-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Регулятивные УУД:
-принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать необходимые действия;
адекватно оценивать свои достижения;
Коммуникативные УУД:
-слушать собеседника и понимать речь других;
-принимать участие в работе парами ;
-оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
- слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- осуществлять совместную деятельность в парах.
Личностные:
-положительного отношения к урокам русского языка;
- становление мотивационной основы учебной деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Задачи:
Создание условий для ознакомления с правилами правописания заглавной буквы в собственных именах.
Познакомить с понятием собственные имена. Развивать умение писать имена собственные с заглавной буквы.
Обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке.
Формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Содействовать развитию орфографической зоркости.
Ход урока
1Организационный момент
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
В путешествие пойдем
В чудный город попадем.
2. Актуализация знаний .
- Сегодня мы отправимся в путешествие. Отправляясь в путешествие, мы возьмем с собой наши знания, умения и дружбу .
Путешествие можно совершить и пешком и на транспорте. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг – за другом уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Паровоз)
Мы с вами отправляемся в путешествие.
Звучит музыка отрывок из м/ф «Паровозик из Ромашкова»
Мы попали в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если увидите слова , которые спрятались на буквенной дорожке .
1.МСТЮСТРАНАЬБДЮ ( белые карточки.)
2.ДШГЕЗАГЛАВНЫХЬЮЛБ
3.ИАМВБУКВТЦЕНЯ
(СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) на доске.
-Кто являются хозяевами этой страны?
-Значит мы будем соблюдать правила этой страны.
-Когда на письме мы используем написание заглавных букв? (начало предложения, имена людей)
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
-Как вы понимаете значение слова собственное? (мое,личное: имя,фамилия и т.д.)
Цель урока:
-узнать и закрепить правило написания заглавной буквы в собственных именах.
Работать мы с вами будем по определенному плану ,а задания приготовили таинственные жители этой страны . Угадав эти буквы и выполнив все задания мы увидим результат нашего урока.
3. Чистописание. План работы на доске.
Работа в тетради (число)
Положу тетрадь наклонно.
Ручку правильно держу.
Пишу чисто и красиво.
Думаю и не спешу.
(Дети говорят хором.)
1.-Угадайте, какая буква приготовила вам задание?
С этой буквы начинается слово , которое будет отгадкой.
В школе сложная программа,
Но всегда поможет… (Мама)
-Какой звук слышите в начале слова? (м)
2. Задание ( карточка с буквой М) .
- Найдите одинаковый звук в словах:
Миша, магазин , Мухтар, мама, Мурзик, Марина.
- Какой это звук? (Согласный, звонкий, непарный.)
- Какой буквой этот звук обозначается на письме? (Буквой «эм».)
- Сегодня на чистописании мы будем работать над написанием заглавной буквы эм.
Показ образца и самостоятельная работа уч-ся.
Оценивание своей работы.
4.Повторение изученного. ( карточка с буквой О)
-Угадайте, о какой букве идет речь?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
-Что вы можете рассказать про эту букву? (обозначает гласный звук, ударный или безударный, твердость согл.)
–Какие слова относятся к теме нашего урока? ( Миша, магазин , Мухтар, мама, Мурзик, Марина)
Эти слова собственные имена.
-А на какие группы теперь можно еще разделить эти слова? (имена,клички)
Марина Мухтар
Миша Мурзик
-поставить ударение (С/Р)
-разделить на слоги
Вывод: имена людей, клички животных пишутся с заглавной буквы. ТАБЛИЦА.
Самостоятельная работа.
Карточка зеленая :
1.Прочитай текст. Исправь ошибки в именах людей и кличках животных .
У мурки родились котята. ира и оля дали им клички. Котят назвали пушок и барсик..
5. ФИЗМИНУТКА «Семья» (ПАЛЬЧИКОВАЯ)
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
6. Изучение нового материала. Метод проблемного обучения.
-О чем говорилось в физминутке?
-Как вы понимаете слово семья? (ответы детей)
Группа близких родственников (муж, жена, родители, дети и т.п.), живущих вместе.
- Какими должны быть члены семьи?
Угадайте слово –отгадку.
Люблю я маму, папу и всю свою семью. О чем любимым людям я часто говорю?? (О любви).
-Назовите звук, с которого начинается это слово.
-Какой буквой он обозначается?
Задание.(карточка с буквой Л ).
Карточка-оранжевая.
Моя семья. (составления кластера). Самостоятельная работа.
дедушка……………...
сестра…………….
мама…………..
бабушка…………….
папа………….
брат……………….
Создание проблемной ситуации.
-А сейчас я хочу к Софье.
-Софья встань, пожалуйста! (3 девочки)
-Софья Смольская встань. Что изменилось в моем обращении? (назвали фамилию)
-Что такое фамилия?
Фамилия, согласно толковым словарям, обозначает общее имя для всех членов одной семьи, которое передается от отца к сыну и так далее.
ВЫВОД: все фамилии пишутся с большой буквы .
Вписать в кластер фамилию своей семьи.
А как вы думаете, всегда ли у людей были фамилии?
- Фамилии у людей были не всегда. У большинства людей фамилий не было. Были прозвища. А потом стали образовывать фамилии от имён, от названий профессий, от места жительства, от названий животных, растений. Каждая семья имеет свою собственную фамилию и ее надо писать с заглавной буквы.
7.Закрепление. ( карточка с буквой О). Игра «Придумай фамилию»
Я буду предлагать вам слова, от которых нужно образовывать фамилию.
а) Какая фамилия образовалась от имён Пётр, Иван? (Петров,Иванов)
б) Какая фамилия могла быть у кузнеца ? (Кузнецов)
в) Какая фамилия могла образоваться у человека, который был хорошим рыбаком?
Дать понятие отчества. Игра «Как зовут моего папу?»
Имена, фамилии,
Отчества людей
Ты с заглавной буквы
Записывай скорей!
8. Развитие речи. ( карточка с буквой Д)
Для России наш город -частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться,
Малой родиной, где мы живем!
-Как понимаете содержание этих строк? ( Ответы детей. )
С чем сравнивается наш город?
( карточка с буквой Д)
-Подберите к слову родной край слова близкие по значению.
- Вы правы, все эти слова похожи по своему значению. Они обозначают то место, где родился человек, живёт и учится, работает, где живут его родные и близкие. Отечество, отчий край зовём потому, что в ней жили наши отцы и дети. Малая Родина – это место, где мы родились и всё вокруг для нас родное.
-Как называется наша область в которой мы живем ?
- Как называется город в котором мы живем?
ВЫВОД: название городов ,деревень , улиц , рек пишутся с большой буквы.
(назвать улицы нашего города, реки)
Это все географические названия. Вы будете узнавать их всю свою жизнь и на уроках в школе, и во время чтения книг и журналов, и во время путешествий. Но существуют названия, которые каждый человек в любой стране знать просто обязан. Давайте вместе их вспомним. Прежде всего, это название страны, в которой человек живёт.
Карточка синяя.
1.Я живу в стране __________________
2.Я живу в городе__________________
3.Я живу в селе____________________
9. Проверка знаний. ( карточка с буквой Ц)
Карточка красная.
Отметь значком (+) слова, которые надо писать с большой буквы , исправь ошибки.
1. мурка
2. катя
3. книга
4. москва
5. ручка
6. орск
7. иванов
8.мухтар
10. Рефлексия деятельности.
Я не знаю, в чём секрет,
Слов на эту букву нет,
Только буквЫ все важнЫ,
Вы подставьте букву…(ы)
Буква ы??? ( нет заглавной)
Ключевое слово МОЛОДЦЫ.
-Какова была цель нашего урока?
- Достигли мы своей цели? Докажите.
- Чему научились
- Что было трудно?
- Удалось ли справиться с трудностями?
Оцените свою работу на уроке.
Вагончики-настроения на доске. Крепят листочки со своим именем.
ИТОГ УРОКА .
Оценивание уч-ся.
Вот и заканчивается наше путешествие. Но наше путешествие обязательно
продолжится по этой удивительной стране. Ведь еще так много слов в нашем языке,