Конспект урока математики в 3 классе
Тема: «Единица времени – неделя»
Цели:
1. Познакомить учащихся с новой единицей измерения времени – неделей.
2. Закрепить представления о понятии «доля».
3. Продолжить работу над задачами на нахождение доли от числа, числа по его доле.
Оборудование: изображения героев мультфильма «Тайна третьей планеты», каточки «Космические ракеты» с заданиями для актуализации знаний и бланком для самооценивания, карточки «Звёзды» с долями и буквами, карточки с названиями величин и единиц измерения величин, карточка с названиями дней недели, карточки с решением и ответом задачи №5(а), карточки-космонавты.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь на свои места.
- Посмотрите на доску. Это изображения героев одного мультфильма. Кто знает, как называется этот мультфильм? (Тайна третьей планеты)
- Верно! Этот мультфильм о космосе, о путешествиях во времени и пространстве. И сегодня мы вместе с главной героиней этого мультфильма – Алисой Селезнёвой и её друзьями отправимся в космическое путешествие.
- У каждого на парте есть космическая ракета. Подпишите на ней свою фамилию и имя. Итак, мы отправляемся в космическое путешествие!
II. Актуализация знаний.
1) Решение задач на нахождение доли по числу и числа по его доле.
На ракете слева есть бортовой журнал, в котором вы будете ставить «+» за каждое правильно выполненное задание. И первое задание есть на самой ракете. Прочитайте первую задачу на ракете. (Масса арбуза 6 кг. Сколько кг в ½ арбуза?)
- Что в этой задаче вы будете искать: долю от числа или число по его доле? (Долю от числа)
- Каким действием вы найдете долю от числа? (Делением)
- Посчитайте и запишите ответ в квадратике. А правильный ответ мы узнаем, когда решим остальные задачи на ракете.
- Прочитайте вторую задачу. (1/3 отрезка 9см. Сколько см во всём отрезке?)
- Что в этой задаче вы будете искать: долю от числа или число по его доле? (Число по его доле)
- Каким действием вы найдете число по его доле? (Умножением)
- Посчитайте и запишите ответ в квадратике.
- Прочитайте третью задачу. (Сколько минут в 1/3 часа?)
- Кто мне скажет, сколько минут в 1 часе? (60 минут)
- Что в этой задаче вы будете искать: долю от числа или число по его доле? (Долю от числа)
- Каким действием вы найдете долю от числа? (Делением)
- Посчитайте и запишите ответ в квадратике.
- Прочитайте последнюю задачу. (Сколько часов в 1/8 суток?)
- Кто мне скажет, сколько часов в 1 сутках? (24 часа)
- Что в этой задаче вы будете искать: долю от числа или число по его доле? (Долю от числа)
- Каким действием вы найдете долю от числа? (Делением)
- Посчитайте и запишите ответ в квадратике.
- Сейчас мы узнаем правильные ответы на задачи. Какой ответ получился у вас в первой задаче? (3 кг)
- Какой ответ получился во второй задаче? (27 см)
- В третьей задаче? (20 минут)
- В четвертой задаче? (3 часа)
- У кого все ответы верны, поднимите руки. Молодцы! У кого все задачи верны, поставьте «+» в бортовом журнале.
2) Расположение долей в порядке возрастания.
- А мы отправляемся дальше по космосу с Алисой Селезнёвой. Посмотрите на доску. Это звёздное небо. Что вы видите? (Доли)
- Доли надо расположить в порядке возрастания, т.е. от самой маленькой до самой большой, и вы узнаете, какую звезду называют самой яркой!
(Ученики с помощью учителя располагают доли в правильном порядке, обсуждая каждое действие)
1 1 1 1 1 1 1 1
44 35 27 22 13 9 4 2
(П) (О) (Л) (Я) (Р) (Н) (А) (Я)
- Какая звезда получилась? (Полярная)
- Эту звезду называют самой яркой. Полярная звезда всегда указывает на север. В старину мореплаватели её использовали как ориентир, чтобы не сбиться с пути. Вы все хорошо поработали, поэтому все поставьте себе «+» в бортовом журнале.
3) Работа с величинами.
- Посмотрите на доску.
(На доске слова: время, длина, масса, цвет, вкус, объём, площадь)
- На какие группы можно разбить эти слова? (Величины и не величины)
- Перечислите только величины. (Время, длина, масса, объем, площадь)
- Посмотрите на следующую группу слов.
(На доске слова: час, сутки, минута, килограмм, секунда)
- Какое слово здесь лишнее? (Килограмм)
- Почему? (Потому что это единица массы, а остальные слова – единицы времени)
III. Постановка темы урока.
- Послушайте задачу. Алиса Селезнёва узнала, что от начала понедельника до конца ближайшего воскресенья будет дождливая погода и нельзя идти в поход.
(На доске карточка с названиями дней недели)
- Как называется эта единица измерения времени? (Неделя)
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? (Единица времени - неделя)
IV. Открытие новых знаний.
- Откройте учебники на странице 94. Кто хочет прочитать вслух текст в рамке?
(Ученик читает вслух)
- Итак, сколько в одной неделе суток? (7)
- Перечислите хором все дни недели.
(Учитель показывает указкой на каждый день недели, ученики его называют)
- Мы узнали, что промежуток времени от понедельника до воскресенья называется неделей. А какой сегодня день недели? (Четверг)
- Можем ли мы сказать в следующий четверг, что от нашего космического путешествия прошла уже неделя? (Да)
- То есть промежуток от одного четверга до следующего четверга – это тоже неделя. Хотите узнать, почему каждый день недели имеет именно такое название? (Да)
- В Древней Руси был известен счёт времени неделями, по семь суток в каждой. Понедельник означает «после недели». Вторник - «второй после недели». Среда - середина недели - происходит от прилагательного «средний». Четверг - четвёртый день недели. Пятница - пятый день недели. Суббота - по-славянски «шестерка», то есть шестой день недели – еженедельный христианский праздник, ставший на Руси названием дня недели, установленный в честь воскресения Иисуса Христа.
V. Первичное закрепление.
1) - Мы с вами продолжаем путешествовать по космосу. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число: 4 декабря. Запишите «Классная работа».
- Посмотрите на доску. Это космонавты. Каждый из них путешествовал по космосу определенное количество времени. Первый космонавт путешествовал 7 суток. Сколько это недель? (Одна неделя)
- Запишите в тетради: 7 суток = 1 неделя (Учитель пишет на доске)
- Второй космонавт путешествовал 2 недели. Как узнать, сколько это суток? (2*7)
- Сколько же суток он путешествовал? (14)
Запишите в тетради: 2 недели = 2*7 = 14 суток (Учитель пишет на доске)
- Третий космонавт путешествовал 21 сутки. Как узнать, сколько это недель? (21:7)
- Сколько же недель он путешествовал? (3 недели)
- Запишите в тетрадь: 21 сутки = 21:7 = 3 недели (Учитель пишет на доске)
- Четвертый космонавт путешествовал 2 недели и 5 суток. Как узнать, сколько это суток? (2*7+5)
- Сколько же суток путешествовал космонавт? (17)
- Запишите в тетрадь: 2 недели 5 суток = 2*7+5 = 17 суток (Учитель пишет на доске)
- Вы молодцы!
2) – Встаньте из-за своих парт. Сейчас мы проведем космическую физкультминутку. Слушайте меня и повторяйте движения.
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят. | руки вверх, в стороны вниз потянулись руки вверх руки в кулачки сжимать руки перед глазами ноги вместе, руки вверх, покачаться наклон вниз, руки машут тик-так присесть руки вперед ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться руки вниз, поднять голову вверх потянулись вверх, руки вверх руками берем созвездия |
3) - Посмотрите на №3 в своих учебниках. Первую строчку мы сравним с вами вместе. Запишите в тетради по середине «№3».
- Смотрим на первое выражение. Что требуется сравнить? (1 сутки и 48 часов)
- Запишем в тетрадь, оставив место для знака: 1 сутки 48 часов (Учитель пишет на доске)
- Можем ли мы сразу сравнить эти единицы времени? (Нет)
- Почему? (Потому что это разные единицы)
- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти единицы времени? (Перевести сутки в часы или часы в сутки)
- Переведём сутки в часы. Сколько часов в 1 сутках? (24 часа)
- Запишем ниже в тетради: 24 часа 48 часов.
- Какой знак поставим? (
- Значит, 1 сутки
- Смотрим на второе выражение в первой строчке. Что требуется сравнить? (1 неделю и 6 суток)
- Запишем в тетрадь: 1 неделя 6 суток (Учитель пишет на доске)
- Можем ли мы сразу сравнить эти единицы времени? (Нет)
- Почему? (Это разные единицы)
- Что нужно сделать, чтобы сравнить эти единицы времени? (Перевести неделю в сутки)
- Переведём неделю в сутки. Сколько в одной неделе суток? (7)
- Запишем ниже в тетради: 7 суток 6 суток
- Какой знак поставим? ()
- Значит, 1 неделя 6 суток.
- Остальное сравните самостоятельно. В тетрадях записывать не надо, только напишите в учебниках карандашом получившиеся знаки. Затем мы проверим правильность ваших ответов.
(Дети выполняют задание самостоятельно, учитель записывает на доску выражения без знаков)
- Итак, проверим ваши ответы. Какой знак в 3 выражении? () А в 6? (=).
- Исправьте свои ошибки. У кого все получилось правильно, поднимите руки? Молодцы, поставьте себе «+» в бортовой журнал.
VI. Закрепление знаний.
1) Совместное решение задачи.
- Сейчас мы вместе с Алисой и её друзьями потренируемся решать задачи. Мы решим вместе задачу №4 под буквой б. Запишите в тетрадях посередине «№4» и букву б).
- Кто прочитает вслух задачу? (Ученик читает вслух)
- Что изучала Алиса? (Марсианский язык)
- Сколько времени Алиса учила марсианский язык? (2 недели)
-Мы будем составлять схему задачи. Начертите в тетради отрезок 7 см.
- Обозначим, что это 2 недели.
- Что входило в состав марсианского языка? (Гимнастика для пальцев и изучение буквы «хвы»)
- Что нам нужно найти? (Сколько времени она изучала букву «хвы»)
- Сколько времени Алиса занималась гимнастикой для пальцев? (Неизвестно)
- А что об этом сказано в задаче? (Это занимало седьмую часть времени)
- Разделим отрезок на семь частей, т.е. по 1 см. Отметим на схеме седьмую часть времени. Подпишем внизу 1/7.
- Все остальное – это оставшееся время. Отметим его на схеме и подпишем.
- Что известно про время изучения буквы «хвы»? (Это занимало четвертую часть от оставшегося времени)
- Разделим оставшийся отрезок на 4 равные части. Отметим на схеме четвертую часть времени. Подпишем внизу ¼. Эту ¼ нам и нужно найти.
- Можем ли мы узнать, сколько времени Алиса занималась гимнастикой для пальцев? (Да)
- Каким действием мы узнаем, сколько времени занималась Алиса гимнастикой? (Делением)
- Как же узнать это делением? (2 разделить на 7)
- Можем ли мы 2 разделить на 7? (Нет)
- Значит, нам нужно недели перевести в сутки. Сколько суток в двух неделях? (14)
- Запишем в тетради: 2 недели = 14 суток. (Учитель пишет на доске)
- Как теперь мы найдем время, которое Алиса занималось гимнастикой? (14:7)
- Запишем первое действие: 1) 14 : 7 =
- Сколько получилось? (2 суток)
(Запись на доске: 1) 14 : 7 = 2 (суток) – время на гимнастику)
- Мы узнали, сколько времени Алиса занималась гимнастикой. Что теперь мы можем узнать? (Оставшееся время)
- Каким действием узнаем оставшееся время? (Вычитанием)
- Как узнать вычитанием оставшееся время? (От всего времени отнимем время занятия гимнастикой: 14-2)
- Запишем второе действие: 2) 14 – 2 =
- Сколько получилось? (12 суток)
(Запись на доске: 2) 14 – 2 = 12 (суток) – оставшееся время)
- Теперь мы можем узнать, сколько времени Алиса изучала букву «хвы»? (Да)
- Каким действием мы будем искать время изучения буквы «хвы»? (Делением)
- Как же узнать это делением? (12 разделить на 4)
- Запишем третье действие: 3) 12 : 4 =
- Сколько получилось? (3 суток)
(Запись на доске: 3) 12 : 4 = 3 (суток) – время на букву «хвы»)
- Что нам нужно было найти по условию задачи? (Сколько времени Алиса изучала букву «хвы»)
- Мы ответили на этот вопрос? (Да)
- Запишем ответ задачи.
(Запись на доске: Ответ: 3 суток.)
2) Самостоятельное решение задачи.
- Решите самостоятельно задачу из номера 4 под буквой а. Запишите в тетради схему, решение и ответ. Затем мы проверим правильность вашего решения.
(Дети самостоятельно решают задачу)
- Проверим правильность вашего решения.
(Учитель вывешивает на доску карточку с решением и ответом:
1) 15 ∙ 4 = 60 (мин.) – время на все уроки.
2) 60 – 30 = 30 (мин.) – осталось работать.
Ответ: 30 минут.)
- Поднимите руки, кто правильно решил задачу? Молодцы! Вы можете поставить себе «+» в бортовом журнале.
3) Работа с цепочками.
- Ребята, наш космический корабль попал в космическую туманность. Чтобы выбраться из нее и вернуться обратно в класс, нам нужно решить цепочки из №5 на странице 95 и найти x,y,k. Действовать нужно очень быстро. Как мы будем решать цепочки? (С конца, выполняя обратные действия)
- Считаем по цепочке, начиная с первой парты.
(Восстанавливают цепочки:
100 – 1 – 25 – 5 – 80 – 32; 3 – 66 – 82 – 48 – 24 – 1; 90 – 21 – 42 – 77 – 7 - 98)
- Молодцы! Вот мы и вернулись обратно в класс. Все поставьте себе «+» в бортовом журнале.
4) Резерв: самостоятельное выполнение №6 а).
VII. Итог урока, рефлексия.
- Итак, с какой единицей времени мы сегодня познакомились? (Неделя)
- Сколько в одной неделе суток? (7 суток)
- У кого сегодня на уроке всё получалось хорошо, поднимите руки?
- Кто считает, что нужно еще самостоятельно поработать по этой теме?
- Вам понравился сегодняшний урок?
- Посчитайте свои «+» в бортовых журналах. У кого 5 плюсов, поднимите руки?
- Вы молодцы! Ракеты вы можете оставить себе.
- Запишите домашнее задание: №5 по выбору (в) или (г), №6(а), №6(б) по выбору любой столбик
- Урок окончен, всем спасибо!