Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству: «Наступила золотая осень»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей»
города Саранска Республики Мордовия
Занятие по изобразительному искусству: «Наступила золотая осень»
(по дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе
«Мир красок»)
(для детей 8-12 лет)
подготовила
педагог изобразительного искусства
Калиниченко Татьяна Александровна
г. Саранск 2022
Тема занятия: «Листопад»
Предмет: живопись
Цель:
- научить рисовать с натуры осенние листья, используя поэтапное рисование.
Задачи:
- передача основных оттенков и дополнительных цветов в окраске осенних листьев;
- развивать чувство прекрасного, отзывчивость на красоту осенней природы;
- учить наблюдать за окружающим миром;
- развивать творческие способности, желание и умение видеть и создавать прекрасное, аккуратность, интерес к рисованию;
- выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
Методы
1.Словесные: рассказ, беседа.
2. Наглядные: демонстрация образцов и презентация.
Оборудование к занятию:
для учителя:
- натурный материал (листья); картины и фотографии осеннего пейзажа и осенних листьев; презентация «Красота осенних листьев»; методическая таблица «Палитра осени»;
для учащихся:
- бумага, акварель, гуашь, палитра, карандаш.
Задание:
- рисование с натуры осенних листьев;
- передача цветовых оттенков в окрасе осенних листьев.
Ход урока
Какое сейчас время года? (Осень).
По каким признакам вы можете определить, что сейчас осень? (Деревья стоят в разноцветном уборе, трава желтеет, мало цветов и т.д. ).
Фото 1
И снова наступила осень - самая яркая пора года. Она раскрасила все вокруг в свои любимые цвета. Теперь на улицах города стоят желтые, красные и оранжевые деревья. Ярко-зеленый наряд листвы остается в прошлом, но его сменяют листья самых разных оттенков - от желтого и до коричневого цвета. Они удивляют своим необыкновенным видом на солнце, становясь настоящим сокровищем, приобретая сходство с янтарем. Солнце позолотило верхушки деревьев, раскрасила листья в пёстрые, яркие, красивые цвета. На деревьях листья висят, похожие на золотые монеты.
Какие изменения происходят в природе осенью? С наступлением осени в природе происходит похолодание! Происходят изменения в неживой природе, связанные с погодой: облачность, осадки, температура становится ниже (даже заморозки). Поэтому, люди надевают более тёплую одежду. Животные активно готовятся к зиме: накапливают жир, запасаются продуктами ...Деревья меняют окраску листьев и сбрасывают их. Насекомые прячутся, птицы улетают на юг.
Листопад – замечательное явление природы, оправданное с биологической точки зрения. Опавшая листва дает деревьям возможность отдохнуть и подготовиться к длинной зимней спячке. Без листьев деревья потребляют меньше воды, меньше скапливают снега на своих голых ветках, а, значит, риск механических повреждений снижается. С листьями деревья сбрасывают всех вредных насекомых, которые погибнут в зимнее время года.
Фото 2
Для чего нужен деревьям листопад?
Листья — это легкие дерева. Без них невозможен фотосинтез - процесс, который является для растения и дыханием, и питанием одновременно. Лучше всего фотосинтез протекает, когда дереву достаточно света и тепла. Поэтому с первыми лучами весеннего солнца они начинает распускать юные клейкие листочки. Но в зимние холода листья становятся обузой. И первая причина, побуждающая дерево избавиться от пышной кроны — это недостаток влаги и холод. Зимой верхний слой почвы промерзает, и добывать из него воду становится невозможно. Листья испаряют очень большое количество влаги. Если бы растение не сбросило их в зимние холода, оно погибло бы от жажды. Еще один веский повод избавиться от листвы - зимние осадки. Бывает, даже без листьев снег и наледь, налипая на ветки, своей массой ломают дерево. А представьте, сколько такого груза скапливалось бы на листьях! Немногие деревья дожили бы до весны в целости и сохранности. Верным признаком того, что листопад скоро начнется, является пожелтение или покраснение листвы. Это происходит оттого, что от недостатка дневного света не успевает восстанавливаться хлорофилл - вещество, участвующее в процессе фотосинтеза и окрашивающее лист в зеленый цвет. Его постепенно замещают другие вещества, отчего лист и меняет окраску. С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу.
Фото 3
Фото 4
Оборудование: альбомы, доска, акварельные краски, баночки для воды, листья осенние на
партах, образцы детских рисунков, грамзапись П.И. Чайковского «Времена года», карандаш,
Какие краски нам принесла с собой осень? (Красные, жёлтые, зелёные, багровые, оранжевые и т.д.)
Игра «краски осени»
А вас на столах лежат конвертики с разноцветными листьями. Выберите только те цвета листьев, которые приносит осень.
Поэтапное рисование листьев
Лист берёзы
Фото 5
Лист клёна
Фото 6
Фото 7
Лист осины
Фото 8
Лист дуба
Фото 9
Фото 10
Лист рябины
Фото 11
Кисть ягод рябины
Фото 12
Загадки про осень
Листья жёлтые кружатся, на земь ковриком ложатся. Жёлтых листьев хоровод. Осенью случается, танец этот — каждый год. Как он называется? (Листопад).
Рыжий Егорка упал на озерко, сам не утонул и воды не всколыхнул. (Осенний лист).
Листья с веток облетают, Птицы к югу улетают. «Что за время года?» — спросим. Нам ответят: «Это…» (Осень).
Опустели наши грядки. Огород и сад в порядке. Ты, земля, еще рожай. Мы собрали… (Урожай).
Стало ночью холодать, Стали лужи замерзать. А на травке — бархат синий. Это что такое? (Иней).
Стало хмуро за окном, Дождик просится к нам в дом. В доме сухо, а снаружи появились всюду… (Лужи).
Лето кончилось, Пора снова в школу, детвора, к атласам и букварям. Что за месяц в гости к нам? (Сентябрь).
Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? (Дождь).
Фото 13
Этапы выполнения рисунка осенних листьев
1. Композиция рисунка.
Прежде чем нам начать разметку рисунка, необходимо решить, как будет располагаться осенний лист по отношению к высоте и ширине всего альбомного листа. От этого зависит композиция рисунка в целом. Затем определяем местоположение рисунка: по середине листа проводим линию симметрии, горизонтальные линии, отмечающие длину листочка, и вертикальные, определяющие его ширину.
2. Построение формы.
Лёгкими линиями намечаем центральную жилку и черенок листка, уточняем внешний контур рисуемого листочка, соблюдая пропорции. Уточняем симметричную форму листка с помощью осевой линии. Прорисовываем форму листа. Легкой линией наносим очертания левой и правой сторон листа, зубчики по краям, жилки, форму и толщину черенка.
3. Заливка контура цветом.
Рисунок осеннего листа покрываем желтой краской. Не дожидаясь, пока высохнет желтая краска, добавляем другие краски, которые мы заметили на осеннем листе – коричневую, зеленую, темно-желтую, темно-красную.
4. Прорисовывание деталей.
Кончиком тонкой кисти прорисовываем некоторые прожилки, подчеркиваем кое-где край листа.
Фото 14
Итог урока
Ребята, какие красивые листья у вас получились! В наш класс пришла осень и принесла такой волшебный листопад!
Выставка работ учащихся, обсуждение.
Список литературы
Интернет-источники
1. https://ycilka.net/tvir.php?id=682
2. https://www.culture.ru/s/zolotaya-osen/
Источники фотографий
Фото на обложке - https://gamejulia.ru/kartinki-osennie-listya-dlya-detey.html