Цели урока:
- совершенствовать знание таблицы умножения и деления;
- закреплять умение решать задачи на уменьшение числа в несколько раз, увеличение числа в несколько раз;
- закреплять умения решать задачи на нахождение периметра прямоугольника, квадрата;
- развивать навыки счета, мышление, память;
- воспитывать чувство коллективизма.
Ход урока.
I. Сообщение темы и целей урока.
Важно уметь задачи решать.
Быстро складывать, вычитать, делить и умножать.
II. Устный счет.
Разгадай числа под масками.
- Я больше 20, но меньше 50. я делюсь на 6, но не делюсь ни на 4 ни на 5. Кроме 6 у меня есть еще один нечетный делитель, больше 6. Кто я? (42)
- Я – двузначное число. Равно произведению двух одинаковых четных множителей, меньше 7 и делящихся на 3. Кто я? (36)
- У меня много делителей. Я делюсь на 2, на 3, на 6 и даже на 9. И хотя я двузначное, но моя первая цифра самая маленькая, какой только может быть первая цифра многозначного числа. Кто я? (18)
Заполни пустые круги и поставь недостающую надпись.
III. Чистописание.
14 41 14 41 …
41 = .. дес. .. ед.
14 дм = .. м .. дм
4 см 1 мм = .. мм
IV. Работа над темой урока.
- Мы с вами сегодня будем решать задачи, которые пришли к нам из сказок. Все их написал один очень известный сказочник. В конце урока вам надо будет назвать его, а пока я помещу его портрет на доску.
1. Старой утке испанской породы представить свое потомство привели: 3 курочки по 7 цыплят, 2 гусыни по 7 гусят и 6 уток по 7 утят. Сколько всего малышей увидела старая утка?
Дополните краткую запись и решите задачу (у доски).
Ц. - .. по ..
Г. - .. по ..
У. - .. по ..
- О каком произведении идет речь в задаче? (на доске – иллюстрация сказки «Гадкий утенок»)
V. Физминутка.
Видешь, бабочка летает, (машем руками-крылышками)
На лугу цветы считает. (считаем пальчиком)
- Раз, два, три, четыре, пять. (хлопки в ладоши)
Ох, считать не сосчитать! (прыжки на месте)
За день, за два и за месяц … (шагаем на месте)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (хлопки в ладоши)
Даже мудрая пчела (машем руками-крылышками)
Сосчитать бы не смогла! (считаем пальчиком)
VI. Продолжение работы на темой.
2. Мальчику купили 43 оловянных солдатиков. Из них 7 он сложил в коробку, а остальных построил поровну в 4 шеренги. Сколько оловянных солдатиков было в одной шеренге?
Дополните схематический чертеж и решите задачу (у доски).
- Подумайте, можно ли задачу решить так: 43 : 4 – 7 : 4. Почему?
- О каком произведении идет речь в задаче? (на доске – иллюстрация сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
3. Сколько всего пуховиков было в замке у короля, если после того как на кровать для принцессы было уже уложено 3 слоя по 8 пуховиков в каждом, на других постелях осталось еще 9 пуховиков?
Выберите подходящий схематический чертеж и решите задачу (у доски).
- О каком произведении идет речь в задаче? (на доске – иллюстрация сказки «Принцесса на горошине»)
4. У крота было 30 зерен пшеницы. На сколько дней хватит их для его невесты, если в день она съедает по 2 зерна (для 2 варианта)? по половине зерна (для 1 варианта)?
- Обменяйтесь тетрадями и проверьте решение задачи у соседа.
- В каком случае ответ будет больше? Во сколько раз?
- О каком произведении идет речь в задаче? (на доске – иллюстрация сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
- Кто же автор всех этих сказок? Молодцы!
VII. Работа с учебником (если останется время).
Самостоятельно выполнить № 1 на с. 57.
VIII. Итог урока.
Д.з. – тетрадь на печатной основе с. 33.