№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
1. | Самоопределение к учебной деятельности Цель: мотивировать к учебной деятельности посредством игровой ситуации; определить содержательные рамки урока: сравнение выражение, вычислительные навыки в пределах 7. | Организация учебного процесса на этапе 1: - Здравствуйте, ребята! - Сегодня у нас необычный урок математики. Сегодня все ученики класса отправятся в волшебный мир русской народной сказки «Гуси-лебеди». - Помните, гуси-лебеди унесли братца (слайд №3) - Побежала девочка искать его. Она просила помощи у печки, яблони, реки. Но, прежде, чем помочь девочке, её просили исполнить их желания. - Какие знания и умения понадобятся нам сегодня на уроке, чтобы помочь девочке выполнить все задания? - Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнить задания. А нас много. Мы ей поможем! | Ребята приветствуют гостей урока. Дети вспоминают содержание сказки»Гуси -лебеди». | Познавательные Регулятивные Личностные |
2. | Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности. Цель: актуализировать содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: запись выражений в виде сумм и разности, проверка вычислительных навыков в пределах 7; актуализировать мыслительные операции; зафиксировать все повторяемые понятия в виде схем и символов; зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности. | Организация учебного процесса на этапе 2: - Сегодня на уроке нам понадобятся все наши знания и умения, чтобы совершить ещё одно маленькое открытие. - Бросилась девочка догонять гусей-лебедей (слайд №4). - Бежала, бежала и увидела – печь стоит (слайд №5). - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Печка ей в ответ: - Выполни мои задания – скажу. - Некогда мне, я спешу. - Давайте, дети, поможем девочке, чтобы печка на неё не рассердилась. Счёт от 1 до 10, прямой и обратный. Уменьшите 6 на 3. Вычтите 4 из 5. Сложите 5 и 4. 7 минус 4. Увеличьте 1 на 6. - Вспомните пословицы и поговорки, в которых встречается число 7. Повторяем состав числа 7. | Учащиеся считают до 10 и обратно. Ответы учащихся 7 это 6 и 1; 7 это 5 и 2; 7 это 4 и 3; 7 это 3 и 4; 7 это 2 и 5; 7 это 1 и 6. | |
| Физминутка | | | |
| | -А печка новые задания даёт. (слайд №6). Первое слагаемое 7, второе 1. Найдите сумму. Какое число меньше 8 на 6? Найдите разность чисел 4 и 3. На сколько 5 меньше 9? На сколько 8 больше 4? - Молодцы, ребята! Помогли девочке! Побежала девочка дальше. Стоит яблоня (слайд №7). - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Яблонька ей в ответ: - Выполни мои задания – скажу. - Мне некогда, я очень тороплюсь, - ответила девочка, - и побежала дальше. - А вы, ребята, сможете помочь девочке? Росло две яблони. На каждой пять больших веток, на каждой большой ветке по четыре маленьких, на каждой маленькой по три груши. Сколько всего груш? (Ни одной) - Молодцы, ребята! Помогли девочке! | Учащиеся показывают ответы на сигнальных карточках. Дети выполняют задание, которое напечатано на слайде №7: | Познавательные |
3. | Постановка проблемы. Цель: организация коммуникативного взаимодействия; согласование темы и цели урока. | Организация учебного процесса на этапе 3: Вопросы, выявляющие существенные свойства задания: -Чем это задание отличается от предыдущих? -Можно ли его выполнить, опираясь на имеющиеся у нас знания? Бежит девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах (слайд №8). - Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? Речка ей в ответ: - Выполни мои задания – скажу. - Боюсь, не успею я. И девочка побежала дальше. - А вы сможете выполнить эти задания, ребята? - Какие затруднения встретились при выполнении задания? | Дети выполняют задания, которые напечатаны на слайде №8. | Коммуникативные Познавательные Регулятивные |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. Цель: организация коммуникативного взаимодействия для построения нового способа действия; фиксация нового способа действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона. | Организация учебного процесса на этапе 4: Реши примеры из учебника. | Ребята решают примеры в тетрадях с комментированием по цепочке. | Познавательные Коммуникативные |
| Физкультминутка. | Мы считали и устали, Дружно все тихонько встали. Ручками похлопали, раз, два, три. Ножками потопали, раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять считать начнем. | | |
5. | Обобщение затруднений во внешней речи Цель: воспроизведение способов действий, вызвавших затруднения, во внешней речи. | Организация учебного процесса на этапе 5: - Сформулируйте правила, которые помогут нам решить поставленную проблему. На доске вывешиваются эталоны. - Долго девочка бегала по полям, по лесам. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается (слайд №9). - В избушке Баба-Яга прядет кудель, а на лавочке сидит братец (слайд №10). - Мышка помогла девочке, взяла девочка брата и побежала дальше (слайд №11) - А Баба-Яга отправила гусей-лебедей в погоню. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди (слайд №12). - Речка-матушка, спрячь меня! - Ответь на вопросы – спрячу: Как сравнить сумму и сумму, если есть одинаковые слагаемые? 5+3 5+4 Как сравнить сумму и разность, если числа одинаковы? 5+3 5-3 - Девочка ответила на вопросы, и река укрыла её с братцем под кисельным бережком. | (Класс следит за правильностью ответов). Дети совместно с учителем делают вывод. | |
6. | Самоконтроль с самопроверкой по эталону (внутренняя речь). Цель: интериоризация способов действий, вызвавших затруднения; фиксация достижений индивидуальной цели. | Организация учебного процесса на этапе 6: - Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди летят, вот-вот увидят. Стоит яблоня. Обратилась девочка к яблоньке (слайд №13): - Яблонька, яблонька спрячь меня! - Реши мои задачи, тогда спрячу. Под яблоней лежало 3 яблока. С неё упало ещё 4 яблока. Сколько всего яблок лежит под яблоней? | Дети самостоятельно решают задачу( Выкладывают на магнитной доске решение задачи) | |
7. | Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель: включение используемых способов действий в систему знаний; повторение и закрепление материала, изученного ранее. | Организация учебного процесса на этапе 7: - Яблоня заслонила девочку ветвями. Гуси-лебеди не увидели, пролетели мимо. Девочка опять побежала. А гуси-лебеди догоняют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки (слайд №14). - Печка-матушка, спрячь меня! - Ответь на вопросы – спрячу: - Как можно получить число 10 с помощью двух слагаемых? - Назови число, которое на 1 больше, чем 4. - Назови число, которое на 1 меньше, чем 7 Реши задачу в стихах: Посадила бабка в печь Пирожки с капустой печь Для Наташи, Кати, Вовы Пирожки уже готовы. Да ещё один пирог Кот под лавку уволок. Да в печи – четыре штуки. Пироги считают внуки. Если можешь, помоги Сосчитать все пироги. Печь её спрятала. Задача для класса: Как-то вечером к медведю На пирог пришли соседи: Ёж, барсук, енот, косой, Волк с плутовкою лисой. А медведь никак не мог Разделить на всех пирог. От труда медведь вспотел. Он считать ведь не умел. Помоги ему скорей, Посчитай-ка всех зверей. Гуси-лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе-Яге. А девочка возвратилась с братцем домой к родителям (слайд №15) | Дети показывают на наборном полотне. (Одни дети быстро отвечает, а другие подбадривают их). Дети отвечают, показывая карточки | |
8. | Рефлексия учебной деятельности. Цель: Самооценка результатов деятельности; осознание метода преодоления затруднений (алгоритм исправления ошибок). | Организация учебного процесса на этапе 8: -Что нового узнали на уроке? -Чему научились? -Как сравнивать выражения? - А я хочу похвалить вас, дети, за активную помощь. (слайд №16). | | Коммуникативные личностные |