Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Развитие и размножение животных"
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Развитие и размножение животных"
Конспект урока соответствует Федеральным Государственным образовательным стандартам. Форма проведения урока - проблемно-диалогическая технология. Цель урока- познакомить учащихся с особенностями размножения и развития животных. Для исследования темы урока учащиеся работают в группах, исследуя возникшую проблему. Для закрепления изученного используется интерактивный тест. На уроке идёт формирование всех универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Основные методы проведения урока: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения, технология оценки учебных успехов, технология групповой работы. Оборудование: интерактивная доска, ноутбуки, карточки с изображениями животных, карточки для работы в группах, учебник по окружающему миру, автор А.А.Плешаков. Тип урока - урок открытия новых знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:
технология проблемно - диалогического обучения
технология продуктивного чтения
технология оценки учебных успехов
технология групповой работы
Оборудование: учебник А.А.Плешаков « Мир вокруг нас»; рабочая тетрадь А.А.Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (часть 1); картинки (медведь, питон, карась, курица, бабочка, лягушка); индивидуальные карточки для групп, для учащихся; ноутбуки; интерактивная доска.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Структура и ход урока:
Этап
урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Мотивация
к учебной
деятельности
- У вас на партах разноцветные карточки. Покажите мне жёлтую карточку, если у вас радостное, хорошее настроение и коричневую, если настроение не очень хорошее.
- У меня тоже очень хорошее настроение и думаю, что наш урок будет интересным и познавательным.
Дети хором читают:
-Мы начать урок готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.
Актуализация
знаний.
1)-Какую группу живых существ изучаем?
-Как называется наука о животных?
-На сколько групп разделили животных?
-Перечислите группы животных.
-Давайте вспомним и составим схему, на какие группы по способу питания разделили учёные зоологи всех представителей царства животных? Для этого мне нужны помощники.
-А теперь к каждой группе надо поместить представителей. Мне опять нужны помощники.
-Нет ошибок? Всё правильно?
-Пройдём по нашей схеме и вспомним полученные знания.
- Как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
У доски 2 ученика самостоятельно выполняют задание: Составить цепи питания животных.
-Животные.
-Зоология.
Учащиеся перечисляют группы животных
(Дети составляют на доске схему «Группы животных по способу питания» Приложение 1)
(Учащиеся помещают картинки животных к группам).
-Всеядные
-Хищники.
-Санитары леса.
-В цепи питания.
-С растений. (Учащиеся перечисляют цепи питания)
Учащиеся на компьютерах проходят тест (Приложение 2)
Создание проблемной
ситуации
-Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко.
-С первыми лучами солнца семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки.
-Стебелёк растет.
-И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок
-Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.
- Ребята, как цветок тянется к солнцу, так и животные тянутся к жизни.
-Вспомните, вы все были маленькими. Как называют маленьких детей?
У кошки – котёнок.
У лисы - … (лисёнок)
У утки - … (утёнок)
У бабочки - … (гусеница)
У рыбы - … (малёк)
У кузнечика-…(личинка)
У змеи - … (змейка)
-Ребята, а кем в детстве была лягушка? А крокодил? Змея?
-Почему получились разные ответы?
-Вот видите мы не всё знаем о группах животных.
-Может вы уже догадались, что будем изучать сегодня?
-О чём вы хотите узнать сегодня на уроке? Поставьте вопросы.
-дети присаживаются и закрывают голову руками
-дети поднимают руки, тянутся вверх
-дети потягиваются, расправляют плечи
-дети поднимают руки вверх, показывают распустившийся цветок
-дети улыбаются друг другу
-Ребёнок.
-Не всё знаем о животных)
Развитие и размножение растений.
1.Как размножаются насекомые?
2.Как размножаются рыбы?
3.Как размножатся рыбы, земноводные, рептилии?
4.Как размножаются птицы?
5.Как размножаются звери?
Открытие детьми новых знаний.
1)Коллективная работа по учебнику
2)Работа в группах
-На первый вопрос мы с вами ответим коллективно, а все ответы будем заносить в таблицу.
Учебник стр 100
-Как размножается бабочка?
-А кузнечик?
(Учитель на доске составляет схему)
-Изучать развитие и размножение животных своей группы вы будете на примере своего представителя.
1группа
Рыбы
2группа
Пресмыкающиеся
3группа
Птицы
4 группа
Звери
5 группа
Земноводные
Задание:
Прочитать научно-познавательный текст. Подчеркнуть основные этапы развития вашего животного. И с помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
Яйцо-личинка (гусеница)-куколка-бабочка
яйцо-личинка-взрослое насекомое
Систематизация полученных знаний
– Какие из животных откладывают яйца?
-Какие из животных мечут икру?
-Чем отличается размножение зверей от других животных?
– Кто три раза родится?
-Вернёмся к нашим вопросам. Кто же у бабочки?
-А у змеи?
-У кузнечика?
-Но иногда природа преподносит разные сюрпризы. О некоторых из них я вам сейчас расскажу.
-Насекомые, пресмыкающиеся, птицы
-Рыбы, земноводные.
-Звери рождают детенышей
-Насекомые: 1-я жизнь – личинка, 2-я жизнь – куколка, 3-я жизнь – взрослое насекомое.
-Гусеница.
-Змейка.
-Личинка.
Показ презентации об утконосе,
колюшке,
морском коньке.
Итог урока. Релаксация.
-Что нового узнали на уроке?
-Кому было интересно?
- А теперь поднимите зелёные карточки те ребята, кому всё было понятно в течении урока, красные – если на уроке вообще ничего не понятно было.
1) Как называют группу животных, которые охотятся на более крупных животных?
-всеядные
-хищники
-насекомоядные
2) К какой группе по способу питания относятся олень, заяц, ёж?
-растительноядные
-всеядные
-хищники
3)Какие из перечисленных животных относятся к хищникам?
-сова, волк, тигр
-медведь, рысь, лиса
-лиса, волк, сова
4)С чего начинаются цепи питания?
-насекомоядное животное
-растительноядное животное
-растение
5)Выбери верную цепь питания:
3)Карточки для работы в группах.
1группа. Рыбы
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
2группа. Земноводные.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
3 группа. Пресмыкающиеся.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на странице 102. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
4группа. Птицы.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 102-103. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.
5 группа. Звери.
Прочитать научно-познавательный текст в учебнике на страницах 103-104. Выделите основные этапы развития вашего животного. С помощью картинок и слов составить схему размножения и развития животного. По окончанию работы выбрать выступающего.