Конспект урока литературного чтения
Учебное пособие Литературное чтение Л.Ф.Клеманова "УМК Школа России " 2 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Тема урака: А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный
Цель урока: познакомить обучающихся с вступлением к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", добиться понимания прочитанного текста
Предметные умения: знать названия сказок А.С.Пушкина, читать выразительно произведение вслух с постепенным переходом к чтению про себя,выделять и называть волшебные деяствия и предметы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
Цель урока: познакомить обучающихся с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина », добиться понимания содержания;
Предметные умения:
- Знать название сказок А.С.Пушкина;
-читать выразительно произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
-выделять и называть волшебные события и предметы в сказках,
Универсальные учебные действия
Личностные: формировать положительное отношение к чтению, готовность преодолевать школьные трудности, формировать интерес к предмету –литературное чтение, стремление к пониманию других людей, осознание ответственности за себя и свои поступки, воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.
Предметные: знать название сказок А.С.Пушкина;
читать выразительно произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
выделять и называть волшебные события и предметы , развивать информационную компетентность.
Метапредметные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формировать самостоятельность, умение выражать свои мысли, анализировать, классифицировать, сотрудничать, контролировать и оценивать свои действия;
Информационное обеспечение: мультимедийная установка, презентации к уроку «Сказки А.С.Пушкина», «У лукоморья», ноутбук, , учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
I.Организационный момент
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть добро ласку,
Может быть вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить
В сказке всё бывает честно:
И начало и конец
Смелый принц ведёт принцессу
Непременно под венец
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом
Так читайте сказки чаще
И учитесь их любить
И может быть на этом свете
Всем людям станет легче жить
II. Самоопределение к деятельности
-Сегодня мы начнём изучать новый раздел учебника. Прочитайте, как он называется. В истории русской литературы очень много замечательных писателей, но среди них есть великий русский писатель, поэт, сказочник, имя которого знают даже маленькие дети. Можете ли вы сделать предположение о ком пойдёт речь на нашем уроке?
III. Работа по теме урока
1.Работа с книгой. Чтение статьи на стр. 84
2. Презентация «Сказки Пушкина»
1 слайд.
Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)
2 слайд.
Узнай сказку.
- Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
-Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
5слайд, 6 слайд
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
-А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)
7слайд, 8 слайд.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
-Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
9слайд, 10 слайд.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
-Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
11слайд, 12 слайд.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей
3. Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).
-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»
IV ФИЗМИНУТКА
V. Продолжение работы по теме урока
Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
-Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.) К этой поэме А.С.Пушкин написал вступление, которое мы сегодня с вами будем читать.
-Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
-Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)
-Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре- на заре.
-Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет - берет в плен.
Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.
Чахнет – сохнет.
3. Техника чтения.
- хоровое чтение трудных слов
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
4. Выразительное чтение отрывка детьми
VI. Закрепление изученного. Проверка усвоения текста.
- творческая работа в парах ( на карточках с текстом ребята вставляют пропущенные слова и раскрашивают иллюстрации)
VII. Рефлексия
С каким настроением мы заканчиваем наш урок? Что получилось особенно хорошо?
VIII.Итог урока
-Произведение, какого писателя читали? Какая сказка вам понравилась больше всего?
Домашнее задание.
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.
Дополнительный материал.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.