Конспект урока по игре, игротерапии с математическим содержанием (для детей с глубокой степенью умственной отсталостью).
Тема «Кондитерская фабрика»
Ц е л ь урока: Упражнение в составлении числа из двух меньших чисел в пределах 10. Расширение представлений о мастерстве кондитеров, о значимости их добросовестного труда. Развитие воображения детей.
П о д г о т о в к а к и г р е. На занятиях, в беседах, при рассматривании иллюстраций педагог знакомит детей с трудом кондитеров: на кондитерской фабрике трудятся люди разных профессий (кондитеры, пекари, упаковщики, художники и др.), благодаря которым выпускается широкий ассортимент кондитерских изделий. Но прежде чем они попадут в магазин, а затем и в наш дом, нужно вложить много труда. Работать надо очень добросовестно. Труд кондитеров облегчается специальными машинами – автоматами.
Учитель вместе с детьми составляет коллекцию из разнообразных конфетных этикеток и использует её для проведения необыкновенного путешествия по фабрикам нашей страны. Во время этого путешествия он уточняет представления ребят о труде кондитеров и знакомит их с работой художников – оформителей. Помогает в этом и просмотр видеофильма «Как делают конфеты». В процессе ознакомления детей с профессиями людей, работающими на кондитерской фабрике, воспитатель особое внимание обращает на счетные операции, которыми обязательно пользуются в своей деятельности кондитеры: бригада за смену выпускает определенное количество кондитерских изделий; конфеты фасуются в коробки также в определенном количестве и т.д.
М а т е р и а л. Изготовленные детьми из глины, пластилина, соленого теста кондитерские изделия: конфеты, пряники, печенье разной конфигурации; сооруженный с помощью родителей небольшой движущийся ленточный транспортер для доставки готовой продукции в другой цех; коробки из под конфет, зефира, пакеты для фасовки готовой продукции; наборы карточек с цифрами и другие атрибуты.
И г р о в ы е р о л и и п р а в и л а. В игре распределяются роли начальника цеха, сортировщиков, контролера, вахтера, шоферов и др.
Сортировщик должен расфасовать определенное количество конфет, печенья, пряников по сортам в праздничные пакеты или коробки, а число предметов обозначить соответствующими цифрами.
Начальник цеха напоминает обязанности всем работающим на фабрике, распределяет заказы между сортировщиками и проверяет правильность их выполнения.
Контролер, принимая готовую продукцию, должен определить не только её качество, но и количество.
Разыгрывая другие роли, например роль шофера, ребята также могут использовать счет: определять количество перевозимой продукции, нумеровать товары и т.д.
Х о д и г р ы. Игру начинает небольшая группа детей.
Играющие расставляют столы, устанавливают транспортер, строят проходную. Это – фабрика. Открытие фабрики вызвало у всех желание стать кондитерами. Около проходной столпилась большая группа детей, и вахтер, пропустив одну часть рабочих, предлагает другим прийти во вторую смену. Рабочие места быстро занимаются играющими. Ира и Игорь (сортировщики) заходят в цех, где кипит работа. К сортировщикам подходит начальник цеха (воспитатель) и подает им несколько праздничных пакетов. Дети с интересом рассматривают их, а также кондитерские изделия (конфеты, пряники, печенье разной формы).
Начальник цеха (обращаясь к Игорю и Ире). Дорогие сортировщики, что вы хотите фасовать в пакеты: печенье, конфеты, пряники? Какие сладости выбираете?
Ира. Я, пожалуй, буду раскладывать шоколадные конфеты.
Игорь. А мне будет нужна карамель «Московская».
Получив заказ от начальника цеха положить в каждый пакет по 5 конфет двух сортов, оба начинают деловито фасовать сладости. Ира отбирает три конфеты «Вдохновение», 2-«Мишка на севере» и кладет их в пакет. Спустя некоторое время она обращается к Игорю.
Ира. Вот и готово. В пакете 5 конфет. Я взяла разные конфеты. Маленьким ребятишкам захочется попробовать разных конфет. Не интересно, когда угощают одинаковыми
Игорь в это время тоже подбирает 5 конфет, но по-другому: кладет в пакет 4 карамели «Московская» и 1-«Снежок»
Игорь. Пакет с конфетами готов. Теперь надо цифры приклеить.
Оба сортировщика подходят к столу, на котором лежат карточки с цифрами, и находят нужные. Ира берет цифры 3 и 2, Игорь – 4 и 1. Некоторое время рассматривают их, а затем наклеивают на пакеты.
Игорь. Ира, у тебя сколько конфет в пакете? 5? И у меня тоже 5 конфет. Я цифры нашел нужные: 1 и 4. (Смотрит на свой пакет, затем на Ирин.) Смотри-ка, цифры у нас разные, а конфет одинаково: по 5.
Ира. А чего ты удивляешься? Все правильно! Я составила число 5 из чисел 3 и 2, а ты из 4 и 1. Это тоже будет 5.
Оба сортировщика берут пакеты, подходят к начальнику цеха и объясняют, как они подобрали конфеты, как составили число 5 из двух меньших чисел. Начальник благодарит их за хорошую работу. Дети возвращаются на своё рабочее место.
Ира (озабоченно). Надо продолжать работу. До перерыва ещё целых 10 минут.
Начинает разбирать конфеты, угощает Игоря. Мальчик делает вид, что ест их. Затем тоже принимается за работу. Так дети играют до тех пор, пока не заканчивается их смена.
Рекомендации педагогам
При составлении числа из двух меньших чисел некоторые ребята не понимают, а лишь запоминают состав числа и соответственно формально усваивают действия. Так, выполняя заказ, они указывают только один известный им вариант состава числа: Олег каждый раз составляет число 4 из чисел 3 и 1, а Аня – из чисел 2 и 2. На предложение начальника цеха составить указанное количество по-другому играющие ограничиваются сменой конфет, оставляя неизменными числовые данные.
Иногда дети правильно подбирают указанное число предметов только на основе копирования действий своих партнеров по игре. Следовательно, умение составлять число из двух меньших чисел не приобрело еще у них обобщенного значения.
Оказывая помощь этим детям, в первом случае начальник организует своеобразный обмен опытом. Он предлагает двум сортировщикам – Олегу и Ане рассказать друг другу, сколько и какие конфеты находятся у каждого из них. Олег достает из пакета 4 конфеты и отвечает на вопросы: «Сколько конфет одного сорта? Сколько другого? Сколько всего конфет? Из каких двух чисел составлено число 4?» Затем мальчик, внимательно выслушав, как составила число 4 его партнерша по игре, делает вывод.
Олег. Ты, Аня, все время составляешь число 4 из чисел 2 и 2, а я по-другому6 из чисел 3 и 1. Оказывается, число можно составить по-разному.
Аня. (согласно кивая головой и указывая то на одну, то на другую группу конфет, а затем и на цифры). И так можно, и по-другому можно.
Таким образом, сравнивая группы предметов, а затем свои карточки, где указаны цифры, с карточками своих товарищей, дети приходят к выводу, что данное число можно составить из двух меньших чисел.
Во втором случае помощь оказывает также воспитатель, выступая в роли начальника цеха. Заметив, что Маша затрудняется самостоятельно подобрать 4 конфеты из двух сортов, начальник просит Женю (действия которого копировала Маша) поработать в другой бригаде, так как одна из работниц заболела, а Маше предлагает выполнить заказ за двоих. При этом начальник напоминает девочке о сплоченной, дружной работе кондитеров, об оказании взаимопомощи, о согласованности в работе и предлагает ей свою помощь.
В присутствии начальника Маша фасует конфеты и отвечает на вопросы: «Сколько всего конфет? Сколько конфет одного сорта? Сколько другого? Как составлено число?» Далее начальник называет все возможные способы состава числа 5 и демонстрирует это на других предметах. В конце совместной работы начальник предлагает девочке самостоятельно соотнести цифры с количеством предметов и приклеить цифры на пакеты.
Бывает, что дети не сразу понимают, почему число элементов расчленяемой совокупности при любом его разбиении равняется общему числу элементов всех его частей. В данном случае необходимо, чтобы, выполняя задание, дети каждый раз рассказывали о том, на какие 2 группы расчленена совокупность, сколько всего предметов в неё входит, и делали обобщение о составе числа из двух меньших чисел.
П р и м е р н о е у с л о ж н е н и е з а д а н и й.
Совершенствование знаний о составе числа из двух меньших чисел можно связать с решением более сложной задачи, а именно с устным называнием разных вариантов составления и разложения числа. Реализовать указанную задачу можно в игре «Магазин», связанной с игрой в «Кондитерскую фабрику».
Привезенные с кондитерской фабрики подарочные пакеты в магазине быстро раскупают, и заведующая магазином Наташа то и дело звонит на фабрику с просьбой прислать побольше кондитерских изделий. В игру «Магазин» включается новый игровой элемент – элемент отгадывания. Теперь, прежде чем купить подарочный пакет, покупатель должен отгадать, сколько конфет (печенья, пряников) разного сорта находится в пакете, как составлено число 3 (4, 5, 7). Выполнение игровых действий предполагает развитие умения устно называть возможные варианты составления и разложения числа.
Итак, дети продолжают играть. Арина – продавец, Ира – покупатель, Вова – заведующий магазином, Миша – кассир. Ира (мама) приходит в магазин со своей дочкой (куклой). Покупательница рассматривает витрину, подходит к кассиру.
Ира. Получите деньги за праздничный набор. (Подаёт кассиру «деньги»)
Миша. Возьмите, пожалуйста, чек. (Вручает карточку-чек с цифрой 5)
Ира. (Благодарит кассира, подходит к кондитерскому отделу и обращается к продавцу). Подайте мне, пожалуйста, подарочный набор. У нас в семье праздник. Моей дочке исполняется 6 лет.
Арина (улыбаясь). Поздравляю! Пусть дочка растет большая и здоровая. (Рассматривает чек, перебирает несколько пакетов и берет тот, на котором наклеены цифры 1 и 4. Обращается к покупательнице.) Вот видите, какой красивый пакет! Вам нравится?
Ира. Очень нравится. И мне, и дочке!
Арина. Тогда отгадайте, как подобрано 5 конфет?
Ира (заинтересованно). В пакете 2 конфеты и 3 конфеты, а всего 5.
Арина. 2 и 3 будет 5, правильно, но здесь по-другому. Пусть дочка отгадывает!
Ира (через некоторое время). Тогда мы с дочкой назовем числа 1 и 4. Ведь 1 и 4 тоже будет 5!
Арина (обрадовано). Молодей ваша дочка! Угадала! Возьмите пакет! Можете проверить. (Подает пакет) Угощайте дочку и её друзей.
Ира (улыбается, берет пакет, рассматривает конфеты). Я еще приду за наборами, когда дочку в детский сад отведу.
Арина. Приходите, будем рады.
Введение элемента отгадывания в игру привлекает внимание детей новизной и неожиданностью, Всем хочется отгадывать и покупать несколько раз, т.е. повторять действия. Неоднократно оперируя разными предметами, дети таким образом упражняются в устном назывании возможных вариантов состава числа. Они думают, рассуждают, самостоятельно решают задачи в уме, обращаясь к предметам лишь в случае затруднения.
Играя в подобные игры, дети часто оперируют «деньгами» (картонными монетами) и довольно быстро учатся различать их достоинство. Поэтому действия с монетами можно использовать для упражнений в составлении и разложении числа.
Так, на фабрике открывается столовая и рабочие идут на обед, оплачивая его стоимость; открывается и газетный киоск, где для каждого предмета указывается реальная цена в рублях (до 10 руб). Желающий приобрести газету или ластик может вместо 1 монеты в 5 руб. взять 5 монет по 1 руб, или 2 монеты – 2 руб. и 3 руб.
Неожиданно для себя покупатели выясняют, что монет достоинством 4 руб., 6 руб., или 8 руб. не бывает. Как поступать в этом случае? Дети задумываются. Но вот несколько человек догадываются, что можно уплатить за покупку не только какой-то одной монетой, но двумя, тремя, лишь бы набрать нужное число рублей.
Следовательно, упражнения в различных способах набора монет дают более яркое представление о составе числа.