Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание"
Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание"
Цели урока: сформировать осмысление понятия «милосердие» как основу человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи:
ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание" »
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ
Модуль: «Основы православной культуры»
ТЕМА УРОКА:
«МИЛОСЕРДИЕ И СОСТРАДАНИЕ»
Выполнила:
учитель биологии
МОУ «СОШ п. Липовский»
Ермакова Н.Ф.
2014 год
Модуль: «Основы православной культуры»
Тема урока: «Милосердие и сострадание»
Цели урока: сформировать осмысление понятия «милосердие» как основу человеческих отношений, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь человека и общества.
Задачи:
ознакомление с представлением о милосердии и сострадании в христианской этике;
осознание значимости заботливого, сострадательного и милосердного отношения к людям.
Формирование УУД:
личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;
познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);
коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
Основные понятия: ближний, милосердие, сострадание, любовь к врагам, милостыня, ответственность, добрый самарянин.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом.
Оборудование:
компьютер; проектор;
презентация;
мультфильм притча о добром самарянине;
песня-притча “Окно” С.Копылова;
песня «Дорогою добра»
песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой
Ход урока.
1. Мотивация к деятельности. Эмоциональный настрой на занятие.
Приветствует, проверяет готовность к уроку.
Слайд 1
В жизни по-разному можно жить-
Можно в беде, а можно - в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать
И подарить его людям.
Игра «Искорка добра»
Учитель: Ребята, я предлагаю вам начать занятие с игры «Искорка добра». (Звучит песня «Дорогою добра») давайте передадим друг другу искорку добра: протянем ладошки, посмотрим в глаза друг другу и тепло улыбнёмся. Какое у вас стало настроение?
Учитель: Я надеюсь, что это настроение будет сопровождать вас весь день, потому что у вас добрые сердца.
2.Актуализация и пробное учебное действие.
Учитель: Сегодняшний урок мне хочется начать с хорошо знакомой вам сказки, которая тоже учит добру. Послушайте.
Слайд 2, на котором написаны волшебные слова из сказки
Учитель: «Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по-моему вели!»
Слайд 3. (Демонстрируется слайд, на котором на фото – В. Катаев)
Учитель: ‑ Узнали, откуда эти строчки? (Ответы детей)
‑ А кто главная героиня сказки? (Ответы детей)
Слайд 4-5.
Учитель: Это сказка была любимой сказкой моего детства, любили мы смотреть и мультфильм по этой сказке. А как интересно было фантазировать на тему: что бы ты сделал с лепестками волшебного цветка, если бы тебе повезло так же, как и девочке Жене, приобрести такой чудо-цветок?
‑ Вспомните, а на какие желания Женя израсходовала лепестки цветика-семицветика? (Ответы детей)
‑ Принесли ли ей радость игрушки, путешествие на Северный полюс, баранки, вазочка для цветов? (Ответы детей)
‑ А что ей принесло радость по-настоящему?
(Ответы детей) (Самая большая радость для человека – это протянуть руку помощи нуждающемуся, поэтому из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика).
Учитель: - Кто сможет сказать, как называют людей, про которых в народе говорят - у них “золотое сердце, которое милует, любит и жалеет”.
(Ответы детей) (Милосердными)
Слайд 6.
Учитель: Послушайте, как красиво звучит это удивительное слово – ми-ло-сер-дие.
Учитель: А от какого слова образовалось слово «милосердный»?
Слайд7 («Милосердие» - слово появляется на экране). (Ответы: милость, милый, милое сердце, помиловать, милостыня…)
Учитель: Правильно, слово милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Слайд 8 с иллюстрацией из м/ф «Цветик-семицветик)
Учитель: Посмотрите внимательно на эту иллюстрацию из одноименного м/ф. Почему таким грустным изображен мальчик?
(Ответы детей)(Он подумал, что девочка Женя посмеялась над ним, предложив поиграть в догонялки.) К сожалению, это бывает очень часто, когда дети, не подумав, колючими словами обижают людей с физическим недугом. Прежде чем сказать что-либо, подумай: а в свой адрес тебе было бы приятно услышать обидные слова?
Учитель: Кстати, православные люди, живущие по заповедям, очень часто вспоминают слова Иисуса Христа: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
Учитель: А почему такою грустной изображена девочка?
Слайд 9:
(Ответы детей)(Она сочувствует, сострадает этому мальчику, ведь он из-за травмы ноги лишен в жизни многого.)
Учитель: Посмотрите на изображение нашей героини в разных ситуациях. Какое красивое лицо у девочки в ожидании счастья, чуда.
А когда она сочувствует, она красива в этот момент?
(Ответы детей) (Лицо сочувствующего человека также красиво, хотя мы и не видим счастливой улыбки на лице. Оно красиво, потому что одухотворено
добротою чувств).
Слайд 10, на котором написаны слова:
СО-ЧУВСТВИЕ
СО-СТРАДАНИЕ
СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ)
Учитель: Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.)
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов – милосердие.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем вести разговор на уроке?
Кто попытается сформулировать тему урока.Милосердие и сострадание.
Слайд 11. (На экране появляется название темы урока).
Открытие знаний
3.Выявление места и причины затруднения «Открытие» нового знания.
Учитель: Давайтеподумаем, вспомним, обратившись к своему жизненному опыту, когда человек может проявить сострадание и милосердие? Что это за жизненные ситуации?
Слайды 12–14(Работа с иллюстративным материалом, обращение к жизненному опыту детей)
Учитель: А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.
(Ответы детей)
Учитель: Сейчас мы прослушаем притчу Светланы Копыловой «Окно».
Слайд 15
Исследовательская работа с текстом притчи
Учитель: О чём притча?
Учитель: Каких людей мы встречаем в ней? (Ответы детей) (Завистливого и милосердного).
Учитель: О чем она?
(Ответы детей) О двух больных?
Учитель: А какая болезнь у них?
(Ответы детей) У одного болезнь тела, у другого больна душа.
Учитель: Почему больной у окна рассказывал о таких красивых картинах за окном другому? Найдите это место у автора.
(Ответы детей) Другой его попросил рассказать «про жизнь за окошком другую». «Да он вас утешить старался».
Учитель: Да, вот как в жизни может случиться. Очень больной человек, к тому же слепой, не думая о себе, своей болезни, старался как-то утешить, разнообразить серые больничные дни другого. И делал он это, чтобы облегчить страдания больного. А этот другой смог оценить его?
(Ответы детей) Нет, «Он перестал даже есть, считая себя обделенным». Он мучился злобой, и зависть росла, Его постоянно съедая. Ему было очень скучно смотреть на «краску дверную».
Учитель: Кто лежал в больнице, наверное, знает, как тоскливо одному в больничной палате. И как он ответил на людское добро?
(Ответы детей) «У двери сосед мог на кнопку нажать, Но он не нажал и остался лежать Глаза закрывая усердно»
Учитель: Почему он так поступил?
(Ответы детей) Он хотел «занять эту самую койку».
Учитель: Какова была его реакция, когда он посмотрел в окно в надежде увидеть красоты природы?
(Ответы детей) У него «на шее задергалась вена»
Учитель: Как выдумаете, какой урок вынес он из этой трагедии?
(Ответы детей) Может быть, он будет всю жизнь мучиться угрызением совести – ведь он мог бы помочь спастись больному. А может он ничего не понял? Он ведь прошептал «Зачем же тогда?». Он завистливый, и зависть «съела» все хорошее, возможно которое у него было.
Учитель: Какими словами можно охарактеризовать ушедшего больного?
(Ответы детей)Он очень добрый, он рассказывает ему не простыми словами, а так, чтобы тот мог сразу представить себе картинки за окном. И каждый раз новые. Он милосердный.
Учитель: Тут лишние любые слова. Все сказано. Просто в любой ситуации надо оставаться Человеком.
У кого-то могут быть слепые глаза, но гораздо страшнее, когда у человека слепая душа.
4.Этап реализации построенного проекта.
Слайд 16 (на котором изображен бездомный человек)
Учитель:Продолжим размышлять о том, как человек может проявить милосердие.
‑ Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
(Ответы детей)
Учитель: А как мы должны относиться к попавшим в беду людям, внешне не похожим на нас потому, что в силу жизненных обстоятельств (квартирных обманщиков, жестокосердия родственников и др.) попали в беду? Ведь, порой, среди таких несчастных есть и люди с очень богатым внутренним миром.
(Ответы детей)(С состраданием, помочь одеждой, едой, чем можем.)
Учитель: - Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку.
«Люби ближнего как самого себя». И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?».
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? (ответы детей)
Многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».
Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине.
Я предлагаю вам посмотреть видео притчу.
Опережающее задание. (Эти задания можно выполнить по группам).
Во время просмотра постарайтесь выбрать в нем отрывки, которые
1 группа а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
2 группа б) печалят вас, потому что так поступать тяжело.
А) ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА
- Выполнение опережающего задания после просмотра притчи.
(Каждая группа детей высказывает свое мнение)
Продолжение обсуждения темы:
Учитель: Как вы поняли притчу Христа о добром самарянине?
- Как по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?
Б) Работа со словарем: добрый самарянин означает - чужак .
(Самаряне, упоминаемые в Новом Завете, в Евангелии от Матфея, — языческий народ, отличный от еврейского народа. Они поклонялись и служили многим своим богам. Страна их называлась Самария. Самаряне ожесточённо враждовали с иудеями, а те в свою очередь слово «самарянин» считали бранным и презрительным. Самаряне, как и евреи, ожидали Мессию, и многие из них последовали за Христом.)
Учитель: Вы согласны с утверждением: «Как ты к нам (относишься), так и мы к тебе?»
В чем можно почувствовать порочность этого принципа?
Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать этот принцип?
Учитель: Ребята, как вы поняли смысл притчи?
- Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа с иллюстрациями учебника с.43 учебника
«Сестра милосердия», «В Доме милосердия», « Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами»
Учитель: Что объединяет все эти рисунки?
Являются ли все те, кому оказывают помощь родственниками им?
Какой вывод мы можем сделать?
(Ответы детей)Ближними для нас являются те, кто нуждается в нашей помощи
Учитель: Самый высокий из призывов Иисуса Христа: «А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Учитель: Как вы думаете, легко ли любить врагов? (Ответы детей)
Учитель: Но если человек принимает благодатную силу Христа – то и это ему под силу.
Работа с учебником. (чтение истории о враче и священнике с. 44 учебника)
-О чём спорили врач и священник?
-Почему священник решил, что Христос забыл о нём?
-Почему он согласился с доктором?
–
Учитель: Можно ли научиться милосердию? (Ответы детей)
6. Включение в систему знаний и повторения.
Учитель: Мы с вами сейчас отправимся в лес на “Поляну доброты”, на которой много цветов необычной красоты - “цветиков - семицветиков”. И нам с вами предстоит провести небольшое исследование.
Исследовательская работа: “Качества личности милосердного человека”.
Работа в группах.
Посмотрите на нашу “Поляну доброты”. (Открываем доску - на ней цветики -семицветики). От каждой группы выходит 1 человек, выбирает цветок.
Заполнить на лепестках “Качества милосердного человека”.
Прикрепить Цветик - семицветик на доску.
- Какими качествами должен обладать человек, которого можно назвать милосердным. Прочитайте качества личности, которыми должен обладать милосердный человек. (Ответы детей)
- Если бы лепестки этих цветов были волшебными, какие желания вы хотели бы загадать?
- Загадайте желание и оторвите лепесток с наших волшебных цветков, с тем качеством, которое присутствует у вас. Пусть ваше желание исполнится!
Запомни: когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее.
Вы только в начале своего жизненного пути. Пусть это будет путь милосердия, любви и добра!
Одно из дел милосердие – милостыня.
Учитель: Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай»
«Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное – ты принёс самому себе».
Иоанн Златоуст говорит: «Всё, что ты положил в руку нищего, считай положил в свою копилку».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово».
Слайд 17. Картина А. Пластова «Слепцы». Учащиеся вместе с учителем выходят на понимание художественного смысла этого полотна, фотография же, изображенная справа, позволяет говорить о том, что милостыня – это помощь нуждающимся и в настоящее время
Учитель: То, что мы говорили о милостыне, перекликается с песни «Вера» на стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой:
Ты просящему подай, если он в беде,
Тем количество добра умножив на земле.
Милосердию учись, это встреча добрых рук.
На любовь ты не скупись, верный друг.
Давайте исполним эту песню и постараемся проникнуться теми глубокими чувствами любви к ближним, сострадания, которые испытывали и авторы этого песенного произведения.
Слайд 18. (Исполнение песни А. Пахмутовой и Н. Добронравова)
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Что вам запомнилось сегодня на уроке особенно? (Учащиеся делятся своими впечатлениями)
‑ А как вы поняли те слова, которые были идеей нашего урока сегодня:«Во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»?
Учитель: Эти слова Иисуса Христа можно назвать золотым правилом этики. Но об этом подробно мы будем говорить с вами на следующем уроке.
Подведение итогов. Рефлексия.
- Что вас поразило на сегодняшнем уроке?
- Над чем заставил задуматься этот урок?
- Что стало самым важным на уроке?
Учитель:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
- По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
- Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Домашнее задание. Творческое задание.
Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия».
Придумать рекламу: «Спешите делать добро».
Подготовить рассказ о проявлении милосердия, сострадания.
Подобрать стихотворения, пословицы, книги о добре и милосердии.