kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока альтруизм и эгоизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : «Альтруизм и эгоизм».

Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

метапредметных:

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

предметных:

познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,

понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:

осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Оборудование и материалы к уроку:

учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

У нас сегодня урок будет не совсем обычный. Тему урока через несколько минут назовете сами, но прежде всего вы посмотрите мультфильм и ответите на вопрос : как повлияли на медвежонка простые слова «Просто так»

2. Вызов.

а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

( после просмотра дети отвечают на поставленный вопрос)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)

3. Осмысление

а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

(учащиеся записывают в тетрадь значение слова альтруизм)

- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (слайд 24)

Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.

б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Эгоизм  - поведение, направленное на

удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

счастье).

учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- Подберите синонимы к слову «эгоизм»  (слайд 28)

своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)

Альтруизм

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Одноклассник не передал домашнее задание.

Эгоизм

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.

- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

д) Самостоятельная работа с учебником.

Задание:

1.Прочитать в учебнике об эгоизме.

2.Какие различают формы эгоизма.

Объясните следующую схему: (слайд30)

Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или разумные эгоисты? Объясните свою точку зрения (слайд 31).

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике

«Закончите предложения» (слайд 32)

а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

- Как вы поняли, о чем поется в песне?

- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

(Из слов составить предложение, на каждой парте слова)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)

5. Домашнее задание:

Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока альтруизм и эгоизм »

Тема : «Альтруизм и эгоизм».



Цель урока: формирование понятий «альтруизм» и «эгоизм» (через выявления положительных и отрицательных сторон этих понятий)

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов

личностных:

формировать у младшего школьника нравственных качеств через раскрытие понятий «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм».

метапредметных:

овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

развивать навыки сотрудничества при работе в группе, коммуникативную компетенцию учащихся.

предметных:

познакомить учащихся с понятиями «альтруизм» и «эгоизм»,

понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Планируемые результаты:

осознание понятия «альтруизм» и «эгоизм»

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Оборудование и материалы к уроку:

учебник Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы, карточки (кроссворд, слова), толковые словари, презентация.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит песня Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела»

У нас сегодня урок будет не совсем обычный. Тему урока через несколько минут назовете сами , но прежде всего вы посмотрите мультфильм и ответите на вопрос : как повлияли на медвежонка простые слова «Просто так»

2. Вызов.

а) просмотр отрывка из мультфильма «Просто так» (слайд 2)

( после просмотра дети отвечают на поставленный вопрос)

- Может быть, кто-нибудь из вас знает, как называются действия, направленные на благо другого, будь то человек или общество, бескорыстные поступки ради других людей или ради общих целей?

б) - В этом поможет кроссворд, который лежит у вас на партах (работа в группах), разгадав его, вы узнаете ответ на этот вопрос. (слайд 3-22)

3. Осмысление

а) - Объясните значение слова «АЛЬТРУИЗМ»? (слайд 23)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Альтруизм (от латинского слова альтер- другой) - готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

учебник (с.30): Альтруизм – это нравственная, жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

(учащиеся записывают в тетрадь значение слова альтруизм)

- Подберите синонимы к слову «альтруизм» (слайд 24)

Бескорыстие; самопожертвование; спасение чужих людей; спасение своих родственников; милосердие; забота о благе чужих людей; доброта, щедрость, самопожертвование.

б) – Послушайте притчу «Пахарь и крот» (В.А.Сухомлинский). (слайд 25)

Пахарь пахал землю. Вылез Крот из своей норы и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Спрашивает Крот:

- Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?

Пахарь отвечает: - Я пашу не только себе, но и людям.

Удивился Крот: - Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору себе.

- Но ведь вы же – кроты, а мы – люди, - ответил Пахарь и начал новую борозду.

- Для чего Пахарь пахал землю?

- Почему Крот не понимал смысла работы Пахаря?

- Для кого трудился крот?

- Для кого работал Пахарь?

- Можно ли Пахаря назвать альтруистом и почему?

- Пахарь – альтруист, а крот?

в) - Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем игру «Подбери антонимы» (слайд 26)

добро – зло

хорошо – плохо

добродетель – порок

трудолюбие – лень

справедливость – несправедливость

альтруизм - ?

г) – Что же такое «эгоизм»? (слайд 27)

Работа с разными источниками информации (по группам):

толковый словарь: Эгоизм - поведение, направленное на

удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или

общества.

Эгоизм - (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека,

полностью сориентированные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех,

счастье).

учебник (с.30): Эгоизм – это действия, направленные на удовлетворения личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

- Подберите синонимы к слову «эгоизм» (слайд 28)

своекорыстие;действует в своих интересах; ищет во всем выгоды для себя; расчётливость, скупость, себялюбие, самолюбие, эгоцентризм.

Соотнесите понятия и примеры: (слайд 29)

Альтруизм

Человек исполнил просьбу незнакомого ребенка.

Одноклассник не передал домашнее задание.

Эгоизм

Мальчик не поделился подаренными конфетами.

Человек бесплатно отремонтировал квартиру соседа.

- А всегда ли эгоизм это плохо? Давайте обратимся к учебнику.

д) Самостоятельная работа с учебником .

Задание:

1.Прочитать в учебнике об эгоизме.

2.Какие различают формы эгоизма.

Объясните следующую схему: (слайд30)

Альтруизм - разумный эгоизм - эгоизм

е) - Перед вами сказочные герои. Кто они – альтруисты, эгоисты или разумные эгоисты? Объясните свою точку зрения (слайд 31).

(Золушка, Старик Хоттабыч, Двенадцать месяцев, Иванушка – Дурачок, Стойкий оловянный солдатик, Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карлсон, Золотая рыбка из сказки А.С. Пушкина)

4. Рефлексия деятельности в технике

«Закончите предложения» (слайд 32)

а) 1. Я сегодня узнал… _______________________________

2. Самым сложным для меня было…__________________

- Как вы поняли, о чем поется в песне?

- Какие дела можно назвать добрыми? (приводят примеры)

(Из слов составить предложение, на каждой парте слова)

- Из данных слов составьте предложение, которое и будет итогом нашего урока («Жизнь дана на добрые дела») (слайд 33)

5. Домашнее задание:

Сочини сказочную историю «Если б я был чудодей, что бы сделал для людей».





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока альтруизм и эгоизм

Автор: Чернова Юлия Васильевна

Дата: 01.10.2015

Номер свидетельства: 235447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "План – конспект урока  для учащихся 4 класса, изучающих модуль «Основы светской этики»,  из курса «Основы религиозных культур и светской этики»"
    ["seo_title"] => string(151) "plan-konspiekt-uroka-dlia-uchashchikhsia-4-klassa-izuchaiushchikh-modul-osnovy-svietskoi-etiki-iz-kursa-osnovy-rielighioznykh-kul-tur-i-svietskoi-etiki"
    ["file_id"] => string(6) "261563"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449155816"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "конспект урока ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Совесть""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekturokaorksemodulsvietskaiaetikapotiemiesoviest"
    ["file_id"] => string(6) "293156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455427667"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока в 6 классе "Вырабатывайте характер" в рамках элективного курса "Сделай себя сам" "
    ["seo_title"] => string(102) "konspiekt-uroka-v-6-klassie-vyrabatyvaitie-kharaktier-v-ramkakh-eliektivnogho-kursa-sdielai-siebia-sam"
    ["file_id"] => string(6) "206446"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430181507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1580 руб.
2640 руб.
1270 руб.
2110 руб.
1520 руб.
2530 руб.
1460 руб.
2430 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства