Просмотр содержимого документа
«Разработка плана-конспекта урока окружающего мира (2 класс)»
Тема: Формы земной поверхности 2 класс
Цель урока: формировать представление о формах земной поверхности;познакомить с равнинами и горами, с возвышениями и углублениями равнины; расширить знания детей о частях гор и холмов; учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления; расширять кругозор, работать над развитием словарного запаса; воспитывать любовь к предмету.
Оборудование: иллюстративный материал.
Тип урока: комбинированный.
Хронометраж
I. Организационный момент 1 мин
II. Минутка синоптика 1 мин
III. Проверка домашнего задания 1 мин
IV.Актуализация опорных знаний 2 мин V. Сообщение темы и цели 1 мин
VI. Изучение нового материала 15 мин
VII. Закрепление и осмысление нового материала 10мин
VIII. Обобщение и систематизация материала 2 мин
IX. Итог урока 1 мин
X. Домашнее задание 1 мин
ХОД УРОКА
I .Организационный момент
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Марьяна Владимировна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
Окружающий нас мир интересно познавать
Его тайны и загадки мы готовы разгадать?! (Готовы!)
- Проверьте всё ли готово у вас к уроку: учебник, тетрадь, пенал.
II. Минутка синоптика.
- А начнем мы наш урок с минутки синоптика. Послушайте внимательно загадку и скажите, о каком месяце пойдет речь.
Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, Слышно жаворонка трель - В гости к нам пришел ... (Апрель)
- Какая температура воздуха была сегодня утром?
-Посмотрим в окно, в каком состоянии находится небо?
-Какой ветер?
-Он слабый, средний или сильный?
-Есть ли сейчас какие-нибудь осадки?
-Ребята, наступила весна, какие происходят изменения в живой природе?
-Что относиться к живой природе?
-Давайте посмотрим на деревья и кустарники.
-В каком они состоянии?
- А есть ли уже первоцветы?
-А каких насекомых мы можем сейчас увидеть?
-А вы знаете, какие звери проснулись после спячки?
-Чем занимаются люди в это время?
-Молодцы! Все изменения в природе взаимосвязаны: изменения в неживой природе приводят к изменениям в живой.
-И вы ребята, дальше будите наблюдать и изучать эти изменения.
III. Проверка домашнего задания
- Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Но нам нужно подготовиться, чтобы все путешествие прошло без происшествий. И для этого, мы сейчас поиграем с вами в игру. «Верю- не верю».
- Я говорю утверждение, если вы согласны, то хлопаете, если не согласны, то молчите.
Верите ли вы, что горизонт – это земная поверхность, которую мы видим вокруг себя? (да)
Верите ли вы, что граница горизонта, где небо сходится с земной поверхностью называется линией горизонта? (да)
Верите ли вы, что основные стороны горизонта – это СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ? (нет)
Верите ли вы, что компас нужен для того, чтобы ориентироваться в космосе? (нет)
Верите ли вы, что если в полдень встать спиной к солнцу, то впереди будет север, слева – восток, справа – запад? (нет)
IV. Актуализация опорных знаний
- Ребята, кто-то бывал в походах?
- Понравилось ли вам?
- Вы встречали различные формы земной поверхности?
- Красивые ли были эти формы поверхности?
V.Сообщение темы и цели урока.
- Дети, сегодня мы с вами совершим путешествие по формам земной поверхности, и узнаем какие они бывают. Будем учиться замечать и ценить красоту природы.
- Какие бывают формы поверхности?
- Нам помогут узнать загадки.
Вся в вершинах эта местность,
Для людей неробких.
Здесь туристам интересно
Вверх идти по тропке. (Горы)
Покрыты травою и луги долины Спокойно лежат перед нами (Равнины)
VI. Изучение нового материала
5.1. Основные формы земной поверхности
РАВНИНЫ
- Ребята, мы с вами попали на равнину.
- Как вы думаете какой участок земной поверхности называется равниной? (Ровный)
- Давайте зачитаем точное определение понятия равнины на странице 78.
- Вы видите изображение двух равнин, попробуйте определить, чем они различаются? (высотой)
- Равнины могут быть плоскими и холмистыми.
- Какая равнина изображена на первой картинке? (холмистая), на второй? (плоская). Почему равнины получили такие названия?
- Давайте запишем понятие равнина в наших рабочих тетрадях на странице 49, № 1.
ХОЛМЫ
-Ой, ребята! Сейчас уже мы находимся на холмах.
- Что такое холмы?
- Прослушаем стихотворение Агнии Барто, чтобы улучшить свои знания о понятии холмы.
Где живут мои друзья?
На холме высоком.
Им не нужно для жилья
Ни дверей, ни окон,—
Только светом залитой
Холм, от солнца золотой.
По зеленым склонам я
Подымусь повыше,
Здесь живут мои друзья —
Полевые мыши.
И с жуками я дружу:
Пролетит знакомый жук.
— Всё жужжишь ты?
— Всё жужжу! —
- (На доске слова: вершина, склон, подошва).
- Какое отношение они имеют к нашей теме? (это части холма).
- Зачитаем понятие на странице 79.
- Что такое вершина? подошва? склон? (Вершина - самое высокое место холма, подошва - место, где начинается холм; Между вершиной и подошвой находится склон)
- Запишем с вами что такое вершин, подошва и склон в наши тетради. № 2.
ОВРАГИ
- Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах. Но кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами.
- И сейчас мы находимся на них.
- Как они называются? Найдите ответ в учебнике на стр. 78. (Это овраги).
ГОРЫ
- А, сейчас с вами переместились на загадочную форму поверхности, чтобы узнать как она называется, отгадайте загадку.
В жарком лете я стою,
Шапкой зиму достаю. (гора)
- Что же такое гора? Прочитайте определение горы на стр. 78 в учебнике. Гора имеет такие же части, как и холм, назовите их.
- Запишем понятие горы в рабочих тетрадях. № 1.
5.3. Физкультминутка.
Головой качает слон Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.) Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.) Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.) Головою три кивка. (Движения головой.) На четыре - руки шире, (Руки в стороны.) Пять - руками помахать, (Махи руками.) Шесть — на место сесть опять. (Присели.)
VII. Закрепление и осмысление нового материала.
- А сейчас мы переместились на последнюю нашу остановку. Эта остановка под названием «Необычные тесты».
- Сейчас, я вам предлагаю ответить на тестовые вопросы, после чего отложить листики на край стола.
Тесты
Основные формы земной поверхности:
А) горные хребты б) равнины и горы в) вершина и склон
– На каких формах земной поверхности мы сегодня побывали?
- Где мы еще с вами побывали?
- Чем гора отличается от равнины?
- Из каких частей состоит гора и холм?
IX. Итог урока
- Наш урок подходит к концу.
- Чему был посвящен наш урок?
- Что вы нового узнали?
Х. Домашнее задание
- Ребята, запишите в дневники домашнее задание. Прочесть страницы 80-81, и устно составить рассказ из пяти предложений. Также ответить на вопросы внизу, страница 81.