kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока альтруизм и эгоизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Альтруизм и эгоизм».

Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

метапредметных:

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

предметных:

познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,

понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:

осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Оборудование и материалы к уроку:

учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

У нас сегодня урок будет не совсем обычный. Тему урока через несколько минут назовете сами, но прежде всего вы посмотрите мультфильм и ответите на вопрос : как повлияли на медвежонка простые слова «Просто так»

2. Вызов.

а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

( после просмотра дети отвечают на поставленный вопрос)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)

3. Осмысление

а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

(учащиеся записывают в тетрадь значение слова альтруизм)

- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (слайд 24)

Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.

б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Эгоизм  - поведение, направленное на

удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

счастье).

учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- Подберите синонимы к слову «эгоизм»  (слайд 28)

своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)

Альтруизм

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Одноклассник не передал домашнее задание.

Эгоизм

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.

- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

д) Самостоятельная работа с учебником.

Задание:

1.Прочитать в учебнике об эгоизме.

2.Какие различают формы эгоизма.

Объясните следующую схему: (слайд30)

Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или разумные эгоисты? Объясните свою точку зрения (слайд 31).

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике

«Закончите предложения» (слайд 32)

а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

- Как вы поняли, о чем поется в песне?

- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

(Из слов составить предложение, на каждой парте слова)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)

5. Домашнее задание:

Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока альтруизм и эгоизм »

Тема : «Альтруизм и эгоизм».



Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

метапредметных:

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

предметных:

познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,

понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:

осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Оборудование и материалы к уроку:

учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

У нас сегодня урок будет не совсем обычный. Тему урока через несколько минут назовете сами , но прежде всего вы посмотрите мультфильм и ответите на вопрос : как повлияли на медвежонка простые слова «Просто так»

2. Вызов.

а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

( после просмотра дети отвечают на поставленный вопрос)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)

3. Осмысление

а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

(учащиеся записывают в тетрадь значение слова альтруизм)

- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (слайд 24)

Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.

б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Эгоизм - поведение, направленное на

удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

счастье).

учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- Подберите синонимы к слову «эгоизм» (слайд 28)

своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)

Альтруизм

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Одноклассник не передал домашнее задание.

Эгоизм

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.

- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

д) Самостоятельная работа с учебником .

Задание:

1.Прочитать в учебнике об эгоизме.

2.Какие различают формы эгоизма.

Объясните следующую схему: (слайд30)

Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или разумные эгоисты? Объясните свою точку зрения (слайд 31).

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике

«Закончите предложения» (слайд 32)

а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

- Как вы поняли, о чем поется в песне?

- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

(Из слов составить предложение, на каждой парте слова)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)

5. Домашнее задание:

Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока альтруизм и эгоизм

Автор: Чернова Юлия Васильевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "План – конспект урока  для учащихся 4 класса, изучающих модуль «Основы светской этики»,  из курса «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(151) "plan-konspiekt-uroka-dlia-uchashchikhsia-4-klassa-izuchaiushchikh-modul-osnovy-svietskoi-etiki-iz-kursa-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "261563"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449155816"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока в 6 классе "Вырабатывайте характер" в рамках элективного курса "Сделай себя сам" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-vyrabatyvaitie-kharaktier-v-ramkakh-eliektivnogho-kursa-sdielai-siebia-sam"
    ["file_id"] => string(6) "206446"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430181507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства