Тема урока: М. Зощенко «Елка»
Дата 11. 12.
Предмет: литературное чтение
Класс 3 «В»
Цель урока: познакомить учащихся с новым произведением; пополнять активный и пассивный словарь учащихся; развивать связную устную речь учащихся; воспитывать уважение к другим, ответственное отношение к своим поступкам.
Тип урока Изучение нового материала.
Результат обучения: знать творчество писателя и его произведение
Ресурсы:
Время
Вид работы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Орг. момент
Приветствие! Проверка готовности к уроку, провести гимнастику для глаз.
– Весело звенит звонок. Начинается урок.
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Готовят к уроку тетрадь
Проверка домашнего задания
Пересказ сказки М. Зверева «Спасибо, матушка Зима»
Пересказывают
Подготовка к усвоению нового материала
Рассказ о М.М. Зощенко (1894–1958)
Михаил Михайлович Зощенко родился 10 августа 1894 года в семье художника и актрисы. После окончания гимназии Михаил Михайлович поступает в университет, но через год добровольцем уходит на фронт (идет первая Мировая война). Участвует в боях, в которых отличается храбростью. Трижды ранен, отравлен газами, после чего получает заболевание сердца и демобилизуется. Удостоен пяти орденов и заканчивает войну в звании штабс-капитана. Зощенко возвращается в Петроград. Зарабатывает на жизнь, пробуя себя во множестве профессий: контролер поездов, начальник почты, сапожник, конторщик, милиционер и т.д. Вскоре Зощенко встречается с Чуковским, который ведет литературные занятия и он высоко оценивает первые произведения писателя. Так началась активная литературная деятельность автора. В свет выходят многие известные произведения. Вскоре Михаила Зощенко избирают членом Союза писателей. Показ портрета
Болезнь сердца, которую Зощенко получил еще в первой Мировой войне, стала о себе напоминать. И в возрасте 64лет Зощенко умирает в Ленинграде. Похоронен писатель в городе Сестрорецке.
Внимательно слушают учителя
Изучение нового материала
Первичное восприятие текста.
Текст читает учитель.
Дети внимательно слушают
Физминутка
«Ели, елки, елочки»
Выполняют
Проверка понимания нового материала
Словарно-лексическая работа Золотушный ребенок – больной ребенок Длинновязая – высокая Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара Церемонится – проявлять излишнюю мягкость, стеснение
– Понравился рассказа?
– Кто главные герои рассказа?
– Чем наряжали елку в то время? – Как вы думаете, ребята, праздник получился весёлым?
– А рассказ получился весёлым?
– Почему весёлый и смешной рассказ создаёт немного грустное настроение?
(Бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки, крымские яблочки)
Закрепление нового материала
Выяснение главного смысла рассказа
– В каких словах отражен самый главный смысл этого произведения?
– Чему учит этот рассказ?
Обратите внимание на слова «Тепло родного очага». Эти слова не просто появились на уроке.
– Тепло, забота, уют дома исходят только от поведения взрослых?
– Когда ваше поведение создавало в доме тепло, уют, радовало близких?
(И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.)
Итог урока
– Наш урок мне хочется закончить словами М.М. Зощенко:
Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился. (Михаил Зощенко)
Домашнее задание
Комментарии оценок