kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: сформировать осмысление понятия «милосердие» как основу человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.
  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание" »





КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

Модуль: «Основы православной культуры»





ТЕМА УРОКА:

«МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»











Выполнила:

учитель биологии

МОУ «СОШ п. Липовский»

Ермакова Н.Ф.





2014 год

Модуль: «Основы православной культуры»

Тема урока: «Милосердие и сострадание»

Цели урока: сформировать осмысление понятия «милосердие» как основу человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.

Задачи:

  • ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;

  • усвоение понятий: долг, ответственность, милосердие, сострадание.

  • осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.

Оборудование:

  • компьютер; проектор;

  • презентация;

  • мультфильм притча о добром самарянине;

  • песня-притча “Окно” С.Копылова;

  • песня «Дорогою добра»

  • песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой





Ход урока.

1. Мотивация к деятельности. Эмоциональный настрой на занятие.

Приветствует, проверяет готовность к уроку.

Слайд 1

В жизни по-разному можно жить-

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

Игра «Искорка добра»

Учитель: Ребята, я предлагаю вам начать занятие с игры «Искорка добра». (Звучит песня «Дорогою добра») давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?

Учитель: Я надеюсь, что это настроение будет сопровождать вас весь день, потому что у вас добрые сердца.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.

Слайд 2, на котором написаны волшебные слова из сказки

Учитель: «Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели!»

Слайд 3. (Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)


Учитель: ‑ Узнали, откуда эти строчки? (Ответы детей)

А кто главная героиня сказки? (Ответы детей)

Слайд 4-5.

Учитель: Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?

‑ Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика? (Ответы детей)

‑ Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов? (Ответы детей)

‑ А что ей принесло радость по-настоящему?

(Ответы детей) (Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).


Учитель: - Кто сможет сказать, как называют людей, про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”.


(Ответы детей) (Милосердными)

Слайд 6.


Учитель: Послушайте, как красиво звучит это удивительное слово – ми-ло-сер-дие.

Учитель: А от какого слова образовалось слово «милосердный»?

Слайд 7 («Милосердие» - слово появляется на экране). (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)

Учитель: Правильно, слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Слайд 8 с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)


Учитель: Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?

(Ответы детей) (Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова?

Учитель: Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учитель: А почему такою грустной изображена девочка?

Слайд 9:

(Ответы детей) (Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)

Учитель: Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда.

А когда она сочувствует, она красива в этот момент?

(Ответы детей) (Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено

добротою чувств).


Слайд 10, на котором написаны слова:

  • СО-ЧУВСТВИЕ

  • СО-СТРАДАНИЕ

  • СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)

Учитель: Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие.

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке?

Кто попытается сформулировать тему урока. Милосердие и сострадание.

Слайд 11. (На экране появляется название темы урока).

Открытие знаний


3.Выявление места и причины затруднения «Открытие» нового знания.


Учитель: Давайте подумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?

Слайды 12–14 (Работа с иллюстративным материалом, обращение к жизненному опыту детей)

Учитель: А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

(Ответы детей)

Учитель: Сейчас мы прослушаем притчу Светланы Копыловой «Окно».

Слайд 15

Исследовательская работа с текстом притчи

Учитель: О чём притча?

Учитель: Каких людей мы встречаем в ней? (Ответы детей) (Завистливого и милосердного).

Учитель: О чем она?

(Ответы детей) О двух больных?

Учитель: А какая болезнь у них?

(Ответы детей) У одного болезнь тела, у другого больна душа.

Учитель: Почему больной у окна рассказывал о таких красивых картинах за окном другому? Найдите это место у автора.

(Ответы детей) Другой его попросил рассказать «про жизнь за окошком другую». «Да он вас утешить старался».

Учитель: Да, вот как в жизни может случиться. Очень больной человек, к тому же слепой, не думая о себе, своей болезни, старался как-то утешить, разнообразить серые больничные дни другого. И делал он это, чтобы облегчить страдания больного. А этот другой смог оценить его?

(Ответы детей) Нет, «Он перестал даже есть, считая себя обделенным». Он мучился злобой, и зависть росла, Его постоянно съедая. Ему было очень скучно смотреть на «краску дверную».

Учитель: Кто лежал в больнице, наверное, знает, как тоскливо одному в больничной палате. И как он ответил на людское добро?

(Ответы детей) «У двери сосед мог на кнопку нажать, Но он не нажал и остался лежать Глаза закрывая усердно»

Учитель: Почему он так поступил?

(Ответы детей) Он хотел «занять эту самую койку».

Учитель: Какова была его реакция, когда он посмотрел в окно в надежде увидеть красоты природы?

(Ответы детей) У него «на шее задергалась вена»

Учитель: Как выдумаете, какой урок вынес он из этой трагедии?

(Ответы детей) Может быть, он будет всю жизнь мучиться угрызением совести – ведь он мог бы помочь спастись больному. А может он ничего не понял? Он ведь прошептал «Зачем же тогда?». Он завистливый, и зависть «съела» все хорошее, возможно которое у него было.

Учитель: Какими словами можно охарактеризовать ушедшего больного?

(Ответы детей) Он очень добрый, он рассказывает ему не простыми словами, а так, чтобы тот мог сразу представить себе картинки за окном. И каждый раз новые. Он милосердный.

Учитель: Тут лишние любые слова. Все сказано. Просто в любой ситуации надо оставаться Человеком.

У кого-то могут быть слепые глаза, но гораздо страшнее, когда у человека слепая душа.



4.Этап реализации построенного проекта.


Слайд 16 (на котором изображен бездомный человек)

Учитель: Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.

Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

(Ответы детей)

Учитель: А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.

(Ответы детей) (С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)

Учитель: - Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку.

«Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».

Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)


Многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.


Я предлагаю вам посмотреть видео притчу.

Опережающее задание. (Эти задания можно выполнить по группам).

Во время просмотра постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые

1 группа а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

2 группа б) печалят вас, потому что так поступать тяжело.

А) ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА

- Выполнение опережающего задания после просмотра притчи.


(Каждая группа детей высказывает свое мнение)


Продолжение обсуждения темы:

Учитель: Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?

- Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?

Б) Работа со словарем: добрый самарянин означает - чужак .

(Самаряне, упоминаемые в Новом Завете, в Евангелии от Матфея, — языческий народ, отличный от еврейского народа. Они поклонялись и служили многим своим богам. Страна их называлась Самария. Самаряне ожесточённо враждовали с иудеями, а те в свою очередь слово «самарянин» считали бранным и презрительным. Самаряне, как и евреи, ожидали Мессию, и многие из них последовали за Христом.)

Учитель: Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»

В чем можно почувствовать порочность этого принципа?

Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?

Учитель: Ребята, как вы поняли смысл притчи?

- Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.


5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Работа с иллюстрациями учебника с.43 учебника

«Сестра милосердия», «В Доме милосердия», « Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами»

Учитель: Что объединяет все эти рисунки?

Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?

Какой вывод мы можем сделать?

(Ответы детей) Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи

Учитель: Самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».

Учитель: Как вы думаете, легко ли любить врагов? (Ответы детей)

Учитель: Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.

Работа с учебником. (чтение истории о враче и священнике с. 44 учебника)

-О чём спорили врач и священник?

-Почему священник решил, что Христос забыл о нём?

-Почему он согласился с доктором?

Учитель: Можно ли научиться милосердию? (Ответы детей)



6. Включение в систему знаний и повторения.

Учитель: Мы с вами сейчас отправимся в лес на “Поляну доброты”, на которой много цветов необычной красоты - “цветиков - семицветиков”. И нам с вами предстоит провести небольшое исследование.

Исследовательская работа: “Качества личности милосердного человека”.

Работа в группах.

Посмотрите на нашу “Поляну доброты”. (Открываем доску - на ней цветики -семицветики). От каждой группы выходит 1 человек, выбирает цветок.

  • Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”.

Прикрепить Цветик - семицветик на доску.

- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным. Прочитайте качества личности, которыми должен обладать милосердный человек. (Ответы детей)

- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?

- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!

Запомни: когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее.

Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!



  1. Одно из дел милосердие – милостыня.

Учитель: Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай»

«Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное – ты принёс самому себе».

Иоанн Златоуст говорит: «Всё, что ты положил в руку нищего, считай положил в свою копилку».

Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово».

Слайд 17. Картина А. Пластова «Слепцы». Учащиеся вместе с учителем выходят на понимание художественного смысла этого полотна, фотография же, изображенная справа, позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время


Учитель: То, что мы говорили о милостыне, перекликается с песни «Вера» на стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:

Ты просящему подай, если он в беде,

Тем количество добра умножив на земле.

Милосердию учись, это встреча добрых рук.

На любовь ты не скупись, верный друг.


Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали и авторы этого песенного произведения.

Слайд 18. (Исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова)


Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (Учащиеся делятся своими впечатлениями)

А как вы поняли те слова, которые были идеей нашего урока сегодня: «Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»?

Учитель: Эти слова Иисуса Христа можно назвать золотым правилом этики. Но об этом подробно мы будем говорить с вами на следующем уроке.


Подведение итогов. Рефлексия.

- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?

- Над чем заставил задуматься этот урок?

- Что стало самым важным на уроке?

Учитель:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.

- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.

- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

Домашнее задание. Творческое задание.

Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия».

  • Придумать рекламу: «Спешите делать добро».

  • Подготовить рассказ о проявлении милосердия, сострадания.

  • Подобрать стихотворения, пословицы, книги о добре и милосердии.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание"

Автор: Ермакова Наталья Фёдоровна

Дата: 11.12.2014

Номер свидетельства: 142519

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства