (белый медведь)

- Наш дорогой друг Муравьишка каждый урок задет нам вопросы. Сегодня это вопрос ГДЕ?...

- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Используйте для этого слова на слайде:

• познакомимся…

• научимся…

• узнаем…

- Зачем мы будем говорить об этом?

- Сегодня мы будем открывать для себя удивительные вещи, находить ответы на свои вопросы.

- Как вы думаете, где могут жить эти животные? (дети высказывают свои предположения)

- Вопросик очень хочет узнать, могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? (дети высказывают свои предположения)

IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

- Я предлагаю всем нам отправиться в путешествие и посмотреть, как живётся этим животным. Согласны?

- Мы с вами отправимся в путешествие к Северному полюсу.

Работа в парах.

- Как вы думаете, что понадобится в путешествии? (тёплая одежда)

- Возьмите карточки и обведите то, что понадобится нам для путешествия.

Проверка устно.

- Почему выбрали такую одежду?

- Ну что, вещи мы взяли. Теперь отправляемся в путь.

- Чтобы попасть в нужное нам место, нужно произнести волшебные слова, закрыв глаза:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.

- Открываем глаза и смотрим внимательно.

Фронтальная беседа на основе презентации с использованием глобуса.

- На Земле есть очень холодный район – Северный Ледовитый океан. В этом районе расположен Северный полюс – Арктика. Большая его часть покрыта льдом и снегом. Зима долгая. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до - 60 градусов.

- Найдём на глобусе – Северный Ледовитый океан. (макушка) (Учащиеся показывают Северный полюс)

- Как, вы думаете, почему его так назвали? Как еще называют этот район Земли? (Арктика)

- Зимой в Арктике круглые сутки темно. Это - полярная ночь.

- Однажды учёным посчастливилось увидеть на небе яркие разноцветные вспышки огней. Как вы думаете, что это было?

- Здесь встречается одно из самых красивых природных явлений на нашей планете – северное сияние.

- Как вы думаете, могут ли в таких холодных погодных условиях жить животные? (Да.)

- Здесь и живёт белый медведь!

Белый медведь – хозяин Северного полюса. Весит он 700 килограммов, а в длину достигает 3-х метров. Белый медведь – это самый большой и сильный из всех медведей.

- Как вы думаете, чем любят питаться белые медведи?

Питается белый медведь рыбой, морскими водорослями, тюленями. Зимуют они в берлоге изо льда. В ноябре медведица выкапывает в снегу глубокую берлогу. Вскоре на свет появляются 2 – 3 медвежонка, которые спят вместе с мамой в тёплой берлоге до весны. Детёныши остаются с матерью ещё 2 года. Всё это время она их кормит и заботится о них.

- Почему белый медведь может выжить на Севере, в холодном, ледяном краю? Что ему в этом помогает?

Тёплая шуба и толстый слой подкожного жира не дают замёрзнуть и помогают плавать. Строение лап: когти, мех на подошвах, перепонки между пальцами. Белая окраска.

- Белые медведи отличные пловцы и могут часами находиться в ледяной воде. А шкура даже не намокает. Почему шкура медведя не намокает? (предположения детей)

- Проведём опыт. (Цель опыта доказать, почему шкура медведя не намокает)

Пододвиньте лоточки.

1. Покажите правую руку, указательный палец.

2. Окуните палец в чашку с водой.

3. Достаньте. Каким стал палец?

4. Смажьте средний палец жиром.

5. Окуните средний палец в воду.

6. Достаньте. Понаблюдайте за каплями воды на среднем пальце.

7. Сделайте вывод.

8. Почему шкура не намокает? (шкура медведя не намокает, так как смазана жиром)

9. Протрите пальчики салфеткой.

Физминутка:

А теперь, все дружно встали и как мишки зашагали,

Будем делать повороты, Выполняйте все с охотой.

Наклонились влево, вправо. Получается на славу!

Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Крупные животные Арктики – моржи. Чтобы не замерзнуть в суровом климате, у моржей имеется очень толстый подкожный слой жира. Бивни моржам служат не только оружием в драках с соперниками, но и помогают вытаскивать грузное тело из воды на лёд. Питаются моржи моллюсками.

Тюлень – это обитатель Арктики. Тюлени – хищники, питается рыбой. Тюлень хорошо плавает и ныряет. Вместо ног у него ласты. Тюлень может долго находиться под водой, но ему нужен воздух и тогда он выныривает на поверхность, чтобы сделать вдох. У многих тюленей имеется хорошее средство защиты от холода – густой мех. Он отлично сохраняет тепло.

- Есть ли птицы в Арктике? (поморник)

- Почему её так назвали? Какое знакомое слово услышали? (по морю)

Поморник - хищная птица, ест рыбу, птичьи яйца и птенцов.

В Арктике очень много птиц. Тысячи птиц гнездятся на скалах, образуя птичьи базары.

Фронтальная беседа на основе презентации с использованием глобуса.

- А теперь мы с вами совершим экспедицию на Южный полюс. Давайте выберем одежду для нашего путешествия.

- Какие у вас есть догадки? предположения? (Летнее платье, рубашка и шорты, носки, босоножки) Разве на юге может быть холодно?

- Согласны с предположением? Почему? Мнения у нас разделились. Чтобы прийти к общему решению, продолжим нашу экспедицию. - Итак, отправляемся на Южный полюс. Закрываем глаза, произносим волшебные слова:

Сто вопросов - сто ответов,

В них найду я сто секретов,

Все секреты я узнаю,

Глазки быстро открываю.

- Посмотрите на фотографии, сделанные на Южном полюсе. Что видите? (предъявление научного факта) (Лед, снег…)

- Какой у вас возникает вопрос? (какие там природные условия, можно ли встретить животных, и как они приспособились к суровым условиям жизни.)

-Давайте прочитаем, что написано на нижнем белом участке глобуса. Покажите его на своих глобусах. Итак, мы с вами оказались на материке Антарктида. Антарктида находится на противоположной от Северного полюса стороне. Каким цветом окрашена Антарктида? (Белым.)

- От чего это зависит? (Это материк, покрытый толстым слоем льда.)

- Антарктида – огромный участок суши, самый холодный и суровый район Земли. Здесь тоже очень холодно. Дуют сильные ветры. Температура воздуха зимой достигает -60 градусов. Однажды было зафиксировано -89 градусов мороза. Летом температура воздуха -30 градусов. Но и здесь мы можем увидеть жизнь.

- А как вы думаете, в таких условиях могут жить животные? (Конечно.)

- О самом ярком представителе Южного полюса нам расскажет Сергей П.

Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу: рыбу, крабов, рачков. Тысячи тонких пёрышек и толстый подкожный жир помогают пингвинам переносить холод. Пингвины не умеют летать, потому что вместо крыльев у них лапы-ласты, которые помогают им плавать. Ростом они небольшие: всего лишь около метра. В Антарктиде, где живут пингвины, всегда холодно. Но даже в таких суровых условиях пингвины выводят птенцов. Вот какая необычная птица живёт в Антарктиде.

Физминутка

- Наш новый друг Пингвиненок предлагает отдохнуть. (выходит Руслан)

Чёрно-белые пингвины

Далеко видны на льдинах.

Вот они шагают дружно,

Для порядка это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

Руки вверх чуть приподняли

И быстрее побежали.

- Кто ещё обитает с пингвинами по-соседству? (посмотреть в учебнике)

Одним из самых опасных и свирепых хищников Антарктиды является морской леопард, который может охотиться и на пингвинов. Имеет очень острые зубы.

Альбатросы самые крупные из морских птиц, размах его крыльев достигает четырёх метров.

Ледяная рыба, настоящее чудо природы. Она живет и прекрасно себя чувствует в невероятно холодной воде.

- Какие холодные районы Земли вы теперь знаете?

- Правильно, на нашей планете Земля есть два холодных района – это Северный Ледовитый океан и Антарктида.

- Давайте вернемся к вопросу Муравьишки Вопросика, который он задал нам в начале урока? - Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Почему? Подтвердилось ли наше предположение?

V. Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Физминутка для глаз

- Так, что окружает белых медведей и пингвинов? У нас тоже есть снежинки, внимательно посмотрите на экран и выполните разминку для глаз вместе со снежинками.

Групповая работа

- Пингвиненок приготовил нам задания. (раздает папки)

- Прежде чем начать работать, вспомните правила работы в группе.

- Возьмитесь за руки, чтобы получить задание.

- 1 и 2 группа получит набор карточек с изображением животных и листы с районами Арктики или Антарктиды. Задание: расселите жителей на своих полюсах.

3 группа: Сравните Северный и Южный полюс. Что у них общего? Отметь кружок зеленым цветом.

А какое отличие между ними? Отметь кружок красным цветом.



Северный полюс.

Южный полюс.


Северный Ледовитый океан (Арктика)

Антарктида


веч­ные льды и очень холодно

веч­ные льды и очень холодно


океан, покрытый льдом

участок суши, покрытый льдом


далеко от экватора

далеко от экватора


полгода день и полгода ночь

полгода день и полгода ночь


есть животные

есть животные


нет растений

растут мхи, лишайники, но их мало




Представитель от каждой группы защищает свою работу.

- Оцените работу своей группы. Оцените свою работу.

Задание в рабочей тетради «Окружающий мир №2» - с.11.

- Ребята, наша старая знакомая Мудрая Черепаха хочет проверить, как мы работали на уроке. Она приготовила нам интересный вопрос. Прочитаем его. (на слайде)

- Подумай, охотятся ли белые медведи на пингвинов? Почему?

- В полярных экспедициях ученые проводят научные исследования и свои наблюдения записывают в специальный журнал. Мы сегодня тоже как настоящие ученые отметим то, что мы узнали, в нашей тетради.

- Внимательно рассмотрите картинки и скажите, какое животное лишнее и почему? (пингвин – Северный Ледовитый океан, Арктика; белый медведь – Антарктида)

Дополнительный материал

- Ребята, у Пингвиненка есть странный конверт. (дети читают, что в нем написано) На нём написано ледяная гора. Как это назвать одним словом? (сообщение ученика)

Айсберг – это ледяная гора, свободно плавающая в море или в океане. Они бывают разной формы. Их подводная часть намного больше той, которая находится над водой. Айсберги представляют большую опасность для кораблей. Несмотря на опасности, люди научились использовать айсберги в своих целях. На некоторых строят исследовательские станции и изучают окружающую среду. Другие с помощью огромных кораблей буксируют в засушливые районы.

- Вот, ребята, как много мы сегодня узнали и посмотрели. Пора возвращаться домой. В этом нам поможет наш друг Пингвиненок. Поиграем с ним в игру.

VI. Обобщение и закрепление. (Контроль) Игровая ситуация «Может ли такое быть?» (подготовленный ученик-Пингвиненок)

- Каждый из вас берёт сигнальные карточки. Внимательно слушайте стихи, если вы согласны, показываете зелёный цвет, если не согласны - красный цвет. Будьте внимательны!

1. Медведь в воде не замерзает, Ведь шкура у него не промокает. (Зелёный сигнал)

2. Пингвин зимою не скучает, Ведь отлично он летает.(Красный сигнал)

3. Пингвины плавают, ныряют, Им лапы-ласты помогают. (Зелёный сигнал)

4. Рыба небольшая, и даже ледяная. В воде неприметная, кровь её бесцветная. (Зелёный сигнал)

5. Морж огромен и силён И клыками награждён.(Зелёный сигнал)

6. В Антарктиде там и тут Кругом яблони цветут.(Красный сигнал)

7. В Антарктиде целый день Ходит по лесу тюлень.(Красный сигнал)

8. На большой плывущей льдине Встретились медведь с пингвином.(Красный сигнал)

VII. Итог урока Фронтальная беседа на основе полученных знаний.

- Молодцы! Вы хорошо усвоили материал сегодняшнего урока.

- Давайте вернемся к вопросу Муравьишки Вопросика? Могут ли в природе встретиться белый медведь и пингвин? Подтвердилось ли наше предположение? Почему?

Индивидуальная работа.

- Ребята, посмотрите, у вас на партах лежат карточки с изображением белого медведя, пингвина и нашей планеты. Покажите, про кого вам интереснее было узнавать? Разместите этого животного в том месте земного шара, где он обитает. (Дети выполняют индивидуальную работу)

- Проверьте друг у друга правильность выполнения работы.

Сообщение о встрече этих животных в мультфильмах.

- Мудрая Черепаха очень довольна вами, она хочет у вас спросить: есть ли такое место не в свободной природе, где все - таки могут встретиться белый медведь и пингвин? (в зоопарке, в цирке.)

- О том, где еще могут встретиться эти животные, нам расскажет Влад. Он откроет нам этот секрет. (сообщение о встрече этих животных в мультфильмах)

Вопросы для повторения:

- Итак, подведём итог нашего урока. - У нашего Пингвиненка есть волшебный ледяной кубик. Давайте поиграем.

• Белые медведи живут на ……. полюсе. (Арктика)

• Пингвины живут на ……. полюсе. (Антарктида)

• Яркие разноцветные вспышки огней на небе называются …..

• Плавучая ледяная гора называется…….

• Назовите самые холодные районы на нашей планете.

• Мне было интересно узнать о ………(сделать метку для последнего вопроса)

- Ребята, а что вас удивило в нашем путешествии?

Вопрос для связи полученных знаний с изучением следующей темы.

- Ребята, а как думаете, есть ли на нашей планете Земля такие места, где всегда тепло? Круглый год лето? В экспедицию по таким местам мы отправимся на следующем уроке.

VIII. Рефлексия

- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя, на какой вопрос хотели найти ответ.

- Кто считает, что поднялся на следующую ступеньку в познании окружающего мира? Почему?

- Оцените свою работу на уроке. (светофоры)

- Какое настроение у вас сейчас? (светофоры)

- Оценить вам свою работу на уроке помогут снежинки. Голубая снежинка – мне больше нравится работать в группе. Белая снежинка – мне больше нравится работать самостоятельно.

Ученики выходят к доске и прикрепляют свои выбранные снежинки.

- Ребята, вы отлично работали на уроке, узнали много нового и интересного, работали дружно в группах. Спасибо за урок!

IХ. Внеурочное творческое задание (по желанию)

1) Сочинить стихотворение или найти и выучить стихотворение про жителей северного и южного полюсов.

2) Нарисовать рисунок на тему: «Мы на Северном полюсе» или «Мы на Южном полюсе»

3) Найти интересные факты о белых медведях или пингвинах (проиллюстрировать).

4) Выяснить, какие еще животные обитают на северном и южном полюсе.

Дети выбирают карточки - творческие задания по желанию домой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по окружающему миру к разделу "Где и когда?"

Автор: Юдина Евгения Михайловна

Дата: 07.10.2015

Номер свидетельства: 236869

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока окружающий мир в 1 классе на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер? "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-v-1-klassie-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139883"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417807022"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Презентация к уроку окружающий мир на тему "Почему идёт дождь? Почему дует ветер?" "
    ["seo_title"] => string(96) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchii-mir-na-tiemu-pochiemu-idiot-dozhd-pochiemu-duiet-vietier"
    ["file_id"] => string(6) "139888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1417807829"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Конспект урок окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-urok-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103091"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402566792"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока окружающего мира во  2 классе по теме: "Что такое семья?" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-vo-2-klassie-po-tiemie-chto-takoie-siem-ia"
    ["file_id"] => string(6) "103109"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402567836"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока окружающий мир: "Дикие и домашние животные" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchii-mir-dikiie-i-domashniie-zhivotnyie"
    ["file_id"] => string(6) "230133"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441993519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства