Урок истории в 4 классе. Тема: «Пётр Великий»
Цели: формировать образное представление о России 18 века, понять личность Петра, раскрыть его выдающиеся заслуги перед Отечеством; строительство Санкт-Петербурга. Воспитывать на его примере любовь к Родине.
Урок прошёл очень плодотворно. Дети работали с удовольствием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Пётр Великий" »
Урок истории в 4 классе
Составила и провела учитель начальных классов МБОУ «Спешковская основная общеобразовательная школа» Марамыгина Светлана Владимировна
Тема: «Пётр Великий»
Цели: формировать образное представление о России 18 века, понять личность Петра, раскрыть его выдающиеся заслуги перед Отечеством; строительство Санкт-Петербурга. Воспитывать на его примере любовь к Родине.
Ход урока:
1.Организационный момент:
-История страны богата,
А мы о ней уж знаем очень маловато.
Нам надо многое узнать,
Чтоб историю России знать на «5».
У. А для чего надо знать историю своей страны?
(Ответы детей)
Вот что сказал об этом писатель, философ В.Г.Белинский: «Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее». (слова на доске).
У. А сейчас проверим с помощью теста дом. задание (дети быстро проверяют тест и оценивают себя).
2.Введение в новую тему:
История человечества в своём нелёгком пути опирается на деяния великих людей и конечно, в первую очередь на правителей. История Российского государства не исключение. Более тысячелетнюю историю Россия пережила немало правителей.
-«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник
На троне вечный был работник
Он всеобъемлющей душой…»
-У. Догадались, о ком идёт речь? (о Петре 1)
(учитель читает стих-е)
-На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца.
И лес, неведомый лугам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
-У. О каком городе говорится? (о Санкт-Петербурге)
-Найдите связь между Петром 1 и Санкт-Петербургом.
(Да, царь Пётр 1 основал этот город)
-Сформулируйте тему нашего урока.
Д. Мы будем говорить о Петре 1, его жизни.и городе С-П.
3. Мотивация.
У. Итак, вы правы. Мы будем говорить о человеке, который за свою деятельность на благо России получил прозвище «Великий».
- Я приготовила вопросы, на которые мы с вами должны будем ответить в конце урока.
4. Работа по теме.
-Наш урок мы разделим на 4 этапа:
1) Детские годы и юность
2) Внешность и характер.
3)Введённые новшества.
4)Город на Неве.
1.У.-Уже изначально появление на свет Петра было таинственным. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю, что у него родится сын Пётр и ,что именно он из детей наследует престол и станет героем современников.
И вот, в ночь на 30-е мая 1672года над Москвой на тёмном небе ярко засияла большая звезда. Жена Алексея Михайловича, Наталья Кирилловна, родила ему сына. Удары колоколов кремлёвских соборов нарушили утреннюю тишину столицы. Отмечалось прибавление семейства в царском роду. Наутро люди говорили, что он будет великим человеком, ибо Бог приветствует его появление на свет новой звездой.
-У. О том, какое детство было у Петра, вы узнаете от моих помощников.
1-й ребёнок. К 5-ти годам в детской маленького царевича не было других игрушек, кроме военных. Из Оружейной палаты то и дело приносили на починку сломанные луки, порванные барабаны. Когда царевичу исполнилось 10 лет, в Преображенском на берегу реки Яузы царевичу построили крепость с башнями, окопами, бастионами. В крепости были жилые помещения для мальчиков-солдат, которых набирали из окрестных деревень для военных потех. А сами полки назывались «потешными полками».
Очень увлекало Петра военное дело, а детские забавы со временем переросли в серьёзное дело.
-У. В 10 лет Пётр стал царём вместе с братом Иваном, которому было 16 лет .Но так как он был очень болен, государственными делами заправляла их сестра Софья, которую вскоре свергли. На престоле остался Пётр.
3-й реб. Сколько себя помнил царь Пётр, его всегда интересовали корабли. Сначала он рассматривал нарисованные картинки, потом модели кораблей, которые собирал его отец. В Преображенском впервые оттолкнулся от берега на маленькой лодочке . Пётр учился ставить мачту, поднимать и убирать паруса, поймать ветер. Много времени прошло, пока освоил царь все премудрости науки. Так из детской забавы родилось одно из главных дел его жизни-создание Военно-морского флота.
У.Опишите внешность Петра.(Подготовленный ребёнок, Ирина и Настя)
1-й реб.Пётр по внешности был красивым мужчиной.Рост 2м 4 см, смуглый. «Такой смуглый, точно родился в Африке» - утверждал один из современников.
2- реб. Он был нормального телосложения, величавой наружности, с некоторыми недостатками, болезненностью, портящей общее впечатление. Одевался Пётр неаккуратно, небрежно и часто менял платья. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод: «В его внешности, манерах нет ничего выдающего царское происхождение».
-У. На своей личной печати Пётр 1 вырезал слова: «Я-ученик и нуждаюсь в учителях». Это было девизом царя на протяжении всей его жизни. Прожил он 53 года и очень много сделал для своего государства. О реформах, проведённых Петром, расскажет Кирилл В.
(Просмотр презентации).
-У. Ребята, а давайте закроем глаза и представим себе, что Пётр Великий сегодня у нас в гостях. Вот что он рассказал бы о себе:
«Я царь, а у меня мозоли на руках. Безделья я не терплю и день мой заполнен до рассвета. В 3-4 часа утра уже присутствую на совете министров. Быстро обхожу Адмиралтейство. Там слежу за постройкой судов, а нередко и сам берусь за топор. Потом зайду домой , займусь токарным делом, которое очень люблю. В 11 часов сажусь обедать, за столом не засиживаюсь. После обеда короткое время отдыхаю, а затем посещаю мастерские, осматриваю корабли. Вечером я обычно навещаю друзей, но к себе возвращаюсь рано и ложусь спать. «Делу время, потехе-час»-люблю я говорить окружающим.
-А знаете ли вы, мои юные друзья, как называется моё детище, город, который я построил?
-А кто из вас там был?...Думаю, что когда подрастёте, обязательно в нём побываете.
-А почему я его назвал Санкт-Петербург?
3-й реб. После первых побед государь Пётр Романов заложил на берегах Невы крепость, назвав Петербургом, что означает «святого Петра крепость». Это имя ангела-хранителя царя - на европейский манер «Санкт». Потому что в отличие от древней Москвы, Пётр решил подчеркнуть самим названием, что этот город европейский.
У. Верно, молодцы!
У. Давайте посмотрим, как этот город Выглядит сейчас.
(Просмотр слайдов).
У. Вот как с любовью писал о городе Петра наш любимый поэт А.С. Пушкин. (стих-е читают 2 ученика: Настя П. и Ирина П.)
Люблю тебя, Петра творенье
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
(2-й реб.)
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
У. Красуйся, град Петров и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой
И побеждённая стихия
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетно злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра.
У. В 1721 году Пётр 1 был провозглашён императором.Россия стала империей, а Санкт-Петербург её столицей.
Много можно говорить об этом человеке, но более подробно познакомитесь на уроках истории в старших классах.
5. Подведение итогов.
У. А сейчас мы ответим на вопросы, которые вы получили в начале урока.
1. Какое прозвище получил Пётр 1 в истории России?
2.Во сколько лет он был провозглашён царём?
3.Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?
4. Из кого набирался этот полк? (
5. Чем отличался Пётр от других правителей?
6.Что нового появилось в России при Петре 1?,
7.Когда был заложен город на Неве?
6. Рефлексия.
1. Какое прозвище получил Пётр 1 в истории России?
2.Во сколько лет он был провозглашён царём?
3.Какое любимое увлечение было у Петра в детстве?
4. Из кого набирался этот полк? (
5. Чем отличался Пётр от других правителей?
6.Что нового появилось в России при Петре 1?,
7.Когда был заложен город на Неве?
Домашнее задание: прочитать материал и составить тест или написать мини-сочинение по теме «Моё отношение к Петру 1».
1. Какое прозвище получил Пётр 1 в истории России?