1)Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Черного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;
2) Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; мыслительные процессы через изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.
3)Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах, группах: взаимопомощь, сотрудничество
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме »
Тема: Саша Черный. « Что ты тискаешь утёнка».
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Саши Черного; учить понимать стихи и правильно, выразительно их читать; обогащать словарный запас через работу с толковым словарём;
2) Развивающие: развивать речь учащихся, артикуляционный аппарат, дикцию; мыслительные процессы через изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.
3)Воспитывать бережное отношение к животным. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах, группах: взаимопомощь, сотрудничество
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел уже звонок.
Начинаем наш урок.
Будьте все внимательны.
А ещё старательны.
Психологический настрой:
- Я рада вас приветствовать на уроке литературы. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнётесь мне и друг другу.
-Проверьте, всё ли готово у вас к уроку. (Дневник, учебник)
-Хорошо. Тогда мы начинаем.
Речевая разминка: (работа в парах).
-Что же нас ждёт сегодня на уроке литературы?
- Прочитайте скороговорку и попробуйте определить тему нашего урока.
Утка утят
В перелеске прятала от ребят.
“перелесок” в словаре Ожегова
ПЕРЕЛЕ́СОК. Небольшой лес, отделённый поляной от другого леса, или редкий лес, соединяющий лесные массивы. Берёзовые перелески.
– Исходя из этого, назовите тему нашего урока?
- Прочитайте с вопросительной интонацией.
- Прочитайте весело.
- Прочитайте громко,
- Причитайте быстро,
- Прочитайте с восклицательной интонацией.
- Мы разогрели наш речевой аппарат, сегодня нам это очень пригодится.
4. Введение в тему:
1) Предварительная беседа:
- Как вы думаете, почему утка прятала утят от ребят?
(Потому что ребята могут им навредить: напугать или даже поймать…)
- Разве ребята не понимают, что этого нельзя делать?
(К сожалению, есть такие ребята, которые любят похулиганить).
- Существуют крылатые выражения, в которых используется слово “утка ”. Как вы понимаете?
* "Газетная утка - лживое известие, напечатанное в газетах.
В одной из газет более чем столетий давности рассказывалось, что известный бельгийский юморист Корнелиссен вздумал поиздеваться над легковерием публики и напечатал в журнале такую заметку.
«Прожорливость уток известна. Один ученый купил 20 уток и тотчас приказал изрубить одну из них, с перьями и костями, в мелкие кусочки, которыми накормил остальных птиц.
Несколько минут спустя он поступил точно так же с другой уткой, потом с третьей, четвертой и так далее, пока осталась только одна, которая пожрала, таким образом, 19 своих подруг». (Настя Ю.)
Журнал напечатал этот бред, другие перепечатали, и несколько дней все только и говорили, что о прожорливости уток. Только после того, как автор сам раскрыл секрет «научного опыта», стало ясно, что случилось. С этих пор всякая ложь в печати стала именоваться уткой.
* Подсадная утка
Так называют приманку, используемую для поимки кого-либо.
Утку привязывали за лапку и выпускали на воду для приманивания диких селезней при охоте на них.
Выражение пришло к нам из охотничьей среды. Подсадные утки - это одомашненные в далеком прошлом дикие кряквы. Путем отбора и разведения из них получена порода уток, предназначенных для охотничьих целей. Так получила распространение охота с манными утками. Охотник высаживал утку на воду и стрелял подлетающих на ее крик селезней. Отсюда и названия подсадная утка. (Малик)
2) Рассказ о жизни и творчестве Саши Черного: (портрет)
- Назовите антоним слова белый, и вы узнаете фамилию поэта, с произведением которого мы будем сегодня работать.
- Сегодня с нами будут разговаривать беззащитные животные. Об этом хорошо написал поэт Саша Черный.
- Именно так подписывал свои произведения Александр Михайлович Гликберг. Саша Чёрный — это псевдоним. (Псевдоним — вымышленное имя писателя, артиста, политического деятеля.)
- Он родился в Одессе 1 октября 1880 года в семье аптекаря, детские годы провел на Украине. В 25 лет начал печататься в журналах. Саша Чёрный был худощавый, узкоплечий, невысокого роста. Он не участвовал в шумных разговорах и, когда другие шутили, не смеялся, лицо без улыбки. Саша Чёрный был серьезен. С 1919 года оказался вне родины в эмиграции. (Эмиграция — вынужденное или добровольное переселение из своего Отечества в другую страну по каким-либо причинам.)
- В эмиграции он пишет преимущественно стихи для детей. 5 августа 1932 года на 52-ом году жизни Саша Чёрный умирает от сердечного приступа после того, как одним из первых бросился тушить пожар на соседней ферме. (Ферма — частное хозяйство на собственном или арендуемом земельном участке.)
- Какую задачу поставите перед собой?
- Мы сегодня будем знакомиться со стихотворением Саши Чёрного написанным для детей. Попытаемся понять, отразились ли личностные особенности поэта в его произведениях. Ответим на вопрос — о чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям.
- Я принесла для вас несколько книг С. Чёрного, на перемене можно с ними познакомиться. (Выставка книг)
5. Физкультминутка:
( Для глаз, мозгового кровообращения)
6. Знакомство со стихотворением:
1) Подготовка к восприятию:
- Прежде чем мы начнём читать, выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.
- Как вы думаете. С какой целью мы это будем делать? (ответы детей)
- Что нам в этом поможет? (толковый словарь)
- Слова записаны на доске:
ТИСКАЕШЬ – давишь, прижимаешь, мнешь;
РВЕТСЯ ПРОЧЬ – вырывается;
В СВОЙ ЧЕРЕД – в свою очередь, когда придет время;
Работа в группах (по рядам). Правила работы в группе.
- Заслушиваем работу групп.
2) Чтение учителем:
- Как вы думаете, о чём в стихотворении пойдёт речь?
- А теперь подошло время для того, чтобы узнать, о чем же это произведение.
3) Беседа:
- От имени кого написано стихотворение? К кому обращается поэт?
- Почему не надо тискать утёнка?
- Как взрослый разговаривает с ребёнком? Выберите подходящие слова:
Сердито;
Ругает его;
Дружелюбно;
Что-то советует. (советует не делать так)
4) Чтение стихотворения учащимися:
-Прочитайте стихотворение про себя.
- Кем кажется утёнку мальчик? (страшным зверем)
- Какие слова подтверждают это? (лапы мальчика)
5) Выборочное чтение:
- Прочитайте, как поэт убеждал малыша не тискать утёнка.
- Как вы думаете, это весёлое или грустное стихотворение? (Оно весёлое, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребёнку, как плохо утёнку.)
- Чтение стихотворения по столбикам разной интонацией.
7. Итог урока. Рефлексия:
- Какую задачу поставили перед собой?
-О чем хотел сказать поэт своим маленьким читателям? (Надо обдумывать свои поступки. Что для одного является игрой, для другого может таковым не являться. Нельзя обижать слабых.)