kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Ёжик"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На этом уроке литературного чтения во 2 классе (УМК "Начальная школа 21 века", автор Л.А.Ефросинина) ключевым моментом  является формирование понятия "рассказ", умения выделять особенности рассказа, отличать от стихотворения, делить текст на смысловые части,  озаглавливать каждую часть и пересказывать по составленному плану.

Обучающимся была предоставлена возможность участия в ролевых играх, обучение умению воссоздавать образы героев.

Урок направлен на решение воспитательных задач, закреплению правил правильного поведения в природе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Ёжик"»


Урок литературного чтения.

УМК «Начальная школа 21 века»


М. ПРИШВИН «ЁЖИК»

Ю. Могутин «Убежал»

Б. Заходер «Ёжик»





Учитель: Масленникова Галина Ниловна.








Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «рассказ», совершенствования навыков выразительного чтения, развития чувства юмора, умения выделять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описывать внешний вид, поведение).


Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные – планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, анализируют собственную работу, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные – высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, составляют план текста: могут делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывают по плану; коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, получать информацию о героях, пересказывать эпизоды произведения, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, дополнять недостающими данными готовую таблицу.

Оборудование урока: предметные картинки. Портреты писателей, тексты для парной работы.

Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности.

У нас урок чтения. А чтение – лучшее учение.

Скороговорки помогают сделать нашу речь красивее и выразительнее. Какие скороговорки вы знаете?

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты…

II. Актуализация знаний.

– Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое.

Мы продолжаем работу с произведениями о наших друзьях – животных. Какие произведения о животных вы знаете?

Какое стихотворение вы приготовили к уроку? ( Наизусть).

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня познакомимся с произведениями о животных разных авторов и жанров.

На доске: О НАШИХ ДРУЗЬЯХ – ЖИВОТНЫХ.

Давайте совершим виртуальное путешествие в лес. –Итак, приготовились.

Кто, как ёлка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей,

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож

И в сады отважный … (ёж). Картинка ежей.

Упражнение для развития сознательного (осознанного) чтения.

− Составьте предложения по теме урока. Вам помогут вопросы: кто это? Какой он? Что делает? Что сделает?

Длина обыкновенного ежа – 27 см. Глаза у него как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дождевыми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.

В траве сновали паучки,

Тихонько тренькали сверчки,

С родной природой в мире

Ёж был в своей квартире.


− Познакомитесь с произведением русского советского писателя, автора произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей разного возраста М. Пришвина «Ёжик». Почти все произведения Пришвина, опубликованные при жизни, посвящены описаниям собственных впечатлений от встреч с природой, описания эти отличаются необычайной красотой языка. Константин Паустовский называл его «певцом русской природы» .

(Пришвин окончил университет в Германии. По специальности он был агрономом. В течение нескольких лет работал сельским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о природе.)

Когда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.

IV. Открытие нового знания.

Слушание рассказа М. Пришвина «Ёжик»

- Чем понравился отрывок?

- Какую картинку нарисовало ваше воображение?

- Что удивило?

- Что вы узнали о ежах из этого рассказа? От чьего имени идёт рассказ?

- Каким представляется автор в этом фрагменте?

Чтение текста по абзацам и беседа по содержанию.

− Где произошла встреча, о которой говорится в рассказе? Что произошло дальше? Что случилось потом?

– Кто сумеет нарисовать словами картинку про то, как ежик плывет? Какие слова помогают автору «нарисовать» действия ежа? (Заметил, свернулся, затукал, фыркнул, поддал, развернулся, поплыл, лежал, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих, выбежал, подумал и т. д.)

– Найдите в тексте слова, которые помогают «нарисовать» действия человека. (Шел, заметил, прикоснулся, спихнул, взял, скатил, понес, слышал, решил, положил, сел писать и т. п.)

Составление плана и обучение подробному пересказу.

Разделите рассказ на части. Где заканчивается первая часть? вторая?

Подготовьтесь пересказать близко к тексту, не забудьте о словах, которые мы подчеркнули.

Учащиеся пересказывают текст.

Самостоятельная работа в тетради (задание 1). Стр. 30-31.

− Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?

Юрий Могутин (портрет) рассказал об одной из таких историй и чем это закончились.


Юрий Николаевич Могутин родился в 1937 году в семье дипломата, репрессированного в 1938 году – приговорённого к высшей мере, заменённой 25-ю годами лагерей. Вместе с матерью, как ЧСВН (члены семьи врага народа) был выслан из Москвы. Детство прошло в эвакуации на Урале и в разрушенном войной Сталинграде. После войны учился в школе рабочей молодёжи, работал разнорабочим на стройках по восстановлению Сталинграда, матросом на рыболовецком судне на Каспии, служил в авиации в Прикарпатье. Окончил историко-филологический факультет Волгоградского пединститута, преподавал в Забайкалье русский язык, работал в сибирских газетах. Прожил в Сибири 16 лет. Окончил Высшие литературные курсы. Член Союза писателей СССР. Автор многих книг стихов и прозы и многочисленных публикаций в центральной и региональной печати. Лауреат Первой Всесоюзной премии за лучшую книгу для детей (книга стихов «Песенка для весёлого бурундучка», Москва, 1987), лауреат Горьковской премии по литературе 2012 года в номинации «поэзия».

Преподавал в Забайкалье русский язык, работал в сибирских газетах. Пишет стихи для детей, прозу. Живёт в Москве.

Работа со стихотворением Ю. Могутина «Убежал».

- Как автор относится к ёжику?

- Вызывает ли это стихотворение грусть?

- В каких словах слышится сожаление?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.


V. Первичное закрепление.

Работа в тетради, страница 31. Задание 1.

Учитель читает текст «Неожиданная встреча»*.

«…По дорожке тихо шлёпал ножками ёжик. Навстречу шли дети. "Стоп, ёжик!" – крикнул Петя и достал шапочку.

Из-за пенька выглянул старичок-лесовичок и тихо пропищал: "Не обижайте колючего колобка, дети!". Малыши притихли.

На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока, из дупла выглянула белочка. "Кто это?" − спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой».

− Кто помог ёжику остаться целым и невредимым?

– Старичок-лесовичок прогулялся по весеннему лесу и подслушал разговоры. Он познакомит вас с тем ёжиком, которого спас. А написал это произведение Борис Владимирович Заходер,

Русский поэт, прозаик и переводчик (9 сентября 1918 г.- 7 ноября 2000 г.)

Про Винни-Пуха с Пятачком

Он сказку нам пересказал

И сам немало для ребят

Стихов отличных написал.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа со стихотворением Б. Заходера «Ёжик».

Выполнение заданий к тексту. Упражнение в выразительном чтении.

Выполнение заданий в тетради. Самоконтроль.

VII.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Работа по группам (по карточкам). Лесовичок приготовил нам задание.

− Подготовьте выразительное чтение лесных разговоров по ролям.

Карточка 1.

Верба. Послушай, дубочек… я проснулась и не понимаю – сейчас весна?

Дуб. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна.

Верба. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью?

Дуб. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весны тоже не пропущу.

Карточка 2.

Крапивница. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё место, я сама хочу на брёвнышке греться.

Муха. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

Муха. Ну и лети себе в крапиву.

Крапивница. Где крапива, когда ещё снег кругом?

Муха. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.

Крапивница. И я спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны?

Муха. С левой.

Крапивница. А я с правой! Я тоже здешняя.

Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся!


Карточка 3.

Филин. Сиди, не бойся… Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.

Зяблик. О чём, филин?

Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя.

Зяблик. А что – у меня песенка хорошая!

Филин. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

Зяблик. А какая у тебя песенка?

Филин. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу-гу! Стой, куда ты?.. И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?



VIII. Рефлексия деятельности.

Продолжи предложение:

1.сегодня я узнал …

2.Было интересно …

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.У меня получилось…

6.Я смог…

7.Я попробую…

8.Меня удивило…

9.Мне захотелось…

10. Я понял, что …

11. Теперь я могу…

12. Я почувствовал, что могу…

13. Я приобрёл…

14. Я научился…

15. Урок дал мне для жизни…







Карточка 1.

Верба. Послушай, дубочек… я проснулась и не понимаю – сейчас весна?

Дуб. Конечно, вербочка, весна. Ранняя, но весна.

Верба. А почему же ты стоишь в жёлтых листьях, как осенью?

Дуб. Ты ещё махонькая, оттого и не знаешь. Я не просто дуб, я – зимний. На зиму листья не сбрасываю, в золотой шубе красуюсь. А листопад у меня весной. Скину я прошлогоднюю шубу и свежей зеленью оденусь. Хоть я и зимний, а весны тоже не пропущу.

Карточка 2.

Крапивница. Пусти, муха, пусти, негодная! Тут на брёвнышке моё место, я сама хочу на брёвнышке греться.

Муха. Кто ты такая, чтоб тебя пустить?

Крапивница. Бабочка я, крапивница. Не тебе, мухе, чета!

Муха. Ну и лети себе в крапиву.

Крапивница. Где крапива, когда ещё снег кругом?

Муха. А мне какое дело! Это мой дом, моя стенка, моё тёплое брёвнышко. Я ещё осенью сюда забралась, всю зиму проспала в щёлочке под окошком.

Крапивница. И я спала в щёлочке под окошком! Ты с какой стороны?

Муха. С левой.

Крапивница. А я с правой! Я тоже здешняя.

Муха. Ну, тогда садись рядышком. Вместе зиму коротали, вместе на весеннем припёке погреемся!

Карточка 3.

Филин. Сиди, не бойся… Я тебя, зяблик, не трону. Я тебя спросить хочу.

Зяблик. О чём, филин?

Филин. Обида у меня. Ну, понимаешь, весна пришла. Радостно! Все птицы петь взялись. И всем эти песни по душе. И синиц хвалят за пенье, и овсянок, и тебя.

Зяблик. А что – у меня песенка хорошая!

Филин. Пускай хорошая. Но ведь и я запел, и я стараюсь. А меня слушать не хотят. Бегут, понимаешь, кто куда.

Зяблик. А какая у тебя песенка?

Филин. Замечательная! Вот, послушай: пу-гу! Пу-гу! Пу-гу! Стой, куда ты?.. И этот удрал. И чем моя песенка не нравится?

.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Ёжик"

Автор: Масленникова Галина Ниловна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265911

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения по теме: "Е.И. Чарушин. Страшный рассказ""
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-po-tiemie-ie-i-charushin-strashnyi-rasskaz"
    ["file_id"] => string(6) "332958"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465218283"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Ёжик""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiamprishviniozhik1"
    ["file_id"] => string(6) "265912"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450038826"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока по литературному чтению на тему М. Пришвин "Ёж""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-na-tiemu-m-prishvin-iozh"
    ["file_id"] => string(6) "306854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458209748"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства