1.Орг. момент   (1 мин.)  Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности .включения в учебный процесс.     |    Прозвенел звонок и смолк,  Нам пора начать урок.   |    Учащиеся включаются в урок, взаимодействуют с одноклассниками, с учителем   |         |    Познавательные УУД  1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.  2. Представлять информацию в виде схемы.  3. Выявлять сущность, особенности объектов.  4. На основе анализа объектов делать выводы.  5. Обобщать и классифицировать по признакам.  6. Ориентироваться на развороте учебника.  7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.      Коммуникативные УУД  1. Развиваем умение слушать и понимать других.  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами..  4. Умение работать в паре и в группах.          Личностные результаты    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции.  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.           |  
  |   2.Актуализация  знаний и постановка учебной проблемы.   (5 мин.)  Цель: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения учебного материала.   |    2 1 3        –Соберите изображение из разрезных картинок.  -Что у вас получилось?       Из предложенных вариантов выберите слова, которые описывают изображение. На доске выкладываем таблички со словами-характеристиками..  – Можно ли характеристики и определения, данные вами древнерусскому городу, отнести к современным городам? Красивые, многолюдные и т.д. – все подходит..  – Можем ли мы сказать, что города древние и современные в чём-то похожи? (Да.)    – А чем они отличаются?    Ученики могут отметить внешний вид зданий, новые транспортные средства, размеры современных городов и т.д.  -Обносят ли современные города стенами? (Нет.)  -О какой особенности городов Древнерусских узнали?  Что являлось границей древнерусского города? (Границами древнерусских городов были крепостные стены с мощными воротами).  – Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? Древние города обносили стенами, а современные не обносят..  – Какой возникает вопрос?  Почему древнерусские города окружали стены?      – Как вы думаете, каким образом на Руси появилось слово «город»? От слова «огораживать» – обносить оградой, стеной.  – Как вы думаете, почему современные города стенами не огораживают?  – оборона современных городов начинается уже на границе государства;– крепостные стены не спасут от современных видов вооружения;  – современные цивилизованные страны стараются решить возникающие проблемы мирным путем, без применения военной силы.       |    Ученики собирают картинки городов. (Древнерусского и  современного)        Ученики перечисляют характеристики: красивый, богатый, многолюдный, шумный, много домов и т.д.)                            Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока.              Ученики высказывают свои предположения.      |    Групповая                                                          Проблемный диалог   |  
  |   3. Совместное открытие знаний.    (15 минут)  Поиск решения проблемы.  Цель: зафиксировать причину затруднения; организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала; организовать уточнение и согласование темы урока.   |    1 3 6 3 4 3      1. Охрана границ Древней Руси.  Защита фантастических проектов.  Задание группам: подумайте, что из современных или сказочных средств вы могли бы предложить великому князю Древней Руси, чтобы он лучше укрепил границы своего государства. Принимаются самые смелые предложения, главное – попробовать доказать, что ваше средство поможет князю не пустить врага на Русь.  – Если бы все предложенные вами средства действительно были в распоряжении великого князя, то никакие враги не смогли бы напасть на Русь. Но, к сожалению, ничего этого у князя не было.    – Как же русским воинам удавалось защищать свое государство?   Оказывается, при приближении неприятеля к границам государства русские дружинники поджигали заранее собранные ветки, пучки соломы. От костра поднимался густой дым. Для чего они это делали?    – Попробуйте сделать вывод – в каком состоянии находилась охрана границ Древней Руси?  .  2. Городские стены – последняя преграда на пути врага.  – Представьте, что все мы живем в небольшом древнерусском городке или недалеко от него. Невдалеке запылали пожары, примчался гонец со страшной вестью – на нас идут полчища врагов.    Что мы будем делать? Уходить под защиту городских стен.  Что мы там будем делать? Защищаться, пережидать осаду.  Учитель раздает группам (сформированным ранее) карточки с заданиями:  – расскажите, как вы будете оборонять город от врагов;  – предположите, какие запасы должны были заранее сделать жители города на случай осады;   Задача учителя – помочь ученикам создать эмоциональный образ обороняющегося города.    3. Враги Древней Руси.  –  Теперь давайте выясним, что за враги нападали на Древнюю Русь.    -Откройте учебники на стр.38.  -С помощью текста «Беспокойное соседство» и иллюстраций, выясните, что за враги нападали на Древнюю Русь?  -Каким опасностям подвергались жители Древней Руси?  Степняки-кочевники - это народы, которые занимались скотоводством и кочевали (передвигались) со своими стадами по степям и совершали набеги на русские земли с юга с целью захвата земель для новых пастбищ.  -Какая опасность подстерегала Русь с северо-запада?  Русским землям угрожали европейские рыцари – это знатные воины в тяжёлых доспехах, которые сражались в конном строю. Их цель – завоевание земель.  Опишите вооружение воинов-кочевников. Рыцарей и русских дружинников.   Как вы думаете, в чём преимущество каждого вида вооружения?  Какое сражение было решающим в борьбе с рыцарями?  Решающее сражение с рыцарями произошло недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, в 1242 году.       |    Ученики делятся на 2 группы.  Представители групп выступают с защитой своих проектов. Можно выбрать лучший проект охраны древнерусских границ.          Ученики высказывают предположения, что таким способом передовые отряды сообщали основному войску о приближении врага. Ученики с помощью учителя делают вывод, что границы Древней Руси охранялись, но этого было недостаточно для защиты от набегов врага.      После короткой подготовки представители групп отвечают по заданиям.      Ученики работают с текстом учебника.  Выборочное чтение.      Ученики высказывают свои предположения.   |    Групповая                                                                                                                                                                                                  Работа с учебником.                              Работа с презентацией.          Беседа.           |    Регулятивные УУД  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.  3. Прогнозировать  предстоящую работу (составлять план).  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.           |  
  |   4.Физминутка  (3 мин)  Цель: релаксация, смена деятельности.   |    Давайте сделаем разминку: «Хомячок».                      Сейчас вы просмотрели анимацию «Ледовое побоище», и можете ответить на следующие вопросы:    Как построили свои войска крестоносцы? Почему?   Как построил свои войска Александр Невский? Почему?   Как проходила битва и чем закончилась.   Почему получила название «Ледовое побоище».   Кто был полководцем?     Какие победоносные слова вошли в историю?     «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла, стоит, и стоять будет земля Русская!»        |    Ученики выполняют упражнения за учителем.   |         |         |  
  |   7. Самостоятельное применение знаний (6 мин)  Цель: применить знания на практике.   |    2 1 4 1 4      А теперь давайте вспомним, кто же были врагами Древней Руси?  Работа с таблицей.  -Откройте рабочие тетради на стр.14 ,выполните самостоятельно №1.   |    Ученики заполняют таблицу, применяя полученные знания.  Самостоятельная работа в тетрадях, затем сверка с доской.   |    Фронтальная   |         |