kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории России "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан к учебнику Данилов А.А.Косулина Л.Г. «История России  С древнейших времен до конца XVI века». 

План урока:

  1. Москва накануне битвы.
  2. Подготовка Руси и Орды к битве.
  3. Ход Куликовской битвы.
  4. Значение Куликовской битвы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России "Куликовская битва"»

Урок: «Куликовская битва»

Класс: 6 класс


Тип урока: Урок усвоения новых знаний.


Основные виды учебной деятельности (УУД):

Личностные

- выделение нравственного аспект поведения и соотнесение с принятыми этическими принципами (оценка Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, их поступков, событий); формирование и развитие гражданской идентичности, патриотизма, чувства гордости за своих предков.

Регулятивные

– определять тему урока; планировать учебную деятельность; работать по плану; осуществлять взаимооценку и самооценку деятельности и достигнутых результатов.

Коммуникативные

- умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество при работе коллективно, в парах; формулировать своё мнение.

Познавательные

- работа с текстом: чтение, поиск информации, анализ, обобщение; работа с иллюстрациями (извлечение информации); выстраивание высказываний, логических рассуждений; объяснение смысла основных понятий; структурирование знаний (схема); раскрывать значение Куликовской битвы; готовить сообщение о памятниках, посвящённых Куликовской битве.


Цели урока:

1.Образовательная: изучить основные события, связанные с правлением Дмитрия Донского, дать характеристику Куликовской битвы (причины, ход, итоги), подвести учащихся к определению значения победы русских дружин в Куликовской битве;

2.Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом, анализировать информацию, полученную из различных источников (текст, видеофильм, иллюстрации) и делать выводы; продолжить формирование умений работать в парах, осуществлять взаимоопроверку и самопроверку.

3.Воспитательная: на примере выдающихся личностей (Сергий Радонежский, Дмитрий Донской) и великих событий (Куликовская битва) продолжить формирование уважительного отношения к отечественной истории, чувства гордости и любви к своему Отечеству.


Методы:

  • устное обучение: рассказ, эвристическая беседа, объяснения

  • наглядное обучение: презентация (иллюстрации), мультфильм

  • работа с текстом: работа с учебником, работа с картой.


Основные понятия: Куликовская битва, засадный полк

Персоналии: Дмитрий Донской, Мамай, Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя, Челубей, Тохтамыш

Даты: 1359-1389, 1378, 8сентября 1380, 1382

Линии связей: внутрипредметные (связь с историей более ранних периодов)


Оборудование: доска, учебник Данилов А.А.Косулина Л.Г. «История России  С древнейших времен до конца XVI века», мультимедиа (компьютер, проектор, экран, презентация, видеосюжет) раздаточный материал, карта «Русские земли в XIVв.», схема «Куликовская битва».


План урока:

  1. Москва накануне битвы.

  2. Подготовка Руси и Орды к битве.

  3. Ход Куликовской битвы.

  4. Значение Куликовской битвы.


Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Организационный момент

-Рапорт принят. Здравствуйте, товарищи кадеты

-Здравствуйте, садитесь. Дежурный кто сегодня отсутствует на уроке?


Приветствие

Сели за парты

II. Опрос.

Блиц-опрос:

1.Какие изменения происходят в русских землях в начале 14 века?

2.Какие княжества стали пытаться объединить русские земли?

3.Какое оказалось сильнее и почему?

4.Назовите первых московских князей.

5.При каком из этих князей Московское княжество достигло наибольшего могущества?

6.Почему Иван Калита получил такое прозвище?


1.Объединение

2.Москва и Тверь

3.Москва. Геоположение, перекресток торговых путей, более ловкие политики, дружба с Ордой, к богатому и щедрому князю потянулись бояре, поддержка РПЦ, титул Московский и всея Руси, случайные факторы: чума не дала раздробить наследникам, неосмотрительность ханов

4.Данил Александрович, Юрий Данилович, Иван Данилович Калита

5.Иван Калита

6.Кошелек сбора денег

III. Мотивационно-целевой этап.

- Прочитайте внимательно эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.

“Стоял такой великий стон,
Шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен
Дон до самого низовья”…

- О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Может быть, вы знаете, что это за битва?

- Сформулируйте вопросы урока, которые начинаются со слов:

  • Почему?

  • Кто?

  • Как?

  • Чем?


-Куликовская битва

Записываем тему урока






-Почему началась борьба? Кто участвовал? Как происходило сражение? Чем закончилось?

  1. Изучение нового материала.

Рассматриваем Московское княжество при Дмитрии Донском.

- С помощью текста на стр. 156-157 расставьте события в хронологической последовательности (в тетради запишите только цифры)

1) Заключение союза Твери с литовским князем.

2) Осада войсками Дмитрия Твери и заключение договора Твери с Москвой.

3) Начало княжения Дмитрия Ивановича.

4) Три похода литовского князя Ольгерда на Москву.

5) Отказ Дмитрия выплачивать дань Орде.

6) Получение митрополитом Алексием ярлыка в Орде для Дмитрия.

7) Попытка тверского князя Михаила получить ярлык в Орде.

Самопроверка:

По ходу проверки – выстраиваем схему на доске и в тетради

Москва  Тверь

Дмитрий + митрополит Михаил + Ольгерд

1359-1389 Алексий

Каменный кремль Три похода поражение

Дань Орде

2. Рассматриваем подготовку к битве.

- Как вы думаете, отказ выплачивать дать какие мог иметь последствия?

Раздала карточки для работы в группах

-Прочтите пункт «Русь и Орда накануне решающего столкновения» стр 158-160. И работая в парах заполните пропуски в тексте.

После выполнения обменялись листочками, другая пара проверяет и ставит количество ошибок, после сдают учителю.

С конца 50-х годов XIV века в Орде начались усобицы. Золотая Орда разделилась на 2 части – западную и восточную. В западной части власть захватил Мамай. К середине 1370-х годов Мамаю удалось прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович, высказав открытое неподчинение Орде, стал готовиться к схватке с врагом. Он увеличил свою дружину, заключил военные соглашения с другими князьями, послал сторожей разузнать намерения ордынцев. В 1374 году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами были убиты ордынский посол и его охрана. В 1377 году московско-нижегородская рать во главе с Дмитрием Боброком Волынским совершила поход на ордынские земли на Средней Волге и взяла с них выкуп. В ответ ордынцы нанесли поражение Нижнему Новгороду, ордынское войско возглавлял Араб-шах. Следующая встреча русского войска и ордынцев состоялась 11 августа 1378 года на Рязанской земле у реки Воже.

1378г. – битва на реке Воже.

Дмитрий Иванович смело повел в бой свои полки и разгромил ордынцев. Мамай не смирился с поражением и потерей дани. В короткий срок собрал огромное войско. Союзниками Мамая стали Великое княжество Литовское и Рязанское княжество. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Союзниками московского князя стали дружины полоцкого и брянского князей. Ядро русского войска составляли москвичи.

3. Рассматриваем ход сражения.

Давайте сейчас разберем как же происходили события на Куликовом поле.

Дмитрий благодаря своим бесстрашным сторожам хорошо знал о действиях Мамая. Знал он и о союзниках Мамая и чтобы не допустить их встречи он ускорил сове продвижение к Дону. Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. По преданию, накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». Такое предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду на победу.

В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.

- Сейчас давайте посмотрим видеосюжет о битве

Видеосюжет.

-Когда состоялась битва?

-В видеосюжете был упущен этот момент, но может посмотрев на картинку вы вспомните что-нибудь?


4. Рассматриваем значение Куликовской битвы.

- Итак, в битве победу одержали русские дружины. Можете объяснить, почему им это удалось сделать?

Главным итогом битвы должно было стать освобождение Руси, но этого не произошло. Уже в 1382г. Дмитрий, которого в честь битвы назвали Донским, приказал возобновить выплату дани Орде. Почему же это произошло? Найдите ответ на стр. 163

1382г- поход Тохтамыша на Москву.

- Неужели Куликовская битва была напрасной?

3) Начало княжения Дмитрия Ивановича.

6) Получение митрополитом Алексием ярлыка в Орде для Дмитрия.

1) Заключение союза Твери с литовским князем.

4) Три похода литовского князя Ольгерда на Москву.

7) Попытка тверского князя Михаила получить ярлык в Орде.

2) Осада войсками Дмитрия Твери и заключение договора Твери с Москвой.

5) Отказ Дмитрия выплачивать дань Орде







Работа в парах - заполнить пропуски, потом проверяем.













Записали дату в тетрадь







Записали в тетрадь Сергий Радонежский, Пересвет, Ослябя













Просмотр видеосюжета

8 сентября 1380 года – записали дату в тетрадь Битва началась с поединка Челубея и Пересвета, оба упали замертво


-Засадный полк


Поиск в тексте



Записали дату в тетрадь

Своё мнение + значение по тексту

  1. Домашнее задание

Записываем домашнее задание в дневники: §18 читать, учить записи в тетради.

По желанию: память о Куликовской битве (памятники, произведения и т.д.)


Записали в дневники

  1. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока.

  1. Решаем кроссворд из презентации. Ответы называем хором.

  2. Продолжить название урока Куликовская битва – это…

поле русской славы; день воинской славы; сила русского духа; торжество мужества…

Решают, отвечают.


Придумывают.

Раздаточный материал:


С конца 50-х годов _______ века в Орде начались усобицы. Золотая Орда разделилась на 2 части – _______________ и _______________. В _______________ части власть захватил _______________. К середине 1370-х годов _______________ удалось прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович, высказав открытое неподчинение Орде, стал готовиться к схватке с врагом. Он увеличил _______________, заключил ______________________ с другими князьями, послал сторожей разузнать намерения ордынцев. В _______ году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами были убиты ордынский посол и его охрана. В _______ году московско-нижегородская рать во главе с _____________________________________ совершила поход на ордынские земли на __________________________ и взяла с них выкуп. В ответ ордынцы нанесли поражение Нижнему Новгороду, ордынское войско возглавлял _______________. Следующая встреча русского войска и ордынцев состоялась 11 августа ______ года на Рязанской земле у реки _______________. Дмитрий Иванович смело повел в бой свои полки и _____________________. Мамай не смирился с поражением и потерей дани. В короткий срок собрал огромное войско. Союзниками Мамая стали __________________________________ и _____________________________. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Союзниками московского князя стали дружины __________________ и _________________ князей. Ядро русского войска составляли _______________.




С конца 50-х годов _______ века в Орде начались усобицы. Золотая Орда разделилась на 2 части – _______________ и _______________. В _______________ части власть захватил _______________. К середине 1370-х годов _______________ удалось прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович, высказав открытое неподчинение Орде, стал готовиться к схватке с врагом. Он увеличил _______________, заключил ______________________ с другими князьями, послал сторожей разузнать намерения ордынцев. В _______ году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами были убиты ордынский посол и его охрана. В _______ году московско-нижегородская рать во главе с _____________________________________ совершила поход на ордынские земли на __________________________ и взяла с них выкуп. В ответ ордынцы нанесли поражение Нижнему Новгороду, ордынское войско возглавлял _______________. Следующая встреча русского войска и ордынцев состоялась 11 августа ______ года на Рязанской земле у реки _______________. Дмитрий Иванович смело повел в бой свои полки и _____________________. Мамай не смирился с поражением и потерей дани. В короткий срок собрал огромное войско. Союзниками Мамая стали __________________________________ и _____________________________. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Союзниками московского князя стали дружины __________________ и _________________ князей. Ядро русского войска составляли _______________.



С конца 50-х годов _______ века в Орде начались усобицы. Золотая Орда разделилась на 2 части – _______________ и _______________. В _______________ части власть захватил _______________. К середине 1370-х годов _______________ удалось прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович, высказав открытое неподчинение Орде, стал готовиться к схватке с врагом. Он увеличил _______________, заключил ______________________ с другими князьями, послал сторожей разузнать намерения ордынцев. В _______ году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами были убиты ордынский посол и его охрана. В _______ году московско-нижегородская рать во главе с _____________________________________ совершила поход на ордынские земли на __________________________ и взяла с них выкуп. В ответ ордынцы нанесли поражение Нижнему Новгороду, ордынское войско возглавлял _______________. Следующая встреча русского войска и ордынцев состоялась 11 августа ______ года на Рязанской земле у реки _______________. Дмитрий Иванович смело повел в бой свои полки и _____________________. Мамай не смирился с поражением и потерей дани. В короткий срок собрал огромное войско. Союзниками Мамая стали __________________________________ и _____________________________. Немалые силы собрал и Дмитрий Иванович. Союзниками московского князя стали дружины __________________ и _________________ князей. Ядро русского войска составляли _______________.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории России "Куликовская битва"

Автор: Потанина Ольга Павловна

Дата: 04.04.2017

Номер свидетельства: 406380

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока истории. Куликовская битва. 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-kulikovskaia-bitva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445460445"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока по истории "Возвышение Москвы" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-po-istorii-vozvyshieniie-moskvy"
    ["file_id"] => string(6) "139277"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417693663"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Конспект урока "Образование единого русского государства" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-obrazovaniie-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "242296"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445436086"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства