Конспект урока литературного чтения,презентация для урока - 2 класс по теме;Басня "Стрекоза и муравей"
Конспект урока литературного чтения,презентация для урока - 2 класс по теме;Басня "Стрекоза и муравей"
Урок предназначен для учащихся 2 класса. Дети знакомятся со значением басня ., с её основными признаками. Узнают фамилию кто является основным баснописцем. Какой он взял себе в молодости псевдоним и его библиографмческие данные. узнают чему учит басня и находят мораль.Дают характеристику героям басни. Устанавливают последовательность иллюстраций. Подбирают пословицы к басне. Депают вывод. Оценивают свою работу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- Что мы сейчас с вами сделали? (выполняли разминку)
- С какой целью? (чтобы легче было читать на уроке, отрабатывали правильное произношение звуков)
Оцените свою работу.
IIIПроверка домашнего задания
Подберите к каждой реплике героя - его имя, название произведения . Соедините стрелкой.
Слова героя
1.Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.
2.А почему я всё время один? Мне надо обязательно завести себе друзей.
3.Сама за ним прыгай! Я бы и рад, да боюсь в холодной воде простудиться!
4.Врать нельзя. Мама за враньё всегда ещё хуже сердится.
Имя героя, название произведения, автор*
… (Крокодил Гена, Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»)
… (Гек, А. Гайдар «Чук и Гек»)
... (Кабан, С. Михалков «Как друзья познаются»)
… (Котька, Н. Носов «На горке»)
К каким жанрам относятся прочитанныe вами произведения?
Оцените свою работу.
IV Изучение нового материала.
Определение темы – Прочитай и определи жанр произведения. – Что такое псевдоним? ( вымышленное имя писателя) – Какой писатель в молодости взял себе такой псевдоним?( Иван Крылов) – Давайте вспомним, что такое басня, что высмеивается в баснях (поступки людей, высмеиваются их недостатки.), цель написания басен. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Давайте проверим, правы ли вы были?
– Сейчас вы сами определите тему нашего урока. Но для этого нужно будет выполнить ряд заданий.
(Дети делятся на 3 группы. Каждая группа получает задание.)
1 группа. Здесь зашифрованы загадочные животные. Расшифруйте их названия:
А Р Т О К Е З С В А Й Р У Е М
Дети отгадывают слова, получается «Стрекоза и муравей».
2 группа. - Дети соедините карточки попарно. Карточка, которая останется одна будет сегодняшней нашей темой урока.
Лев и медведь
Звери
Воробей и голубь
Птицы
Окунь и карась
Рыбы
Стрекоза и муравей
Карточка «Стрекоза и муравей» останется одна.
3 группа. Карточка: Ребята, внимательно прочитайте загадки и отгадайте название басни, которую мы будем сегодня читать.
Две горошины – глаза, В лесу у пня беготня, суетня, Ножки – грабелькой, Народ рабочий весь день хлопочет, Хвостик – сабелькой, Себе дом строит. Крылья – бантиком. (Муравьи) (Стрекоза)
-Как одним словом можно назвать стрекозу и муравья? Насекомые
-Герои пришли к нам сегодня в гости.
СТРЕКОЗА.
Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок.
МУРАВЕЙ.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.
- Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)
- Итак, тема нашего урока….
- Какую цель поставим для себя на уроке?(будем учиться читать выразительно)
- Почему слова Стрекоза и Муравей написаны с заглавной буквы?
- Это герои произведения.
Оцените свою работу
V Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Давайте попробуем предсказать, какие характеры будут у героев басни?
о стрекозе: красавица, беззаботная, легкомысленная, веселая и т.д.,
о муравье: труженик, коллективист, умный и т.д.
-Давайте проверим наши предсказания и прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино
А) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.
-Каковы ваши впечатления от прослушанной басни?
Б) Формулирование проблемы.
– Понравилась ли вам басня?
- Во всем ли совпали наши предположения?
Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).
-Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)
Затруднение:
-Давайте попробуем в этом разобраться?
В) Прочтите басню вполголоса самостоятельно.
- Как жила Стрекоза летом? Прочитайте.
- Как изменилась жизнь стрекозы с наступлением зимы?
- К кому пошла Стрекоза за помощью?
- С какой просьбой обратилась Стрекоза к Муравью?( Пустить к себе перезимовать.)
- Выполнил ли Муравей просьбу Стрекозы? (Нет.)
(Жестокость или справедливость)
- Как бы вы поступили на месте Муравья? Почему?
- В чём смысл басни?
(Нужно готовиться к зиме заранее. Нужно не только веселиться, но и работать.
Люди иногда поступают так же бездумно, как и Стрекоза в этой басне.)
Оцените свою работу
Фонограмма “Звуки леса”.
Игра: “Что я делаю, скажи, точно также покажи ”.
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась, Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела, У реки остановилась, Над водою закружилась.
Работа в группах. – Установите последовательность иллюстраций и подберите фрагменты из басни.
Оцените свою работу
Словарная работа.
- Что необходимо выяснить для успешного усвоения содержания басни?
- Значение непонятных слов, выражений.
Физминутка для глаз стрекоза
Работа в парах
- Назовите главных героев басни.
- Подберите характеристики для наших героев.
(1 ряд- охарактеризует Стрекозу, 2 ряд- Муравья:)
Слова для справок: трудолюбивый, весёлый, злой, справедливый, жадный, ленивый, беспечный, несерьёзный, бесшабашный, хитрый, запасливый. (слова для справок напечатаны либо на карточках (на каждую парту), либо появляются на экспозиционном экране)
Учащиеся дают характеристику героям басни.
- Проверим вашу работу.
Дети защищают свои ответы.
– Что вы можете сказать о Муравье? Охарактеризуйте его. – Какой представляете Стрекозу? (Слайд 12) – Жалко ли вам Стрекозу? – Правильно ли поступил Муравей?
- Кто из них вам понравился больше? Почему?
Оцените свою работу
VI Организация самостоятельной работы учащихся:
Выберите, как вы хотите поработать в парах, группах или самостоятельно? (Учитель раздает карточки.) – Ваше задание по стрелочкам из букв и слогов составить пословицу. – Посмотрите на экран – Постарайтесь по слогам и буквам на экране составить вторую пословицу . – Какая пословица подходит к басне и почему?
Оцените свою работу
Памятников писателям в те времена не было. Поэтому царь отказал дать деньги на строительство. Тогда в газете объявили сбор средств. За 3 года народ собрал 13 000 рублей.
В 1855 году
в Летнем саду Санкт-Петербурга был открыт бронзовый памятник великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову работы скульптора
П.К. Клодта.
Русский скульптор
В спокойной, непринужденной, чуть усталой позе сидит баснописец, держа в руках раскрытую книгу.
На пьедестале памятника в фигурах легко узнать героев знаменитых басен.
VII Закрепление изученного.
Чтение басни по ролям.
Учитель задает вопросы.
- Сколько действующих лиц в басне?
- Найди слова автора, прочитай их.
-Найди слова Стрекозы, прочитай их.
-Найди слова Муравья, прочитай их.
- Как надо читать слова Стрекозы и Муравья, чтобы всем было понятно, что хотел сказать автор?
Творческое задание - ( индивидуальное задание)
Дается задание.
Придумать окончание басни.
-Представьте, если бы Муравей пустил бы Стрекозу перезимовать.
-Как она жила бы?
-Что делала?
Оцените свою работу
VIII Домашнее задание.
Выучить басню наизусть.
По желанию детей:
1. прочитать другие басни И.А. Крылова.
2. найти интересные библиографические данные о И.А. Крылове.
IX Организация оценочной деятельности.
– С каким произведением мы сегодня познакомились? – Кто написал эту басню? – Чем мы занимались сегодня на уроке? – Какое задание вам понравилось больше?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? – Поднимите красный кружок, если считаете, что вы активно работали на уроке; – желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше; – зеленый – старался, но работал неактивно
Рефлексия.
– Что нового и интересного открыли вы для себя на этом уроке?
– Кто из героев басни вам понравился больше?
– Почему эпиграфом нашего урока была пословица “Делу время – потехе час”?
– Пригодятся ли в жизни вам знания басен Крылова? Где?