Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В гости к весне!"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В гости к весне!"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В гости к весне". Урок соответствует календарно - тематическому планированию, является шестым в разделе "Путешествия", вторым в изучении темы "Весна", данному уроку предшествует урок - экскурсия. Урок соответствует программе "Школа России". Цель данного урока: продолжить знакомство обучающихся с весенними изменениями в живой и неживой природе. Материал использованный на уроке, соответствует возрастным особенностям детей. Урок соответстввует требованиям ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Поприветствуйте улыбкой друг друга и наших гостей.
- Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу! Проверьте, все ли готово у вас для успешной работы.
- Тихонечко садитесь.
- Успехов вам и удач!
ΙΙ. Актуализация знаний. 6'
- Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Давайте вспомним правила работы в группе: Слайд 2 2'
- Прочитайте их внимательно:
1.Слушаем внимательно задание, договариваемся, кто какую работу выполняет.
2. Работаем быстро, дружно, все вместе.
3. Работаем без шума, не мешаем друг другу.
4. Назначаем того, кто будет отвечать на вопрос от группы.
5. Внимательно слушаем ответы групп.
- Вслух зачитает правила….. (читает ученик)
- Все согласны?
- На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. А какая бывает природа, вы ответите, выполнив первое задание: 2'
- Возьмите конверты белого цвета. Достаньте содержимое конвертов. Как вы думаете, что нужно сделать? (разделить на группы)
- Сколько групп получилось? (две)
- По какому признаку разделили? (живая, неживая природа)
- Чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)
- Какое время года изображено на картинках? (весна) Слайд 3
- Обоснуйте свой ответ.
- Молодцы!
- Мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А сейчас послушайте стихотворение, которое нам прочитает …..(читает ученик) и попробуйте назвать тему нашего урока. 2'
Я. Аким
Долго шла она тайком от ветров и стужи,
А сегодня — прямиком шлепает по лужам,
Гонит талые снега с гомоном и звоном,
Чтобы выстелить луга бархатом зеленым.
«Скоро, скоро быть теплу!» — эту новость первой
Барабанит по стеклу серой лапкой верба.
Скоро тысячи скворцов с домиком подружат,
Скоро множество птенцов выглянут наружу.
Тучи по небу пройдут, и тебе впервые
На ладошку упадут капли дождевые.
- Какова тема нашего урока? Слайд 4
- Какие признаки весны вы услышали в этом стихотворении? (таяние снега, цветение растений, прилёт птиц)
- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (о явлениях, которые происходят весной в живой и неживой природе)
-Давайте проверим, правильно ли мы определили тему и цель урока. Откройте учебники на стр. 86.
- Вслух прочитает ….Слайд 5
ΙΙΙ. Основной этап. Открытие новых знаний. 22'
Слайд 6 3'
- Прочитайте слова. Что это?(названия месяцев- март, февраль, май, апрель) -Какое слово лишнее? Почему? Назовите их по порядку. Слайд 7
- Март, апрель, май - месяцы какого времени года? (Весны.)
- Следующее задание. Возьмите конверт зелёного цвета, ознакомьтесь с заданием. Для выполнения работы даётся 1 минута. (Задание 2. Прочитайте загадку и скажите, о каком весеннем месяце идёт речь и какие признаки перечислены).
Дует теплый южный ветер, Солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает, Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся, А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Зеленеет даль полей Запевает соловей. В белый цвет оделся сад, Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? (Май)
- Молодцы. Хорошо справились с заданием. - А теперь немножко отдохнём.
Физкультминутка Слайд 8 1'
- Давайте поиграем в игру. Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы - руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.
- Третье задание нашего урока. Возьмите конверт жёлтого цвета. На выполнение данного задания вам отводится 8 минут.
- Ознакомьтесь с заданием. Если, что то не понятно поднимите руку, я вам объясню.
Задание для первой группы – подготовить сообщение о весенних изменениях в неживой природе.
Задание для второй группы - подготовить сообщение о весенних изменениях в живой природе.
Задание для третьей группы – подготовь рассказ про три весны. Найдите с помощью интернета 5 пословиц или поговорок о весне.
Вряд ли кому приходит на ум, что за один сезон мы встречаем четыре весны! Каждая со своим характером, своими особенностями, своим названием: Весна света, Весна воды, Весна зелени. Начало всей весны — Весна света. С середины марта замечаем её появление. Вроде бы ничего и не изменилось на улице: всё тот же снег, такие же деревья.
Светлого времени суток прибывает с каждым днём, и, наконец, 21 марта день равен ночи. Этот день назвали днём весеннего равноденствия. Теперь светлого времени будет всё больше и больше.
Настоящий праздник света! Разбуженные теплом и светом, просыпаются первые насекомые, начинается прилёт птиц. Распускаются первые цветы-серёжки на деревьях и кустарниках. По ним теперь легко будет определять смену событий природного календаря. С цветением ольхи и орешника (лещины) кончается Весна света. Пятнами и полосами проступает сквозь снег земля. Идёт бурное снеготаяние: огромные массы снега и льда, накопившиеся за зиму, растопленные весенним теплом, превращаются в воду. Начинается Весна воды. Приход её совпадает с цветением солнечно-жёлтого цветка мать-и-мачехи — одно го из первых раннецветущих подснежников-первоцветов. Везде и всюду лужи. Ручьи блестят на солнце. Реки выходят из берегов — идёт половодье.
В начале мая, как только зазеленеет берёза, наступает пора Весны зелени. Жарче становятся дни, теплее ночи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП
- Итак, первая группа нам расскажет об изменениях в неживой природе. Слайд 9 3'
- А вы откройте рабочие тетради с.54 №2. Запишите примеры весенних явлений в неживой природе.
Слайд 10– ледоход
Слайд 11 – половодье
- Молодцы!
- Итак, какие же изменения происходят в неживой природе весной?
Слайд 12, 13
- А вторая группа нам расскажет об изменениях в живой природе весной. Слайд 14, 15, 16, 17 3'
- Молодцы!
- Как встречают весну звери? (Просыпаются от зимнего сна медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.) Весной животных охраняют особенно тщательно, т. к. они заняты заботой о потомстве. Слайд 18, 19
Слайд 20
- Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Снег и лёд тает. На реках ледоход, половодье. Весной в разные месяцы идет то снег, то дождь. В мае гремит первая гроза. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы. Лесные звери выводят потомство.)
- Выступление третьей группы. ….. приготовил(а) для вас сообщение про три весны. Послушайте его внимательно и ответьте, какие три весны мы встречаем за сезон. (Выступление ученика) 4'
- Молодец!
- А ещё ребята нашли 5 пословиц о весне. Зачитайте их.
- Молодцы!
Физминутка 1'
ΙV. Обобщающий этап. Закрепление. 9,5'
- Возьмите конверт красного цвета. Задание №4 5'
- Ну а сейчас проверим, как хорошо вы усвоили материал? Проведём небольшой тест. Слайд 21
- Из предложенных вариантов ответов (на карточке) выберите правильный. На выполнение задания даётся 3 минуты.
1. Весна наступает:
а) 1 апреля б) 1 мая в) 1 марта.
2. День с приходом весны становится:
а) короче б) длиннее в) остался таким же.
3. Температура воздуха стала:
а) выше б) ниже в) осталась такой же
4. Какое явление природы можно наблюдать только весной?
а) метель б) снегопад в) ледоход.
5. Какое из этих растений является первоцветом?
а) мать - и –мачеха б) астра в) георгин.
6. Какая птица является перелётной?
А) голубь б) ласточка в) воробей
- Проверьте.
Проверка по образцу. Слайд 22 1,5'
- Поставьте себе отметку.
(0 –«5», 1-2-«4», 3-«3» )
- Встаньте у кого «5», «4», «3».
V. Заключительный этап. Подведение итогов урока. 1,5'
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Что больше всего вам понравилось на уроке? - Как вы думаете, мы сегодня выполнили поставленную цель?
VI. Рефлексия. 2'
Оцените свою работу на уроке.
«Цветок настроения»
Мне очень понравился урок, у меня отличное настроение – жёлтый лепесток.
У меня хорошее настроение, но мне не всё удалось выполнить – зелёный лепесток.
Я не доволен уроком – синий лепесток.
Ребята, вы все молодцы. Вы работали активно.
VII. Домашнее задание. 2'
- Итак, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой.
- Возьмите конверт синего цвета и прочитайте задание. Слайд 23
- А дома я предлагаю вам к следующему уроку выбрать по желанию любую тему и найти информацию по ней. А представить эту информацию вы можете в разной форме: сообщение, плакат, знаки, схемы и т.д. И работать вы можете индивидуально, парами, а может быть и группами.
Темы:
- сообщение о первоцветах;
- охрана природы весной;
- сообщение о первых бабочках.
Слайд 24
- Я благодарю вас за урок, спасибо всем за работу.
Формирование коммуникативных УУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме
Формирование регулятивных УУД:
-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Слайд 23
Слайд 24
Самоанализ урока по окружающему миру во 2 классе
по теме «В гости к весне».
Тема урока: «В гости к весне»
Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательная физминутка, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся).
Ресурсы урока:
1.Учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор А. А. Плешаков
2.Рабочая тетрадь учащихся
3. Компьютер, проектор, экран, презентация к уроку
4. Интернет - ресурсы
5. Картинки природы, конверты с заданиями.
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является шестым в разделе «Путешествия», вторым в изучении темы «Весна», данному уроку предшествовал урок – экскурсия. Урок соответствует программе «Школа России».
Тип урока: урок актуализации знаний и умений.
Цель урока: продолжить знакомство учащихся с весенними изменениями в живой и неживой природе.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
Показать связь между живой и неживой природой.
Познакомить с новыми понятиями ледоход, половодье.
Развивать умение наблюдать и рассказывать об весенних изменениях в живой и неживой природе
Воспитательные:
Воспитывать осознание ценности природы для жизни человека и для себя лично.
УУД, формируемые на уроке.
(универсальные учебные действия)
1. Личностные УУД
1.1. Адекватная мотивация к учебной деятельности.
1.2. Интерес к чтению, потребность в чтении.
2. Регулятивные УУД
2.1. Способность принимать и сохранять учебную задачу.
3. Познавательные УУД
Общеучебные:
3.1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
3.2. Поиск и выделение необходимой информации.
Логические:
3.3. Сопоставлять факты, анализировать, отстаивать свою точку зрения.
4. Коммуникативные УУД
4.1. Умение с достаточной полнотой выразить свои мысли, умение слушать, вступать в диалог.
4.2. Высказывание и обоснование своей точки зрения.
4.3. Развивать коммуникативные умения учащихся: монологическую и диалогическую речь, умение работать с информацией.
Данные задачи решались на протяжении всего урока.
На уроке были использованы следующие методы
-по виду источника информации:
словесные (беседа на этапе самоопределения, при подготовке к активизации познавательной деятельности, на этапе открытия новых знаний, на этапе рефлексии, при подведении итогов урока.)
наглядные ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе - как сопровождение)
практические (работа в группах, работа с учебником, работа с рабочей тетрадью)
-по виду учебной деятельности:
самостоятельная работа (работа в группах, в рабочей тетради, раздаточным материалом);
был использован проблемно-поисковый метод при выполнении заданий, работе с интернет - ресурсами).
Материал, использованный на уроке, соответствовал возрастным особенностям детей.
Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и компьютерная презентация .
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной этап урока как здоровье - сберегающая технология были включены физминутки.
Урок позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.
На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока. Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.
Урок целей достиг. Поставленные задачи выполнены в полном объёме.