kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения,презентация для урока - 2 класс по теме;Басня "Стрекоза и муравей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 2 класса. Дети знакомятся со значением басня ., с её основными признаками. Узнают фамилию кто является основным баснописцем. Какой он взял себе в молодости псевдоним и его библиографмческие данные. узнают чему учит басня и находят мораль.Дают характеристику героям басни. Устанавливают последовательность иллюстраций. Подбирают пословицы к басне. Депают вывод. Оценивают  свою работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения,презентация для урока - 2 класс по теме;Басня "Стрекоза и муравей" »

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема: Басня "Стрекоза и Муравей"







Провела учитель начальных классов : Бережная И.В.



























I. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте их поприветствуем (поворачиваются к гостям).

. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души самыми прекрасными чувствами.

II. Артикуляционная гимнастика.

-Начнём урок со звуковой разминки

Изобразите звуками как:

- шипит воздух, когда выходит из лопнувшего шарика

(ш-ш-ш);

- жужжит жук (ж-ж-ж);

- стрекочут кузнечики (ч-ч-ч);

- шипит разогретое на сковороде масло (щ-щ-щ).

Дети произносят звуки, отвечают на вопросы.

- Произнесённые вами звуки гласные или согласные?

- Согласные.

- Почему?

-При произношении звуков выдыхаемый воздух встречает преграду.

- Что ещё можете сказать об этих звуках?

-Эти звуки шипящие.

- Прочитаем чистоговорки с этими звуками.

(Дети читают чистоговорки, отрабатывая умение правильно произносить шипящие  звуки.)

-Жа-жа-жа-есть иголки у ежа.

-Ши-ши-ши-сидят дома малыши.

- Чу-чу-чу-молоточком я стучу.

- Ща-ща-ща-я поймал леща.

- Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)

- С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)

Оцените свою работу.

III Проверка домашнего задания

Подберите к каждой реплике героя - его имя, название произведения . Соедините стрелкой.

Слова героя



1.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.



2.А почему я всё время один? Мне надо обязательно завести себе друзей.



3.Сама за ним прыгай! Я бы и рад, да боюсь в холодной воде простудиться!



4.Врать нельзя. Мама за враньё всегда ещё хуже сердится.

Имя героя, название произведения, автор*


(Крокодил Гена, Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)



(Гек, А. Гайдар «Чук и Гек»)




... (Кабан, С. Михалков «Как друзья познаются»)




(Котька, Н. Носов «На горке»)


К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?

Оцените свою работу.

IV Изучение нового материала.

Определение темы
– Прочитай и определи жанр произведения.
– Что такое псевдоним? ( вымышленное имя писателя)
– Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?( Иван Крылов)
– Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях (поступки людей, высмеиваются их недостатки.), цель написания басен. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Давайте проверим, правы ли вы были?

– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.

(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)


1 группа.  Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:

А Р Т О К Е З С                   
В А Й Р У Е М 


Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».

2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.

Лев и медведь

 

                                        Звери

                                 

                                        Воробей и голубь

 

                                        Птицы

                                        Окунь и карась

                                        Рыбы

                                        Стрекоза и муравей


Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.


3 группа.  Карточка:  Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.


Две горошины – глаза,         В лесу у пня беготня, суетня,
Ножки   – грабелькой,           Народ рабочий весь день хлопочет,
Хвостик – сабелькой,            Себе дом строит.
Крылья – бантиком.                            (Муравьи)
                   (Стрекоза)

-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые

-Герои пришли к нам сегодня в гости.

СТРЕКОЗА.

Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь.  После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.

МУРАВЕЙ.

Я живу в муравейнике. Внутри него вечно  копошатся  сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.



- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

- Итак, тема нашего урока….

- Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)

- Почему  слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?

- Это герои произведения.

Оцените свою работу

V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.



- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?

о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,

о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.

-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино



А) Первичное восприятие текстаСлушание басни в аудиозаписи.

-Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?

Б) Формулирование проблемы.

– Понравилась ли вам басня?


- Во всем ли совпали наши предположения?

Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

Затруднение:

-Давайте попробуем в этом разобраться?


В) Прочтите басню вполголоса самостоятельно.

- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.

- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?

- К кому пошла Стрекоза за помощью?

- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить  к себе перезимовать.)

- Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)

(Жестокость или справедливость)

- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?

- В чём смысл басни?

(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.

Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)

Оцените свою работу

Фонограмма “Звуки леса”.

Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела,
У реки остановилась,
Над водою закружилась.


Работа в группах.
– Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.

Оцените свою работу


Словарная работа.

- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?

- Значение непонятных слов, выражений.

Физминутка для глаз стрекоза

Работа в парах

- Назовите главных героев басни.

- Подберите характеристики для наших героев.

(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)

Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)

Учащиеся дают характеристику героям басни.

- Проверим вашу работу.

Дети защищают свои ответы.

– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его.
– Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12)
– Жалко ли вам Стрекозу?
– Правильно ли поступил Муравей?

- Кто из них вам понравился больше? Почему?

Оцените свою работу

VI Организация самостоятельной работы учащихся:

Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.)
– Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу.
– Посмотрите на экран
– Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу .
– Какая пословица подходит к басне и почему?

Оцените свою работу

Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.

  • В 1855 году

  • в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора

  • П.К. Клодта.

Русский скульптор

В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.

На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.


VII Закрепление изученного.

Чтение басни по ролям.

Учитель задает вопросы.

- Сколько действующих лиц в басне?

- Найди слова автора, прочитай их.

-Найди слова Стрекозы, прочитай их.

-Найди слова Муравья, прочитай их.

- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?

Творческое задание - ( индивидуальное задание)

Дается задание.

Придумать окончание басни.

-Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.

-Как она жила бы?

-Что делала?

Оцените свою работу

VIII Домашнее задание.

Выучить басню наизусть.

По желанию детей:

1. прочитать другие басни И.А. Крылова.

2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.



IX Организация оценочной деятельности.


– С каким произведением мы сегодня познакомились?
– Кто написал эту басню?
– Чем мы занимались сегодня на уроке?
– Какое задание вам понравилось больше?

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке;
– желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – старался, но работал неактивно

Рефлексия.

– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?

– Кто из героев басни вам понравился больше?

– Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?

– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?

– Чему научила вас эта басня?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бережная Ирина Владимировна

Дата: 23.12.2014

Номер свидетельства: 147377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства