Урок « Куликовская битва»
Цели
деятельности
учителя
Создать условия для ознакомления с деятельностью князя Дмитрия Ивановича; определение границ знания и «незнания» по теме «Трудные времена на Русской земле»; способствовать формированию представления учащихся о подвигах защитников Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своей страны, предмету «Окружающий мир»
Тип урока
открытие нового знания
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать
с учебником и картой, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: проявляют гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; чувство ответственности и долга перед Родиной
методы и формы
обучения
объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная
Образовательные
ресурсы
http://download8.proshkolu.ru
http://www.videorusi.ru/publ/7-1-0-47
Оборудование
Интерактивная доска, компьютер; историческая карта; иллюстрации с изображением вооружения русских воинов; карта-схема расположения русских полков перед боем
Основные
понятия
Золотая Орда, хан Мамай, Куликовская битва, Дмитрий Донской
организационная структура (сценарий) урока
Этапы
урока
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации
взаимодействия
на уроке
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
Промежуточный
контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности
II. Актуализация опорных
знаний
Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся
к усвоению учебного
материала
Проверка
домашнего задания: фронтальный опрос.
Страницы истории Отечества.
-Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям.
Наша Родина!
И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда-то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам спокойный и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Ведь в этом заключается её главное предназначение. Важно лишь правильно воспринять её уроки.
Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. (Слайд №1)
- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события, с которыми мы с вами уже познакомились.
Тест на знание изученного материала.
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Владимир, Ярославль; б) Тверь, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
а) дверь, калитка; б) сумка; в) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
а) Киев; б) Владимир; в) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
а) южные; б) юго-западные; в) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
а) стала больше, чем была; б) стала меньше, чем была; в) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
а) в XIIвеке; б) в XIVвеке; в) в XIXвеке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
а) из гранита; б) из известняка; в) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
а) охотники, лучники, бортники; б) камнерезы, кузнецы, кожевники;
в) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
а) из дуба; б) из известняка; в) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар; б) рынок; в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
а) соболью шубу; б) Золотой перстень;
в) Шапку Мономаха.
Слушают учителя, отвечают на вопросы теста.
демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место
к уроку
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
Организация рабочего места
Работа с пультами