Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Пресмыкающиеся" »
Тема урока: Пресмыкающиеся (рептилии)
Цели:
Познакомить с особенностями строения и образом жизни пресмыкающихся и их приспособлением к жизни на суше.
Формировать умение выделять главные, основные приспособительные признаки пресмыкающихся;
Формировать умение классифицировать пресмыкающихся на группы по определенным признакам.
Оборудование:проектор, ноутбук.
Ход урока
Организационный момент
-Здравствуйте, меня зовут Юлия Витальевна, садитесь.
Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации
- Послушайте характеристику и определите, о какой группе животных идет речь.
- Сухопутные членистоногие с шестью ногами и крыльями. (Это насекомые.)
- Животные, обитающие в воде и на суше. Покрыты голой кожей. Дышат легкими. Откладывают икру. ( Это земноводные.)
- Что нового вы узнали о земноводных на прошлом уроке? (…)
- Что мешает земноводным удаляться от водоемов?
- Я прочитаю вам загадки, а вы, угадав их, узнаете о чем мы будем говорить сегодня.
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но -ах!
Удрала, а хвост в руках.
( ящерица )
Шелестя, шурша травой,
Проползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел:
Подходи, кто очень смел.
(змея)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
(черепаха,)
- О каких же животных сегодня пойдет речь? (о пресмыкающихся) (1 слайд)
- Да, о пресмыкающихся или рептилиях. Сейчас насчитывается около 7000 видов рептилий, т. е. почти втрое больше, чем современных земноводных.
- Каких пресмыкающихся вы можете назвать? (2 слайд)
-Откройте учебник на странице 124. Читаем текст, который называется «Чем рептилии отличаются от других животных»
-Теперь ответьте на вопросы:
Почему эти животные получили такое название? ( Они извиваются всем телом – пресмыкаются)
Почему они так двигаются? Где расположены их лапы? (так как их лапы расположены по бокам тела, а не под брюхом.)
- Приходилось ли вам трогать ящериц?
- Почему кожа пресмыкающихся кажется холодной?
(Дети высказывают свои предположения.)
-Найдём ответ в учебнике. Читаем с того места, где мы остановились.
- Пресмыкающиеся – первые по-настоящему сухопутные позвоночные животные. А где они живут? (на суше, в воде)
-И так, тема нашего сегодняшнего урока – пресмыкающиеся.
Изучение нового материала.
- Как вы думаете какие отряды пресмыкающихся можно выделить? (3 слайд)(ящерицы, крокодилы, змеи, черепахи)
- А в ответе на главный вопрос сегодня вам поможет учебник.
- Откройте учебник на странице 125. Первый ряд читает и выделяет главное о черепахах, второй – о ящерицах, 1ый вариант третьего ряда – о хамелеонах, 2ой вариант третьего ряда – о змеях. (чтение учебника)(4 слайд)
(5 слайд)
Заполнение таблицы
- Чем покрыты земноводные? ( Всегда имеют голую кожу.)
- А что вы узнали о кожных покровах ящериц, змей, крокодилов, черепах? А в общем, кожа рептилий какая? ( Кожа покрыта чешуей.)
- По покрову очень легко отличить земноводное от пресмыкающихся.
- Что вы узнали о температуре тела ящериц, змей, крокодилов, черепах, а в общем? (они холоднокровные, температура тела зависит от температуры окружающей среды)
- А какая температура тела у земноводных? (зависит от окружающей среды)
- Какая особенность есть в связи с этим у земноводных, как вы думаете, а есть ли такая же особенность у рептилий? (впадают в спячку только земноводные и некоторые виды пресмыкающихся)
- А почему рептилии в основном не впадают в спячку? Где они чаще встречаются? (они живут в жарких странах с сухим климатом)
- А где живут земноводные? (рядом с водоемами)
- Как повышение температуры окружающей среды влияет на обмен веществ и жизнедеятельность пресмыкающихся? (чем выше температура, тем быстрее происходят обменные процессы и жизненная активность повышается)
- Пресмыкающиеся – животные холоднокровные. При похолодании они засыпают, пока тепло их не разбудит снова.
- Как часто могут питаться пресмыкающиеся? (очень редко)
- А с чем это связано? (мало двигаются, мало затрачивают энергии, поэтому едят редко, запаса им хватает надолго)
- Такие крупные виды змей, как питон, анаконда могут есть лишь 1 раз в год или в несколько лет.
- Как дышат земноводные? ( На воздухе легкими. Это особые мешки с тонкими стенками, через них кислород из воздуха легко поступает в кровь. Дышат через кожу, которая покрыта защитной слизью и потому всегда влажная.)
- Как же дышат пресмыкающиеся? (Только легкими, а кожа – сухая.)
- Кожа пресмыкающихся покрыта щитками. Они защищают организм от лишнего испарения воды. Твердые щитки не растут вместе с телом.
- Что же приходится делать пресмыкающимся? ( Пресмыкающиеся, как и насекомые, линяют, т. е. меняют кожу по мере роста.)
- А как дышат водные черепахи? Крокодилы? Ведь они живут в воде? (тоже легкими, но иногда выплывают и набирают воздух)
- Как размножаются пресмыкающиеся? ( Откладывают яйца на суше.)
- А как размножаются земноводные? (откладывают икру)
- Смогли ли мы выделить все признаки, отличающие пресмыкающихся от земноводных?
Закрепление.
- Давайте закрепим наши знания, поиграем в игру «Мы – рептилии».(6 слайд)
- Вы читали о группах пресмыкающихся по колонкам, а теперь вы станете теми рептилиями, о которых читали и расскажете о себе по плану:
Я – (ящерица, крокодил, черепаха, змея)
Я обитаю …
Я питаюсь …
Моя кожа покрыта …
Я откладываю …
Я приношу…(вред, пользу) тем, что…
- А кто что еще знает о рептилиях?
Физминутка.
-Сейчас я прочитаю вам несколько интересных фактов о животных. «А знаете ли вы, что…»(7 слайд)
1
А знаете ли Вы, что пол черепах зависит от температуры. Пол детеныша, собирающегося появиться на свет, зависит в этот период от средней температуры При высокой температуре в «гнезде» на свет появляются самки, при низкой – самцы. Черепахи живут более 100 лет!
2
А знаете ли Вы, что костный панцирь черепахи не позволяет ее грудной клетке расширяться. Поэтому дыхание у них достаточно вялое: черепахам приходится не вдыхать, а как бы заглатывать воздух. Из-за недостатка кислорода все жизненные процессы замедленны, и для их ускорения черепахам нужно много тепла.
3
А знаете ли Вы, что хамелеоны меняют свой цвет в зависимости от эмоционального состояния, когда он испуган, или его взяли в руки, или если он победил в драке другого.
4
А знаете ли вы, что зубы обновляются не только у акулы? Например, у аллигатора их обычно около 80 и по мере того, как старые стачиваются или ломаются, у него отрастают новые – острые. А живут крокодилы до 80 — 100 лет! Крокодилы – единственные животные, у которых нет языка.
Выполнение задания №77, 78 в рабочей тетради.
Обобщение.
- Можно ли назвать пресмыкающихся настоящими сухопутными животными?
- Что же вы узнали нового о пресмыкающихся? - Опасны ли они?
- Как нужно себя вести с ними?
Вывод.
- Итак, ребята, какой вопрос мы задавали в начале урока? (чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных).