kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -кейс " Экологическая безопасность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока-кейса по теме " Экологическая безопасность " для учащихся 3 класса по программе " Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок -кейс " Экологическая безопасность"»

Урок – кейс по изучению экологической безопасности. 3 класс

Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения,

представлена ситуация, содержащая какую – то проблему.

Вид кейса: обучающий.

Тип кейса: практический.

Содержание кейса:

  1. Правила работы в группах.

  2. Тексты о загрязнении воздуха, воды, продуктов.

  3. Видеофильм «Загрязнение окружающей среды»

  4. Кейс каждой группе с заданиями

  5. Оценочные листы.


Этапы: Содержание деятельности

  1. Организационный

Приветствие, формирование положительной мотивации к занятию с опорой на ранее изученный материал. Сообщение темы занятия, цели, задач, информирование о режиме работы, деятельности учащихся на занятии.

  1. Основной – деятельность учащихся.

Изучение нового материала: учащиеся делятся на 3 группы по 5 человек;

каждой группе выдаётся кейс с заданиями;

каждой группе предоставляется оценочный лист;

  1. Проверка усвоения и понимания нового материала (группа выбирает спикера или группу учащихся, которые должны представить работу)

Защита выполненной работы

  1. Заключительный - закрепление полученных знаний: учащиеся делают общий вывод о правилах по защите

окружающей среды.

  1. Рефлексия (обсуждение, достигнута ли цель занятия, решены ли образовательные задачи)





Конспект открытого урока «Экологическая безопасность» - 3 класс

ТЕМА: Экологическая безопасность.

ЦЕЛЬ УРОКА: узнать, что такое экологическая безопасность, выявить причины загрязнения окружающей среды

и учиться способам защиты от их воздействия на организм человека.

ЗАДАЧИ:

1. Систематизировать и расширить знания учащихся о состоянии природы нашей планеты.

Раскрыть некоторые экологические проблемы.

2. Учиться находить способы защиты от воздействия загрязнённой ОС и применять их в жизненных ситуация.

Развивать речь, мышление, умение сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать экологическую культуру и выполнять правила личной экологической безопасности.

4. Развивать УУД.

ОБОРУДОВАНИЕ:

рисунки ,видеофильм, листы с заданиями для групп, карточки с вопросами, кейсы с заданиями.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экология, безопасность, экологическая безопасность.

ХОД УРОКА:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

(эмоциональный настрой ) – 1-2 мин.




Проверка домашнего задания( 5 мин). Графический диктант. («+/-»)

КАРТОЧКА

Слайд №2








Б) Проверка на слайде. В) Самооценка.











3. Подготовка к основному этапу урока (проблемная ситуация).


Б) Беседа.

Словарная работа.







Просмотр видеоролика

«Как прекрасен этот мир!»

Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.



















Сообщение темы








Учебник.

Слайд № .








Физкультминутка.







Постановка целей.





Форма работы- кейс


Изучение нового материала

Постановка целей.

Форма работы- кейс

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Чтоб работа спорилась, другу улыбнись.

Чтобы друга поддержать, за руки возьмись.

На уроке не зевай, не отвлекайся, не болтай.

И тогда наш урок всем пойдет ребятам в толк.

- Ребята, о чем мы говорили на прошлом уроке ?( какие опасности могут подстерегать человека в природе)

-Так чего же должен опасаться человек на природе) ? (грозы, ядовитых растений, укуса насекомых и животных)

- Хорошо ,чтобы проверить ваши знания ,проведем графический диктант. Возьмите карточки и если вы согласны с утверждением, ставьте «+», если не согласны « - »

  1. Во время грозы лучше прятаться под высоким одиноко стоящим деревом. –

  2. Собирать можно только те грибы, которые хорошо знаешь. +

  3. Если найдёшь в лесу незнакомые ягоды, обязательно попробуй их. –

  4. Если к тебе приближается собака, быстро убегай от неё. –

  5. После игры с домашними животными нужно помыть руки с мылом. +

  6. Если укусило животное, то в больницу обращаться не обязательно. –

  7. Во время грозы можно стоять возле металлического забора. -

  8. Заметив приближение грозы, покинь открытое место. +

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

-- Посмотрите на слайд и проверьте свои работы.

- Возьмите свои карточки, оцените свою работу:

Нет ошибок – «5»;

7,6 правилных ответов– «4»;

5,4 правильных ответа – «3»;

меньше 5 правильных ответов – «Не справился».

- Посмотрите на слайд и проверьте свои работы.

- Встаньте те дети, которые получили «5», «4». Остальным нужно ещё раз повторить тему: «Природа и наша безопасность». - Перед вами лист самооценки, который вы будете заполнять по ходу работы на уроке., внесите оценку за домашнее задание. Каждый из вас к концу урока получит отметку за работу на уроке.

- Ребята, вы видите сверкающий шар. (слайд , ) Это наша голубая планета Земля.  Мир ослепительно переливается разными красками, очень важно, чтобы так было всегда. Но  сейчас мы всё чаще, вместе со словом Земля, слышим слово «экология». (слайд 2, щёлкни)

- Ребята! А вы знаете, что такое «экология»?

( Ответы детей. Экология- наука о доме, в котором мы все живём.

(Это наука о связях между живыми организмами и окружающей средой.)

Слово «экология» было  впервые введено  немецким биологом, учёным Эрнстом Геккелем в 1866 г .Оно состоит из двух слов «экос» в переводе с греческого означает – дом, а «логос»-наука. Значит экология- наука о доме, в котором мы все живём.

- Какой дом изучает экология? ( Планету Земля)

- Сейчас давайте посмотрим ролик.

Остановить ролик на фото

− С каким настроением смотрели фильм? Почему?

−Давайте смотреть дальше.

(идёт просмотр 2-й части об экологических проблемах)

Как изменилось у вас настроение? Почему?

(Люди загрязняют ОС .Природа в опасности, так как человек долгое время пользовался богатствами природы, не задумываясь о том, что этим наносит вред природе. )

− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Часто звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа.

.- Что произойдет с человеком, если он будет дышать загрязненным воздухом, пить загрязненную воду, есть загрязненные продукты? (заболеет)

- Загрязнённые воздух, вода, продукты становятся вредными факторами загрязнённой окружающей среды.

- Что нужно делать человеку, чтобы обезопасить своё здоровье? (Защищаться)

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

( Будем говорить о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.)


Значит тема нашего урока : Экологическая безопасность.

- Какие задачи нам предстоит решить? Чему будем учиться?

( Выяснить что такое экологическая безопасность, чего нам стоит опасаться.)

- Народная мудрость гласит , чтобы дерево дало побеги, распустило листочки, человек должен потрудиться, а мы должны хорошо поработать на уроке.

Ребята, как вы думаете, что такое безопасность? Экологическая безопасность? Защита человека от вредного воздействия загрязнённых факторов окружающей среды называется экологической безопасностью.

− Откроем учебник на стр. 30 и прочитаем, что такое экологическая безопасность.  ( Экологическая безопасность - это защита человека от вредного воздействия загрязненной окружающей среды.)

Как вы думаете, кто такой эколог? (Эколог — человек, который изучает связи между живыми организмами и средой их обитания.

Эколог, это специалист , который пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, и как добиться, чтобы взаимоотношения человека и природы достигли взаимопонимания.)

Сегодня вы будете экологами . Я буду экспертом.

- Но сначала отдохнем.

Физкультминутка.

А теперь ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад.

Повернулись вправо, влево,
Тихо сели – вновь за дело.


(Дети вспоминают и проговаривают правила работы в группах .)

- У вас на столах лежат листы самооценивания . После выполнения каждого задания результат выполненной работы вы будете отмечать сигналами. Если вам было легко и вы справились с работой – зеленый ,вам было трудно ,но вы справились – желтый, если трудно и не справились – красный.

Сейчас вы получите кейс. Внимательно прочитаете текст, выберите и подчеркнёте нужное для ответа на ваш вопрос.

(Работа с кейсом)

Дети работают по плану с текстами.)



Дети приветствуют учителя, гостей и улыбаются друг другу.



































































































Изучение нового материала
































Слайд - показ российского товарного знака качества).Г) Игра «Живые картинки»

Детям у доски раздаются картинки : Дорога – грибы – человек - больница

Завод– овощи – человек – больница.
































Проверка знаний в усвоении и пони

мании нового материала







Закрепление полученных знаний



Итог урока



















Рефлексия












Домашнее задание




































































- Начинаем защиту своей работы. Выступление каждой группы оцениваем по часовой стрелке в листах самооценивания .

1 группа – представляет информацию о воздухе.

- Молодцы ! «Вопрос на засыпку»

А теперь представьте, что около школы стоит машина с работающим двигателем всю большую перемену. А вокруг этой машины стоят, бегают первоклашки? Чтобы вы им сказали?

(Нельзя находиться вблизи транспортного средства. Отработанный бензин , который выходит из мотора очень опасен , он содержит много вредных веществ в виде дыма, а мы его вдыхаем ) - Воздух испытывает серьёзную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта.

1 автомобиль в год выбрасывает чуть больше 1 тонны (1000кг) выхлопных газов, которые содержат 200 видов вредных веществ.

- А сейчас снова возьмите лист самооценивания и оцените свое выступление перед классом.   По часовой стрелке группа оценивает на бланке.

2 группа – представляет информацию о воде

- Молодцы ! Вашей группе «Вопрос на засыпку»

- Как мы можем защитить себя от загрязнённой воды дома?

( Для этого нужен бытовой фильтр. )

Современные бытовые фильтры устроены так: Резервуар, крышка, картридж …(демонстрация, наливаем воду.)

- Кто пользуется таким дома?

–В какой сказке писателя Одоевского рассказано о том, как в старину очищали воду ? ( Мороз Иванович)

- Еще как можно очистить воду? ( Воду можно очищать ещё с помощью серебра, кипячения, заморозки: В кастрюлю наливают воду, ставят в морозилку, когда вода начинает замерзать, снимают верхний слой льда – это очищенная вода. Остальную воду выливают.)

Необходимо каждому изменить свое отношение к воде ,иначе через несколько десятков лет останемся без чистой пресной воды.Мы школьники можем принимать участие в уборке и благоустройстве берегов . Бережно и экономно расходуйте воду!

3 группа – представляет информацию о продуктах питания

- Молодцы ! Вашей группе «Вопрос на засыпку»

- Существуют «Экологически чистые продукты». Как вы понимаете это выражение? ( Продукты экологически чистые, т.е. не содержащие загрязняющих, вредных веществ.)

Эти продукты стоят дороже, но люди их охотно покупают. Почему?

( Продукты, изготовлены без применения вредных для человека веществ)

- Любой товар проходит контроль. Если товар качественный и соответствует определенным правилам, его отмечают особым знаком.. Если на упаковке стоит такой знак - значит товар не принесет вред вашему здоровью.

Составление схемы «Цепь загрязнения». Коллективная работа.

- Откройте учебник на с.31. Рассмотрите рисунок. Почему рыбак заболел? (Предприятие выбрасывало отходы в реку. Река стала грязной.

Рыбак поймал рыбу в этой реке, приготовил обед, наелся и заболел, потому что в организм человека попали вредные вещества).

модель . Из воздуха, воды, почвы, загрязняющие вещества попадают в организм растений и животных, а затем оказываются в продуктах питания, которые употребляет человек. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Её обычно называют «Цепью загрязнения.»

- Расположите картинки в нужном порядке, установив цепь загрязнения.

(Автомобильные дороги - грибы и ягоды, собранные у дорог – человек – больница.)

(Огород возле завода – овощи – человек – больница.)

Какими путями загрязненные вещества попадают в организм человека? Наклеить модель

– Вы видите, самое страшное, что человек сам загрязняет окружающую среду и к нему же эти загрязняющие вещества и возвращаются. Главное для общества – не допускать загрязнения среды, охранять воздух, воду, почву. И для этого, как вы знаете, многое делается. Но полностью решить эту задачу пока не удается. Над этими вопросами работают экологи. Они выяснили , что с каждым годом на Земле остаётся всё меньше нетронутых уголков природы, где можно увидеть первозданный облик лесов, степей и пустынь. Чтобы сохранить типичные или редкие участки природы со всеми видами растений и животных, государство объявляет их заповедниками. Территория заповедника навсегда останется в своём естественном виде, и наши потомки смогут увидеть здесь природу во всей красоте и богатстве. За последние 10 лет во всём мире создана сеть заповедников нового типа – биосферных. Эти заповедники международного класса, в них ведутся наблюдения за состоянием окружающей среды во всех странах.

Электронная зарядка для глаз.

- Представьте, что мы отправились на ярмарку. Но не простую, а экологическую. Любому продавцу нужно привлечь к своему товару покупателей. Послушайте, что они кричат. Подумайте, купите товар или мимо пройдёте. Почему?

1. – Моя рыбка хоть и мала, но поймал я её в прозрачной воде!

2. – А моя большая рыба плавала по тёплому маленькому пруду. Ёе там столько, что можно руками ловить!

3. - Я в лес не ходила, ноги не била, у дороги грибы находила.

4. – А мои грибочки из берёзового лесочка!

5.- Мои красивые яблочки привезены из других стран. Целый год могут храниться.

6. – Я свои яблочки собрала в деревне у бабушки!

( После каждого зазыва продавца разбираем и объясняем, купим товар или нет.)

- Давайте подведем итоги нашей работы:

- Что узнали на уроке? ( Узнали, что такое ЭБ, определили причины, почему и как происходит загрязнение ОС.)

Экологическая безопасность – это…( защита от вредных воздействий загрязнённой окружающей среды).

- Какие правила экологической безопасности можем

применять в жизни ? ( пить очищенную воду, мыть овощи,фрукты перед едой….)

- Источники загрязнения окружающей среды – это … ( заводы, фабрики, продукты питания)

- Назовите пути попадания вредных веществ в организм человека – это

(продукты питания, воздух и вода.)

- Цепь загрязнения – это … (путь, по которому движутся загрязнённые вещества.)

- Главная причина загрязнения окружающей среды – это…( человек.)

- О чём заставил задуматься наш урок?

(Экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу и своё здоровье. А главное – своими действиями не наносить ей вред.)

Предлагаю поработать в листах самооценивания.

Посчитайте ,ребята выполненные задания и количество сигналов . Каких больше ?.Молодцы ! Справились с работой . Представитель от каждой группы прикрепите свой сигнал на дерево . На дереве все листья зеленые ? значит, материал урока вами усвоен. Веточки дерева тянутся к солнцу, как вы тянетесь к знаниям.

(Как только закончите выполнение задания, снова  оцениваем свою работу и исходя из всех оценок, поставьте себе одну общую оценку за работу на уроке.)

 - Кто поставил себе оценку « 5» - поднимите руки

……

Оценки за урок получили

Придумайте и нарисуйте условные  знаки к правилам личной экологической безопасности.

    ответьте на вопросы раздела «Проверь себя»   (стр. 33).

- Ребята , я хочу вам прочитать стихотворение .

Чтоб радость завтрашнего дня

Сумел ты ощутить,

Должна быть чистою Земля

И небо чистым быть.

Сквозь фабрик и заводов дым

Нам трудно разглядеть

Все те старанья, что Земле

Приходится терпеть.

Надолго ль хватит нам воды,

Коль растворён в ней яд?

Надолго ль хватит тех лесов,

Где топоры стучат?

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек –

Всю Землю

Можешь только ты –

Разумный человек !


Всем спасибо за работу. Урок окончен.












Игра «Экологический светофор».

Предлагаются различные ситуации. Если герой ситуации так поступать не должен, уч-ся поднимают красный кружок, если действие героя не вредят природе – зеленый, желтый цвет – это ситуация выбора.

  1. Валера встал утром поздно, кое-как, чтобы не опоздать в школу. Побросал книжку в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтированной дорожке вокруг школьного сада, но сегодня он решил сократить путь и побежал через сад. А за школьным забором вчера вскопали широкую полосу, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс, раздался звонок. «Не опоздал!» - радостно подумал Валера. (красный)

  2. Учитель попросил Алешу принести из библиотеки несколько книг. Алеша вышел в коридор. Во время урока в школе тихо. Алеша быстро добежал до библиотеки услышал, как где-то течет вода. Он решил посмотреть. Оказалось, что кто-то не закрыл кран и большая струя воды текла в умывальник, а брызги летели в разные стороны. Алеша попробовал закрыть кран, но ничего не получилось – кран не закрывается. Алеша вошел в библиотеку и рассказал взрослым о случившемся. Взял книги и вернулся в класс. (зеленый)

  3. Бабушка попросила Андрея помочь ей собрать цветки липы, чтобы зимой заваривать от простуды. Они взяли пакеты и отправились искать липу. Оказалось, далеко идти не надо – вдоль главной улицы города, там, где жили Андрей с бабушкой, одна за другой стояли липы. Бабушка предупредила: «Не выскакивай на дорогу, видишь, какое движение?» Машины действительно шли сплошным потоком, среди них были очень большие, с крытыми кузовами. Было очень шумно, так что Андрей и бабушка почти не слышали друг друга, хотя рвали цветки липы с одного дерева. (красный)

1 группа – собирает информацию о воздухе

2 группа – собирает информацию о воде

3 группа – о загрязнении продуктов питания













Каждая группа работает со справочным материалом.

(на изучение дается 5-10 минут)

Распределите роли: (номерки у учеников приклеены на краю парт)

1 — читает

2,3,4 — записывают правила

5 — наклеивает

1 – хранитель времени.



Каждая группа представит нам собранный ими материал, расскажет, каковы причины загрязнения ОС и какие способы защиты они предлагают

Представляют и защищают работу группы.

Внимательно слушают выступления других групп.

По итогам выступления оценивают работу группы с опорой на оценочные листы.
































Комментарии детей.



























































































































Подсчитайте количество баллов.

Эталон проверки (на доске)

Максимальный –

6-7баллов – отметка «5»

5-4 баллов – отметка «4»

3-2 балла – отметка «3»

 Менее 2 баллов – отметка «2».









Лист самооценивания 2 группы




Полнота информации

Мак.5 баллов

Слаженность работы группы

Мак.3 балла

Презентация выступления

Мак.2 балла

Итого

2 группа














Лист самооценивания 3 группы


Полнота информации

Мак.5 баллов

Слаженность работы группы

Мак.3 балла

Презентация выступления

Мак.2 балла

Итого

3 группа


















Лист самооценивания 1 группы



Полнота информации

Мак.5 баллов

Слаженность работы группы

Мак.3 балла

Презентация выступления

Мак.2 балла

Итого

1 группа












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Окружающий мир

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -кейс " Экологическая безопасность"

Автор: Байбулова Алима Манаповна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502469

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Проведение экспериментов в области нанотехнологий на уроках физики как способ мотивации учащихся к работе в области инновационных технологий. "
    ["seo_title"] => string(162) "proviedieniie-ekspierimientov-v-oblasti-nanotiekhnologhii-na-urokakh-fiziki-kak-sposob-motivatsii-uchashchikhsia-k-rabotie-v-oblasti-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "107305"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403202503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства