конспект урока по окружающему миру "Береги природу, человек!"
Конспект урока по окружающему миру "Береги природу, человек!"
Данный конспект урока может использовать учитель начальных классов по окружающему миру по любому УМК. В работе описываются три заповедника озера Байкал.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
2.Учить правильному поведению в природе.
3.Воспитывать любовь к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока по окружающему миру "Береги природу, человек!" »
Тема урока: «Береги природу, человек!»
Цели урока:
Познакомить учащихся с тем, как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.
Учить правильному поведению в природе.
Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
Проектор.
Презентация.
Учебник, рабочая тетрадь.
Выставка книг о природе.
Красная книга учащихся.
ХОД УРОКА
Самоопределение к учебной деятельности
А сейчас проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Сегодня на уроке мы узнаем, что даёт человеку природа. И как человек должен платить природе за её дары. Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?»
Актуализация знаний
Дома вы готовили рассказы о своих любимых домашних питомцах. Кто желает нам рассказать о них? (заслушиваются рассказы детей)
СЛАЙД №1
Беседа.
Ребята, а что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).
III. Изучение нового материала
Какое значение имеет природа в жизни человека?
Работа по учебнику с. 94.
Рассмотрите рисунок в учебнике на странице 94. Расскажите по рисунку, что даёт природа человеку.
Роль природы в жизни человека велика. Человек всегда взаимодействовал с природой. Природа является источником сырья для различных отраслей промышленности, строительного материала, пищи. Природа – источник вдохновения художников, поэтов, писателей. А ещё – это место отдыха людей.
СЛАЙД №2 (Что даёт человеку природа) ЛЕПЕСТОК 1
Работа по тетради с. 30 в парах.
Откройте рабочие тетради на с.30 и рассмотрите рисунок. Что дети делают правильно? Закрасьте кружок зелёным цветом. Какие же правила поведения в природе мы должны соблюдать?
СЛАЙД №3 (Правила поведения в природе) ЛЕПЕСТОК 2
Прочитайте те правила, которые мы не назвали.
Ребята, послушайте стихотворение, которое нам приготовила
Ты, человек, любя природу, Хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей! И не исчерпывай до дна. И помни истину простую: Не жги ее напропалую Нас много – а она одна!
Человек должен разумно использовать природные богатства. Мы должны помнить о тех, кто будет жить на Земле после нас. В современном мире природе приходиться трудно, потому что человек использует в своей хозяйственной деятельности мощную технику и современные технологии. При этом, совершенно не заботясь о том, что он безжалостно уничтожает всё вокруг. Посмотрите на слайд. Какое влияние может оказывать на природу человек?
СЛАЙД № 4 (Влияние человека на природу)
на животных;
на растения;
на почву;
на лес;
на воду;
на воздух.
В результате своей деятельности, человек оказывает большое влияние на природу. И как следствие – мы получаем вымирающих животных и растения, исчезают леса, которые называют «лёгкими» нашей планеты, нефтяные пятна, разлитые по поверхности воды, затрудняют дыхание подводных жителей, заводы загрязняют воздух, а неразумное освоение земли приводит к оскудению почвы. А ведь, чтобы появился один сантиметр плодородного слоя почвы нужно ждать 70 лет! ЛЕПЕСТОК 3
А теперь давайте отдохнём. СЛАЙД № 5 – 9 ФИЗМИНУТКА
Но не все люди относятся небрежно к природе. Есть такие люди, которые хотят сохранить природу для будущих поколений. Они создают заповедники.
Работа со справочником в учебнике с.141.
- Найдите в справочнике слово заповедник. Что оно означает?
Байкальский заповедник.
СЛАЙД № 10, 11, 12 (Заповедники Байкала)
На территории Байкала действуют три заповедника: Баргузинский, Байкало – Ленский, Байкальский и два национальных парка: Прибайкальский и Забайкальский
СЛАЙД № 7 (Байкальский заповедник)
Байкальский заповедник расположен в южной части республики Бурятия. Большая часть заповедника находится на территории хребта Хамар-Дабан. Создан более 40 лет назад для сохранения природы побережья Байкала и центральной части хребта Хамар-Дабан. Байкальский заповедник входит в состав участка объекта Всемирного природного наследия – Озеро Байкал. Богат и разнообразен растительный и животный мир заповедника. К настоящему моменту на территории заповедника и его охранной зоны найдено более 800 видов растений, насчитывается 318 видов животных, из них 251 вид – это птицы, млекопитающих насчитывается 49 видов, земноводных и пресмыкающихся - 6, рыб - 12. Давайте посмотрим, кого мы можем встретить в Байкальском заповеднике.
Сейчас люди всего мира поняли, что природа на нашей планете в опасности. Поэтому во многих странах начали охранять природу. Редкие и исчезающие виды растений и животных заносятся в Красную книгу.
СЛАЙД № 18
Работа со справочником.
Найдите в справочнике значение словосочетания Красная книга.
Как вы думаете, почему выбрали именно красный цвет книги? А теперь послушаем ребят.
Ученики читают стихотворение «Красная книга»
Красная книга – Красная! Значит природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига. Если что-то попало в Красную книгу!
Охраняется Красною книгой Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, Охраняются змеи, Охраняются даже цветы!
Включение вида в Красную книгу – это сигнал об опасности, угрожающий его существованию. Красная книга – важнейший документ, содержащий описание современного состояния редкого вида, причин его бедственного положения и основные меры по спасению.
В классе мы, ребята, тоже работаем над созданием Красной книги. Вы на прошлых уроках рассказывали о некоторых животных, которые занесены в Красную книгу. Давайте вспомним их. ЛЕПЕСТОК 5
Рефлексия учебной деятельности
СЛАЙД №19
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи. Цвели цветы, летали бабочки. Пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки. И сейчас попробуйте ответить на вопрос, который мы озвучили в начале урока «Можно ли нашу Землю сравнить с цветком?» (ответы детей)
А теперь послушаем, к чему нас призывают дети.
На нашем шаре на земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветет, В степи ковыль, как нежный шелк, Расчесывает ветерок. Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят. А в синем море синий кит – Большой, как дом, на волнах спит. Не разрушайте этот мир, Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса, Останутся лишь в книжке.
СЛАЙД №20
А теперь там, где вам было интересно, вы оставьте свою ладошечку. Спасибо за урок, ребята!