В 1939 году был впервые напечатан рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» - добрая, чудная история о том, как два брата Чук и Гек вместе с мамой отправились к папе, находившемуся в далекой экспедиции. Символичными, передающими характер и жизненное кредо писателя стали последние строки рассказа: «Что такое счастье – это каждый понимал п
Ход занятия:
1. Сообщение темы и цели занятия.
Ребята, сегодня мы познакомимся с интересным рассказом о двух братьях-мальчишках. Звали их Чук и Гек. А написал эту историю писатель Аркадий Гайдар. (на доске портрет Гайдара). Рассказ так и называется «Чук и Гек».
2. Ознакомление с рассказом.
(Вывешиваю портреты). Это Чук. Ему 6 лет. Это Гек. Он на год младше своего брата.
- Ребята, они жили в городе Москва – столице нашей Родины России. А что такое Родина?) Жили вместе со своими родителями. Но папа очень часто уезжал в командировку в разные далекие места. По профессии он был геологом. Это люди, которые…
Часто и подолгу его не было дома, ребята его очень ждали и скучали. В этот раз его не было уже целый год. И вот однажды почтальон принес письмо от отца: он писал, что не может приехать и звал их к себе в гости. Но дорога, ребята, была трудной: сначала на поезде, потом на санях с лошадями по морозу по тайге.
-Ребята, а что такое тайга?) Да, путь был долгим и опасным.
Сейчас я вам зачитаю отрывок из рассказа, а вы внимательно послушайте и подумайте: какие по характеру были Чук и Гек, как они относились друг к другу. Итак, мама и братишки собираются в гости к отцу.
(читаю отрывок о моменте, когда почтальон приносит телеграмму от отца).
Физминутка.
Вопросы к отрывку:
-Какие были братья? Какой был Чук по характеру? (запасливый, хозяйственный).
-Какой Гек? (разиня, умел петь).
-Что произошло? (Мальчики поссорились, Гек выбросил коробочку Чука в форточку, А в коробке лежала непрочитанная телеграмма от отца. Маме они ничего не сказали).
-Правильно ли поступили Чук и Гек? (нет, нужно было рассказать обо всем маме, может быть, они бы вместе нашли телеграмму).
Ребята, они поехали к отцу. Ехали долго в поезде, потом на санях по полям, по тайге в стужу. Наконец, они приехали на базу, но там никого не оказалось: ни геологов, ни отца. А хотите знать, что было дальше и что было написано в телеграмме?)
(показываю фрагмент про эпизод на базе, когда сторож упоминает об отправленной телеграмме).
Вопросы по фрагменту:
-Что же было написано в телеграмме?)
-Вам было жалко героев? Кого? Почему?
Хотите узнать, чем закончилась эта история? (просмотр финальной сцены про встречу с отцом).
3. Подведение итогов, оценивание.
- С каким произведением мы познакомились?
- Кто написал?
-Как же нужно относиться к своим близким людям?
(оценить работу детей можно «богатствами» из «коробочки Чука»).