В данной разработке урока представлены разные формы и методы работы, которые помогают учащимся более самостоятельно познакомиться, изучить и закрепить знания о предлогах. Работа в парах учит детей наблюдательности и ответственности за выполнение упражнений и работе по карточкам. Знакомство с предлогами и его свойствами проходит в основном в занимательной форме. В конце урока проводится тест по теме " Предлоги" для выявления качества усвоения материала.Весь материал построен на поэтапной проверке деятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
А) Оказывается, Части речи не всегда живут спокойно как в наших карточках. Они иногда спорят и даже ссорятся. Послушайте про них сказку.
Ссора предлогов со всеми словами.
Жили в одном из городов Морфологии Предлоги. Были они такие драчуны и забияки, что один раз так сильно поссорились с Существительными, что те сильно обиделись на задир.
Когда с предлогами рядом ставили Существительные и Местоимения, они так далеко отодвигались от них, что между ними умещались прилагательные. Предлоги поссорились с обидчиками словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно они совсем отдалились.
Так предлоги стали отдельными словами.
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, ставшее потом правилом: предлог-это слово и с другими словами всегда пишется раздельно.
- Что вы узнали о предлогах из этой сказки? ( Предлоги- это слова, которые пишутся раздельно)
б) Работа по учебнику. Упражнение 120.
- Рассмотрите рисунок.
-Составьте предложения по рисунку.
-Как пишутся слова НА, ПОД, ЗА?
- С какими словами они употреблены?
- А как они написаны?
в) Работа по подготовке к правилу. ( На доску вывешивается таблица)
Предлоги
На, под, за, к, из, по,
об, от, в, у, с, о, над,
около, при, перед
- Ребята попробуйте задать вопрос к предлогам. Получается у вас это сделать? ( Нет)
Предлог – это часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.
-А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.
г) Работа с текстом у доски и в тетрадях.
Сегодня …улице большой мороз. Вот и летят синицы …кормушкам. Они висят … окнах дома.
Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли в них слова по смыслу?
Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (В предложениях не хватает предлогов)
Давайте вставим предлоги.
Ученики записывают в тетрадях, по ходу записи комментируют ученики, названные учителем.
Установилась ли связь слов в предложениях? (Да)
Какую роль предлоги выполняют в русском языке? (Предлоги помогают связать отдельные слова в предложения)
Верно, предлоги служат для связи слов в предложении. Поэтому они называются служебной частью речи..
Обратите внимание, как написаны предлоги с другими словами.
Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами, нужно помнить правило:
Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
Например:
- на улице - на красивой улице; на (какой?) улице
- к кормушкам – к деревянным кормушкам; к (каким?) кормушкам
- на окнах – на замёрзших окнах; на (каких?) окнах
7. Физминутка.
Одолела нас дремота,
Шевельнуться неохота.
Ну-ка делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
8. Закрепление пройденного.
а) Самостоятельная работа.
Списать текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставить подходящие по смыслу слова. Объяснить написание предлогов.
Ребята пошли в (какую?) рощу.
Они зашли в (какую?) чащу.
На (чём?) дереве они увидели белку.
б). Составление алгоритма темы урока.
- Что же мы новое узнали о предлогах?
1) Предлог - служебная часть речи.
2) Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
3) Предлоги служат для связи слов в предложении.
4) Предлоги с другими частями речи пишутся раздельно.
5) Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.
9. Итог урока.
Обобщение знаний о предлоге.
а) Что вы новое узнали о предлогах на уроке русского языка?
(Предлог - служебная часть речи, предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос, предлоги служат для связи слов в предложении, перед глаголами предлоги не употребляются, предлоги с другими частями речи пишутся раздельно, между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.)
б) А сейчас проверим качество полученных знаний.
Тест - опрос.
У вас на столах листы с тестом по теме урока. Выполните его.
Выбери верное утверждение.
А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.
Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.
Как пишутся слова:
(с) подругой, (на) уроке, (за) знаниями?
А. Раздельно.
Б. Слитно.
Какой предлог надо вставить в предложении:
Поезд отправился … вокзала.
А. предлог из
Б. предлог с
В. предлог от
В каких предложениях есть предлоги?
А. У всех хорошее настроение.
Б. Много нового мы узнали сегодня.
В. Наш урок подошёл к концу.
Взаимопроверка с образца.
10. Домашнее задание.
Стр. 81 - выучить правило. Упражнение 121.
Рассмотрите рисунок. Прочитайте текст, отвечая на вопросы и вставляя предлоги. Запишите текст. Подчеркните предлоги.
11. Оценивание учителем работы детей на уроке.
12. Рефлексия.
Сегодня мы многое узнали и выполнили на уроке. И мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете с урока, довольны ли вы своей работой на уроке. Если вы довольны работой и уроком поднимите две руки, а если не совсем – одну руку.