kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока 3 класс Литературное чтение Тютчев "Листья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературное чтение в 3 классе разработан в соответствии со всеми требования ФГОС. К данному уроку разработана презентация. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3 класс Литературное чтение Тютчев "Листья"»

Тема урока: Ф. И. Тютчев «Листья»

(конспект урока по литературному чтению в 3 классе)


Якушкина Любовь Владимировна

учитель начальных классов



Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со стихотворением Ф. И. Тютчева «Листья».

  2. Выявить известные особенности поэзии Ф. И. Тютчева на примере этого произведения.

  3. Помочь детям увидеть многоплановость стихотворения.

  4. Способствовать формированию интереса к творчеству Ф. И. Тютчева, пониманию учащимися неповторимости его поэзии.

  5. Формировать у учеников поэтический слух.

  6. Развивать у детей воссоздающее воображение, мышление.

  7. Учить третьеклассников отвечать на вопросы.

  8. Воспитывать у детей любовь к природе.

  9. Учить детей выразительному чтению.

Оборудование: 2 букета листьев – лиственных деревьев, хвойных деревьев; текст стихотворения; записи на доске.

Ход урока.

I Организационный момент.

II Подготовка к первичному восприятию.

У учителя на столе – 2 букета листьев: I – лиственных деревьев, II – хвойных деревьев.

- Из чего составлены букеты?

- А для чего я принесла их в класс, как вы думаете?

- Какой букет, на ваш взгляд, более яркий, выразительный?

- А что хорошего в другом букете?

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Федора Ивановича Тютчева, которое написано от имени листьев лиственных деревьев. Оно так и называется «Листья».

Запись на доске: Федор Иванович Тютчев

«Листья».

- Вам знакомо имя этого великого и гениального русского поэта? Что вы о нем знаете?

- Федор Иванович Тютчев вошел в сознание читателей, прежде всего, как вдохновенный певец природы, то есть он писал стихи о природе, воспевал, восхвалял ее. В его стихотворениях природа – живое существо, живой организм, способный дышать, думать, разговаривать, двигаться, спать, страдать и радоваться. Знакомясь со стихотворением Федора Ивановича, мы с вами это увидим. Еще мы попытаемся на его основе выявить, выделить особенности его поэзии.

III Первичное чтение.

Книги у детей закрыты.


IV Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Что особенно запомнилось?

- Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

- Какое настроение, какие чувства поэт вложил в это стихотворение?

- Значения каких слов вам непонятны? (Зефиры – легкие теплые ветерки. Зефир – имя, данное древними греками ласковому западному ветру, почитавшемуся ими как божество. Слово «докучные» в нашей разговорной речи практически не встречается и означает «надоевшие».)

V Вторичное чтение.

Установка на вторичное чтение: «Прочитайте «про себя» это стихотворение и подумайте, есть ли здесь прием сопоставления».

VI Анализ.

- Есть ли здесь прием сопоставления?

- Что с чем сопоставляет автор?

- Есть разные деревья: лиственные и хвойные. В чем их особенности?

- Зачитайте, что автор говорит о зелени хвойных деревьев.

- Расскажите о жизни листьев, которые растут на лиственных, а не на хвойных деревьях.

- То есть, каждый год у лиственных деревьев появляется новая жизнь?

- А как это «торчат»?

- Почему именно «торчат»?

- Как вы понимаете фразу «закутавшись, спят»?

- Здесь автор перенес признак живого существа на неживое. Такой прием в поэзии называется «олицетворение».

Запись на доске: олицетворение

- Расскажите о жизни леса зимой, опишите, как выглядят лиственные и хвойные деревья.

- Почему зелень «тощая»? Это какая?

- А почему автор не употребил, например, слова «длинная», «тонкая»?

- Перечитайте вторую строфу стихотворения.

- Кто это «мы»?

- Почему «легкое племя»? Что значит слово «племя», слово «легкое»?

- Федор Иванович Тютчев употребил вместо одного слова «листья» словосочетание «легкое племя». В поэзии прием, при котором одно слово заменяется группой слов, называется «перифраз».

Запись на доске: перифраз

- Вы видите, что стихотворение написано от имени листьев, автор перешел от отстраненного повествования. А зачем, как вы считаете?

- Это одна из особенностей его поэзии.

Запись на доске: 1. Изображение внутреннего состояния природы.

- Как вы понимаете обороты «играли с лучами», «купались в росе»?

- Вновь автор пользуется приемом олицетворения.

- В конце второй строфы стоит знак препинания «!..» Федор Иванович дает читателю возможность самому додумать, что же еще делали листья летом. Продолжите вторую строфу, придумайте, чем еще листья могли заниматься летом.

- Прочитайте, что у нас получилось.

- Итак, сопоставлены ли первая и вторая строфы?

- Перечитайте третью строфу.

- С какого слова она начинается?

- Это противительный союз «но». Далее автор уже не сопоставляет лиственные и хвойные деревья, а противопоставляет их друг другу.

- Глаголы «отпели», «отцвели», «побледнели», «ушли» могут быть использованы при описании какой жизни?

- Что значит «отпели», «отцвели»?

- Как вы понимаете фразу «зефиры ушли»?

- Как это «даром»?

- А куда они хотят улететь?

- В стихотворении представлены два мира. Какой первый мир?

- А в какой мир хотят улететь листья?

- Вот это еще одна особенность лирических стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 3. Двоемирие.

- Перечитайте последнюю строфу.

- «Буйные» это какие?

- В стихотворении передается впечатление автора об этом предмете, о ветрах. Такой литературный прием носит название «эпитет».

Запись на доске: эпитет

- «Докучные» это какие?

- К кому обращаются листья?

- А как в русском языке называется такой прием, когда называют того, к кому обращаются с речью?

Запись на доске: 4. Наличие обращений.

- О чем листья просят? Зачитайте эти глаголы.

Запись на доске: 5. Использование глаголов

- Листья хотят познать абсолютно другой мир – мир жизни, блеска, радости. В первых двух строфах автор сопоставляет лиственные и хвойные деревья, в третьей – противопоставляет их друг другу, а в четвертой – говорит о другом мире.

- Как вы думаете, зачем в четвертой строфе повторяются слова «скорей», «сорвите», «летим»? (разный смысл в одинаковых словах; накал страстей; листьям не терпится покинуть этот мир)

- Перед нами еще одна особенность стихотворений Федора Ивановича Тютчева.

Запись на доске: 6. Большое количество повторов.

- Обратите внимание на восклицательные знаки в четвертой строфе. Почему их так много?

- С помощью какой части речи листья выражают свои желания, действия?

- А где они преимущественно находятся в этом произведении: в начале или в конце строк?

- Как вы думаете, почему?

- Что вы можете сказать о рифме?

  • Рифма – созвучие концов стихотворных строк.

- Скажите, а листья тихие, они молчат?

- Произнесите звуки листьев.

  • Давайте посмотрим, есть ли звуки листьев в этом стихотворении?

- Итак, мы увидели, что в стихотворении связаны между собой значения слов, звуки, рифма, цвета, знаки препинания. Но все эти взаимосвязи сразу увидеть нельзя. Мы разгадывали загадки этого произведения и открывали его «тайны» постепенно. Многочисленные и разнообразные взаимосвязи произведения объединены его смыслом и настроением.

- Куда же хотят улететь листья?

- Такое лирическое стихотворение мог написать романтичный человек, каким и является Федор Иванович Тютчев. Его называют поэтом-романтиком.

VII Обобщение и подготовка к выразительному чтению.

- С каким чувством будем читать первую строфу?

- Попробуйте так прочесть.

- Что нам необходимо подчеркнуть во второй строфе, какие передать чувства?

- Перечитайте ее, выразив эти чувства.

- С каким чувством надо читать третью строфу? Почему?

- Прочтите так.

- Четвертая строфа – накал эмоций. Что подчеркнем интонацией при чтении?

- Давайте хором прочитаем эту строфу.

- Прочитайте стихотворение от имени осенних листьев, стараясь показать и передать все, что мы сейчас увидели и выделили.

VIII Домашнее задание.

- Попробуйте выделить звуки третьей строфы, нарисуйте иллюстрацию к этому стихотворению, подготовьте его выразительное чтение.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока 3 класс Литературное чтение Тютчев "Листья"

Автор: Якушкина Любовь Владимировна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357550

Похожие файлы

object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по литературному чтению М.Пришвин "Осеннее утро" 2 класс "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-m-prishvin-osiennieie-utro-2-klass"
    ["file_id"] => string(6) "117906"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412956935"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "конспект урока по чтению  в 3 классе Ф.И. Тютчев "Майская гроза" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-chtieniiu-v-3-klassie-f-i-tiutchiev-maiskaia-ghroza"
    ["file_id"] => string(6) "125486"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415003537"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Конспект урока по литературному чтению по теме "Ф.И.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»" (3 класс)"
    ["seo_title"] => string(144) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-po-tiemie-f-i-tiutchiev-list-ia-sochinieniie-miniatiura-o-chiem-rasskazhut-osienniie-list-ia-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "272331"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451942372"
  }
}
object(ArrayObject)#877 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе «Ф.И. Тютчев «Листья»»"
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-tiema-f-i-tiutchiev-list-ia"
    ["file_id"] => string(6) "278844"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453136690"
  }
}
object(ArrayObject)#855 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Тема урока: «Ф.И. Тютчев «Листья»"
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-klassie-tiema-uroka-f-i-tiutchiev-list-ia"
    ["file_id"] => string(6) "278872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453139629"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства