Предмет: литературное чтение
Класс: 2 в
Автор: Л.А. Ефросинина
Тема урока: «Русское устное народное творчество»
Тип урока: комбинированный урок – игра,
Учитель: Кормилина Ирина Николаевна
Оборудование: презентация, клей, модели, схемы, наглядность (цветок), раздаточный материал с заданиями.
Цель:
наблюдение над произведениями русского устного народного творчества разных жанров (термин «фольклор»; знакомство с некоторыми новыми жанрами);
развитие творческих способностей детей, их памяти, внимания, воображения;
способствовать развитию интереса к устному народному творчеству; обогащению речи, интонации;
совершенствовать коллективные формы работы.
Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе.
Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развитие познавательных способностей учащихся; расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.
Ход урока
I. Мобилизирующий этап урока. Организационный момент.
-Что необычного вы заметили в начале нашего урока?
Необычно, чудесной русской народной песней «Как пошли наши подружки» начался наш урок.
Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроение – улыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Дотроньтесь ладошками до ладошек вашего соседа. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга? (Тепло) Слайд 1 (солнышко)
Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.
-Давайте сохраним теплую обстановку на протяжении всего урока, возможно произойдет чудо…
II. Вступительная беседа.
1.(открываю доску, слово «фольклор» закрыто) -
Ребята, от нашего хорошего настроения в нашем классе распустился волшебный цветок.
Давайте вместе прочтем название лепестков.
- Что объединяет все то, что написано на лепестках цветка? (Это УНР, а именно малые жанры УНТ)
- Что вы знаете об УНТ)
Абахин С. Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений. Песни, сказки, пословицы, загадки. Былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.
2. - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. «Устное народное творчество» Слайд
Как можно одним словом назвать все эти произведения? (Фольклор) открываю сердцевину цветка.
-Все эти произведения являются устным народным творчеством или фольклором.
Так как работать вы будете в группах и в парах, давайте обговорим правила совместной работы.
Обговаривание правил совместной деятельности:
А) работать дружно; быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старших;
Б) своевременно выполнять задания, доводить начатое до конца, следить за временем;
В) качественно выполнять работу, соблюдать технику безопасности, экономию материала;
Г) каждый из группы должен уметь защитить общее дело и своё в частности
Итак, второй раздел нашего учебника посвящен народной мудрости.
Стр.15 (чтение по учебнику «Обрати внимание»)
-Как вы понимаете слово «народная мудрость»?
- Как же передавались эти произведения из поколения в поколение?
- Кто является их автором?
Трофимова Д. Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое.
Вот поэтому мы сегодня и постараемся напомнить вот этот чудесный короб (кстати, тоже народное творчество) замечательными творениями русского народа.
III. Наблюдение над произведениями русского устного народного творчества.
- Как вы думаете, когда первый раз в своей жизни вы столкнулись с устным народным творчеством?
Кирьянова П. Устное народное творчество сопровождает нас всю жизнь. И в самом деле – мы родились, и над нашей колыбелькой зазвучали колыбельные песенки. Это наши мамочки нам их поют, чтобы мы сладко спали. Слайд
Слова в них ласковые, певучие, в них нет резких взрывных звуков. В таких песнях чаще всего действуют воркующие гули, домовитые ласточки, уютно мурлыкающий кот. В этих песнях говорится о тишине и покое.
- Какие колыбельные песенки знаете вы?
Давайте исполним эту колыбельную песенку. Попробуйте укачать эту куклу. Кто желает? А мы все поможем. Молодцы!
1.Самая знаменитая колыбельная песенка…
Баю – баюшки – баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок.
2. Киса, кисонька, коток,
Киса - серенькийхвосток.
Приди, киса, ночевать.
Приди Васеньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу -
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
- Как называются те песни, которые сочинил народ?
- А когда люди использовали эти песни? (на работе, в быту, на отдыхе)
IV. Работа по учебнику
1). Знакомство с произведением
- Одним из произведений фольклора, а именно одним из малых жанров УНТ является песня.
Слушание народной песни (читает учитель, дети следят по тексту). А потом мы поиграем в игру «Художники-музыканты»)
2) Работа с текстом произведения. Чтение песни по частям.
Работа с иллюстрацией
Выборочное чтение: Какие строчки подходят к иллюстрации? (1-4)
Моделирование обложки
- Иллюстрация у нас есть, а чего еще нам необходимо сделать? (модель)
- Выберите нужную фигуру и наклейте её на чистый лист бумаги.
А) авторская принадлежность НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
Б) заголовок
В) жанр, тема
(Взаимопроверка) – работа в парах.
Слайд проверка
_Покажите смайлики Я С ГОРЫ НА ГОРУ ШЛА…
(у кого правильно, неправильно!
5)Работа в тетради (словарная работа)
Как вы понимаете слово шелковая?
Говорим ли мы так в обиходной речи?
Почему употреблено ударение в такой позиции? (это песня)
3) Задание в тетради с. 3 №2 Взаимопроверка.
Физминутка. Музыкальная.
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
- Сегодня на уроке нам встретилась сначала песня, под которую мы входили в класс, колыбельная песня, русская народная песня «Я с горы на гору шла…» Все это устное народное творчество. Эти песни мы положим в наш короб.
Слайд - Родители в разговоре с вами часто используют интересные слова, присказки, потешки.
А ещё, например, купают ребенка и приговаривают:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки вся худоба.
- Как вы думаете, что желают ребенку, приговаривая такие слова?
Задания по рядам. Сейчас и мы с вами попробуем побыть чьими - то родителями, а кто-то сыном или дочкой. Роли между собой можете распределить сами (кто из вас ребенок, а кто родитель).
1-му ряду будет такая ситуация – у ребенка заболел пальчик. Текст, который вам поможет – у вас на партах.
У лисы боли,
У медведя боли,
А Петенькины боли
Уходите за горы.
2-му ряду тоже интересная ситуация – ваш ребенок без разрешения ушел куда-либо, его нужно как-то наказать, поругать. Вам в помощь текст.
Не ходи за селом,
Там Яга с помелом.
Не ходи вопотьмах –
Ходит страх во кустах.
3-му ряду самая приятная ситуация – мама или папа любуются своей дочкой, приговаривая такие слова (они у вас на партах)
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Подумайте, какие жесты можно добавить.
Обсуждение: Для чего использовались потешки и приговорки?
От потешек нам становилось легче, и дети становились послушными. Эти потешки давайте тоже положим в наш короб.
…. Делу - время, потехе - …час, – говорит русская (что?) пословица.
Ой что это я сказала?
1. Хочу посмотреть, хорошо ли вы знаете пословицы. Многие пословицы состоят из двух частей. Я вам буду называть первую часть пословицы, а вы должны её продолжить, можно хором.
Терпение и труд –
Ученье свет, а не ученье –
Не спеши языком – торопись делом…
2. Следующее задание (Задание в парах) – составить пословицу из предложенных попарно соединенных слов. (по 4 человека – 2 парты)
Труда – пруда
Время – потехе
Броду – воду
Дело- Смело
Кататься - возить
100 рублей-100 друзей
Читает-знает
Молодцы, пословицы знаете хорошо.
Ребята, так что такое пословица? Сделайте вывод.
Лященко Д. Пословица – это произведение фольклора. Пословица советует, поучает, настаивает, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.
Мы их тоже положим в наш короб.
Слайд Иногда мы даже не подразумеваем, что встречаемся с устным народным творчеством. Например, когда играем с маленькими детьми. Оказывается, что такие игры как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Сорока» – все это устное народное творчество. Но вы уже взрослые и вам неинтересно играть в такие игры. Но есть очень много интересных русских народных игр, в которые играли ваши бабушки и дедушки. Они дошли и до нас. «Лапта», «У медведя во бору» и многие другие. Давайте и мы сегодня на уроке разучим русскую народную игру. Становитесь все в круг. Игра называется «Дедушка Мазай».
Обычно русские народные игры сопровождались какими-либо словами. В этой игре тоже есть определенные слова. Выбирается один водящий – Дедушка Мазай. Он становится в круг. Все ребята говорят:
- Здравствуй, Дедушка Мазай, на солнышко вылезай, т.е. мы его приглашаем играть.
Д.М. – Здравствуйте, детки, где вы были, что вы делали?
- Где мы были не расскажем, а что делали покажем.
(заранее договариваемся и показываем какие-либо действия, например, как подметаем полы).
Проигрываем 2 раза.
Эту игру тоже положим в наш чудесный короб.
Слайд Поиграли, отдохнули, а теперь давайте вернемся к нашему цветку.
А сколько скороговорок придумал русский народ.
- Кто знает какие-нибудь скороговорки?
А теперь давайте проговорим эту скороговорку, но не просто, а
с удивлением, Подумайте, как человек удивляется.
с радостью, Подумайте, как человек радуется
с грустью. Подумайте, как человек грустит.
Наш короб постепенно пополняется!
У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода – охотники. Ум, сообразительность ребенок должен был проявить в отгадывании загадок. Что такое загадка?
Слайд - Загадка – это краткое иносказательное описывание какого-либо предмета или явления.
???Соревнование по рядам «Отгадай загадку» (дети загадывают друг другу загадки)
Слайд -А какие чудесные сказки сочинил русский народ!
Всем известна любовь А.С. Пушкина к русским сказкам. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал он из Михайловского. Кстати, в основе его замечательных сказок лежат народные сказочные сюжеты.
Посмотрим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки. О какой сказке идет речь?
1. Красна девица грустна…
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
(Снегурочка)
2. А дорога – далека,
А корзинка – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
3. Отворили дверь козлята
И … пропали все куда-то.
(Волк и семеро козлят)
6. Не лежалось на окошке –
Покатился по дорожке…
(Колобок)
Об этой сказке сейчас и пойдет речь. С ней вы познакомились, когда были еще совсем маленькими. Сейчас мы будем вспоминать и рассказывать сказку «Колобок», да не просто, а вот с каким заданием.
1. Рассказать сказку с начала и до того момента, как Колобок спрыгнул с окошка от имени бабки, т.е. если бы вы были бабкой.
Помогу: «Как-то раз попросил меня дед….»
2. Рассказать эпизод встречи волка с колобком от имени волка.
Помогу: «Иду или гуляю я как-то по лесу...»
3. Рассказать сказку с момента встречи колобка с лисой, если бы вы были лисой
Помогу: «Вот вижу я…»
??? Следующее задание называется «Сказочные домики». Вспомните, в каких домиках живут сказочные герои? (теремок, избушка на курьих ножках, теремок-рукавичка, теремок-кувшин, дворец) и др. Для этой работы вы можете объединиться по две парты. Вам необходимо будет за 5 минут изобразить какой-нибудь сказочный домик и сказать, для кого вы этот домик «построили».
IV. Творческое домашнее задание.
Дома вам будет необходимо придумать благодарность за «построенный домик» от имени героя, который живет в этом домике.
V. Подведение итогов.
Мы постарались наполнить наш чудесный короб.
- Чем же мы его заполняли?
- Как называются одним словом все эти произведения?
Но, конечно, мы не сможем полностью наполнить наш короб за такое короткое время. Посмотрите, сколько всего осталось на доске. Взрослея, вы будете знакомиться с этими и другими видами фольклора.
Игра «Я знаю» Дети называют жанр фольклора, о которых говорили на уроке.
VI.Итог урока. Рефлексия.
1) Продолжите предложение:
-Сегодня на уроке я…
2) При помощи кружков смайликов покажите, какое у вас настроение…
3) На доске цветок, украсьте его своими цветочками, но для этого раскрасьте их в разные цвета:
Красный – мне очень понравилось на уроке, я работал с удовольствием
Зеленый - урок понравился, но я работал не в полную силу
Желтый – работать на уроке было трудно
Пронесите, ребята, любовь к русскому устному народному творчеству через всю свою жизнь, подарите её своим младшим братикам и сестричкам, наверняка они у вас есть или будут.
Благодарю всех за урок.