Актуализация знаний 3 мин. | Слайд 1. - прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России - сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний -Что такое Родина? -Что для вас значит Родина? - Ребята, как вы понимаете слово «исповедь души?» -Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока? 2 слайд. - Мы сегодня с вами поговорим о творчестве Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, об их любви к своей Родине, они создавали музыку, в которой выражали свои душевные страдания -Для каждого человека родина начинается по-разному. Для маленького Сергея Родина началась в деревенской глуши имения Онег, недалеко от Новгорода, где он жил вместе с бабушкой. Сергей так же, как и вы, любил зимой кататься на санках, коньках, играть в снежки, А летом - купаться в реке, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей. 3 слайд. Как говорил С.Рахманинов: «Я - русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка» | -читают высказывание - Родина - Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека. - это где я живу -разговор о чем-то сокровенном -слушают учителя | Словесный метод (беседа, система вопросов) Наглядный метод Метод восприятия | Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия Коммуникативные УУД: формирование умения отвечать на вопрос, высказывать свою точку зрения Регулятивные УУД: волевая саморегуляция |
Открытие новых знаний 30 мин. | 4 слайд. - Что такое прелюдия? И для чего она предназначена? -Молодцы! Давайте откроем учебник на стр.110-111, прочитайте название раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». -Что изобразил художник на иллюстрации к разделу? -Эти атрибуты принадлежат профессиональным музыкантам, изучая, этот раздел вы узнаете о творчестве, известных вам композиторов -Откройте учебник на стр. 112, и давайте прочитаем, что выделено курсивом о прелюдии Сергея Рахманинова -Молодцы! 5 слайд. - Так писал С.Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия До-диез минор». Она стала любима и популярна в разных странах мира. Это удивительная пьеса! Звучит она меньше трех минут, а сыграть её может только очень хороший пианист. В ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, - связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины. -Давайте прослушаем прелюдию, и постараемся вслушаться, обратите внимание, сколько частей в прелюдии, каждый раз, когда будет начинаться новая часть – вы должны поднять руку -Сколько действующих лиц в этой пьесе? Это размышление одного человека или диалог двух людей? -Как вы думаете, о чем поведал нам Сергей Рахманинов? Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству. Эту музыку называют «маленькой трагедией» -Как звучит музыка? -Ребята, какие чувства охватывают вас при прослушивании? -Итак, сколько частей в прелюдии? -Что вы можете сказать о 1 части прелюдии? -А как отвечает большой колокол? Меняется его мотив? -Чем вам запомнилась вторая часть? -А этот ветер кружил на одном месте или он вырвался на простор? Как вам это изобразила мелодия? -Что происходит в 3 части? -Молодцы ребята! -Что хотел передать нам музыкой С.Рахманинов? -Если бы эту пьесу доверили сыграть симфоническому оркестру, каким инструментам вы поручите исполнение темы первой, второй, третьей части? -Молодцы! -«Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения» - именно в этом С.Рахманинов видел назначение своей прелюдии -Как будет называться форма, в которой содержится 3 части? 6 слайд. Обратите внимание на слайд, давайте с вами прочитаем, что такое трехчастная форма -как вспоминал композитор «Самое сильное воспоминание детства – колокольные звоны». Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь и претворилось в колокольные звоны. -Ребята, в чем же «исповедь души» этого композитора? -Молодцы ребята, вы очень хорошо рассказали о чем говорится в прелюдии - Давайте с вами представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья...”. Вдруг подул ветер. Открыли глазки -А сейчас наше занятие будет посвящено другому композитору, во многом повторившему судьбу Сергея Рахманинова, вы догадались кто это? Слайд 7. Родина великого композитора – Польша. Он прекрасный пианист. Друзья называли его «душа фортепиано». Он написал множество произведений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды. -Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Шопена сложилась трагически. Он, ещё очень молодым человеком покинул Польшу и вынужден был всю оставшуюся жизнь жить вдали от неё. Но и на чужбине он продолжал сочинять, произведения, которые прозвучат он сочинил вдали от родины -А сейчас давайте бережно прикоснемся к музыкальной записи -Что такое этюд? Слайд 8. - Современники Ф.Шопена назвали этот этюд «Революционный». Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830г. Соответствует ли такой смысл слова «этюд» шопеновской музыке, давайте с вами и узнаем, ваша задача, слушая произведение понять, в чем исповедь этой мелодии? - Какие особенности звучания, которые помогут понять характер музыки? (в учебнике на стр.117 есть слова, выберете наиболее подходящие) -а можно ли сказать, что эти же чувства выражены и в музыке Рахманинова? -Какими чувствами наполнена музыка? На стр.117 давайте рассмотрим портрет Шопена, какие черты характера композитора подчеркнул живописец в своей картине? -А сейчас вы будете исполнителями, для вас прозвучит Прелюдия, вам необходимо «сыграть» на воображаемом фортепиано и передать характер этой музыки» , давайте с вами встанем -Молодцы, у вас хорошо получилось. Вы так эмоционально «исполнили» это фрагмент. -Итак, ребята, в чем исповедь этого произведения? -Ребята, давайте ответим на вопрос, в чем же «исповедь души» этих композиторов? Мое отношение к прослушанным произведениям состоит в том, что композиторы любили свою Родину, скучали по ней, оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях. Мысль о Родине | - Прелюдия - вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы. Предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие. -читают текст в учебнике -нотные листы, скрипка, ноты -слушают учителя -прослушивают прелюдию -в этой пьесе колокол и колокола, диалог двух людей -о «схватке человека с судьбой» -угрожающе, трепетно, взволнованно -отчаяние, порыв, радость, надежда, боль, гнев -3 части -В первой части большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко, напевно, и так тихо, как будто вдалеке. Они как будто спрашивают, что случилось. -не меняется, он постоянно повторяется, все настойчивей, остальные колокола тоже начинают звучать взволнованно и громко. - Музыка звучала быстро, взволнованно, как будто сильный ветер налетел. - Сначала на одном, потому что мелодия всё время возвращалась, а потом мелодия поднималась всё выше, и там как будто ещё ручьи зазвенели и побежали быстро с гор большими потоками - Она похожа на первую. Но теперь все колокола звучат вместе громко, уверенно, мощно. И звук как будто далеко плывёт над землёй. А в конце колокольный звон становится всё тише, медленнее, пока совсем не растает в воздухе. -красоту колокольного звона, потому что он сам любил слушать колокола и хотел, чтобы все слышали, как это красиво. Картину родной природы своей любимой Родины. -скрипка -барабан -труба -колокола -слушают учителя -трехчастная форма - трёхчастная форма - музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья - точное или незначительно изменённое повторение первой. - В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину -выполняют действия учителя Фредерик Шопен -слушают учителя - В живописи - зарисовка, эскиз. В музыке - упражнение для развития беглости пальцев. -слушают мелодию и задумываются над вопросом -звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно -гнев, скорбь -задумчивый, стремительный - свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания) -«исповедь души» этих композиторов в том, что они оба любили свою Родину, скучали по ней, они прощались с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, в их душах навсегда сохранилось глубокое чувство любви к своей Родине | Словесный метод (беседа) Восприятие музыки Анализ произведения Метод размышления о музыке Наглядно-слуховой метод( аудиозапись) | Личностные УУД: Действие смыслообразования (интерес, мотивация); Формирование желания выполнять учебные действия; Метапредметные (познавательные): Способность и умение учащихся производить простые логические операции (анализ, обобщение, сравнение) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос Познавательные: -развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке; Регулятивные: -оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей Коммуникативные: -формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; -развивать умение слушать и понимать речь других; -формирование умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Личностные: -готовность отстаивать свою позицию; -формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции; -умение соотнести жизненные события с произведениями искусства |