kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Акула" 3 класс по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акишева А.С.

Учитель высшей категории

Гимназия № 5

Город Астана.

Тема:  Л.Н.Толстой  «Акула»

Цели:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом

Задачи урока:

1.  пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Оборудование: пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах; 
 рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику); учебник по литературе (хрестоматия)

 

  1. Побуждение.  Актуализация.

У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус.   Зелёным цветом – ожидания, если вам урок понравился,  а жёлтым – если вы не поняли урок, работали плохо,  не активно.

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Учитель читает любую загадку об акуле.

Д: Акула.

У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы)

А что интересного вы знаете об этой рыбе?

Высказывания детей.

 Рассказ учителя об акулах. 

Словарная работа (Артиллерист,  фитиль, ропот, и т.д. работа со словарём Ожегова)

У: Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

 Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках,   рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” увлечённого!

5. Игра-предположение    

– О чём может пойти речь в произведении под названием  «Акула»?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

  1. Реализация
  • «Чтение с остановками»

Познакомимся с автором:

 Знакомство с рассказом Л. Толстого

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л. Толстого (Информация об авторе)

Рассказ учителя об Африке

Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

Чтение 1 части.  Ответы на вопросы:

  1. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (здесь знакомство с Африкой, маленький рассказ об Африке)

 День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

  • Как  изменилась погода?

Какие вопросы приготовили  вы, ребята?

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

  • Что устроили дети?

Вопросы  самих учеников.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы,  поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

  • Что делал старый артиллерист?

 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

  • Кого  увидели с плубы?

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле?

2. Переходим ко 2-й части.

– Попробуем предположить, что будет дальше?

 Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

– Интересно, что будет дальше? (Ответы учеников)

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

(Вопросы составляют дети)

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

(Вопросы составляют дети)

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

(Вопросы составляют дети)

Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

(Вопросы составляют дети)

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

(Вопросы составляют дети)

 Понравился ли вам рассказ?   Что особенно запомнилось?

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

1.Почему мальчики оказались в открытом море?

2.Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

3.Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

4.А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

Коллективная беседа по прочитанному:

     «Мозговой штурм»

– Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

– Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

– Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

– Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

– Чем закончилась эта история?

Вывод: – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах.

Работа с пословицами в группах:

1.Отвага-половина спасенья.

2.Смелому всегда удача.

3.Берегись бед, пока их нет.

4.Не зная броду, не суйся в воду.   (Затем повесить плакат с пословицами на доску)

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими  одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) 

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Работа в группах:

1.Художники  Постер. (рисуют иллюстрацию к рассказу, пословицу с доски, можно сочинить  синквейн про отца, старого  артиллериста )    2.Писатели (Превратите в сказку)        3. Пантомима    4. Сценка                

Рефлексия:

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус.   Зелёным цветом, если вам урок понравился,  жёлтым – если вы не поняли урок работали плохо,  не активно.

13. Дом. задание :     1 группа - «Шесть шляп»,  2 группа - «Пантомима»,  остальным  пересказать рассказ;

14. Урок окончен.     Всем спасибо за работу!                 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Акула" 3 класс по литературе »

Акишева А.С.

Учитель высшей категории

Гимназия № 5

Город Астана.

Тема: Л.Н.Толстой «Акула»

Цели:

1) Познакомить учащихся с произведениями Л.Н. Толстого “Акула, его сюжетом

Задачи урока:

1. пробудить познавательную активность; формировать умение подтверждать свои ответы текстом произведения.

2. Развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление.

3.Воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения, любовь к близким.

Оборудование: пословицы(в разрезанном виде) для работы в группах; 
рисунок корабликов для рефлексии(каждому ученику); учебник по литературе (хрестоматия)

  1. Побуждение. Актуализация.

У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус. Зелёным цветом – ожидания, если вам урок понравился, а жёлтым – если вы не поняли урок , работали плохо, не активно.

Виды работы на уроке: коллективная, парная, групповая, индивидуальная.

Учитель читает любую загадку об акуле.

Д: Акула.

У: Верно. (Учитель вешает рисунок акулы)

А что интересного вы знаете об этой рыбе?

Высказывания детей.


Рассказ учителя об акулах. 

Словарная работа (Артиллерист,  фитиль, ропот, и т.д. работа со словарём Ожегова)

У: Ребята прочитайте слова, записанные у меня на доске, как вы понимаете их значение?

Артиллерист, фитиль, ропот, палуба, полотно, пустыня Сахара.

Постановка задач урока:

– А какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Мы познакомимся с содержанием рассказа, будем обсуждать прочитанное, говорить о содержании произведения, о его героях, их поступках, рассуждать, анализировать и делать выводы. “Ведь чтение без размышления – скучное развлечение” увлечённого!

5. Игра-предположение 

– О чём может пойти речь в произведении под названием «Акула»?

– Выскажете свои предположения; 1–3 чел., (Делятся мнением в парах, затем можно выслушать 2–3 ответа от всего класса.)

– Как можно проверить ваши предположения? (Прочитав рассказ.)

  1. Реализация

  • «Чтение с остановками»

Познакомимся с автором:

Знакомство с рассказом Л. Толстого

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л. Толстого (Информация об авторе)

Рассказ учителя об Африке

Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

Чтение 1 части. Ответы на вопросы:

  1. Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (здесь знакомство с Африкой, маленький рассказ об Африке)

День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

  • Как изменилась погода?

Какие вопросы приготовили вы, ребята?

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

  • Что устроили дети?

Вопросы самих учеников.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

  • Что делал старый артиллерист?

 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

  • Кого увидели с плубы?

– Где происходили события?

– Где и почему моряки устроили купальню?

– Какое настроение было на корабле?

2. Переходим ко 2-й части.

Попробуем предположить, что будет дальше?

Ребята высказывают свои предположения – 1, 2 человека (в паре).

– Интересно, что будет дальше? (Ответы учеников)

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

(Вопросы составляют дети)

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

(Вопросы составляют дети)

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками.

(Вопросы составляют дети)

Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

(Вопросы составляют дети)

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

(Вопросы составляют дети)

Понравился ли вам рассказ? Что особенно запомнилось?

– Найдите в тексте ответ на вопрос и прочитайте его. (Выборочное чтение.)

1.Почему мальчики оказались в открытом море?

2.Что значит слово вздумали? Подчеркните это слово.

(Так им захотелось, сиюминутное необдуманное желание, прихоть.)

3.Как автор через это слово выражает своё отношение к их поступку?

4.А как вы относитесь к забавам мальчиков? (Понимаете или осуждаете их за это?)

– У кого совпали предположения о содержании рассказа?

– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Какое состояние испытали? (Волнение, переживание.)

Коллективная беседа по прочитанному:

«Мозговой штурм»

Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

(Пронзительный крик мальчиков.)

Артиллерист, как бы очнулся и почувствовал, что должен помочь детям;

Почему он пошёл на этот шаг? (Не было другого выбора, последний шанс.)

– Как вы думаете, легко ли ему было принять решение стрелять из пушки?

(Нет, но в минуту опасности сильные отцовские чувства придали ему уверенности.)

Почему после выстрела он упал и закрыл лицо руками?

(Сделал всё что мог; Так боялся, что не мог смотреть.)

Как вы относитесь к поступку артиллериста?

– Перечислите и качества, которые проявил артиллерист в этот момент.

(Смелость, мужество, героизм, самообладание, решительность, находчивость.)

Чем закончилась эта история?

Вывод: – Чему нас научила история, описанная в рассказе?

(Никогда не теряться в различных ситуациях, стараться найти правильное быстрое решение ,дорожить близкими, думать перед тем, что что-то сделать, предпринять.)

Работа с пословицами – выводами:

– Об этом говорят многие народные пословицы. Вот только слова в них рассыпались, их надо собрать в нужном порядке, чтобы закончить словесные портреты главных героев.

Выдать пословицы для работы в группах.

Работа с пословицами в группах:

1.Отвага-половина спасенья.

2.Смелому всегда удача.

3.Берегись бед, пока их нет.

4.Не зная броду, не суйся в воду. (Затем повесить плакат с пословицами на доску)

Представитель каждой группы, посоветовавшись со своими одногруппниками, объясняет смысл данной пословицы и к кому она подходит (к мальчикам или артиллеристам).

Итоговые вопросы:

– Кто является настоящим главным героем рассказа?

– Почему тогда рассказ назван “Акула”?

(Акула-причина ситуации, в которой артиллерист повёл себя решительно, по геройски.)

– Как по-другому можно назвать этот рассказ?

Ребята предлагает свои варианты. Если ребята сами не назовут, учитель должен подвести к заглавию “Поступок отца”.

(Как вариант: “Поступок, продиктованный любовью”.) 

(Любовь помогла собраться, найти единственно-правильное решение и победить акулу.) Любовь побеждает всё!

Выводы по рассказу:

– Любить и ценить своих близких и друзей!

– Не делать необдуманных поступков;

– Стараться быть собранным в экстремальных ситуациях, не теряться.

Работа в группах:

1.Художники Постер. (рисуют иллюстрацию к рассказу, пословицу с доски, можно сочинить синквейн про отца, старого артиллериста ) 2.Писатели (Превратите в сказку) 3. Пантомима 4. Сценка

Рефлексия:

– Оцените свою работу на уроке: У каждого на парте кораблик с незакрашенным парусом. Закрасьте парус. Зелёным цветом, если вам урок понравился, жёлтым – если вы не поняли урок работали плохо, не активно.

13. Дом. задание : 1 группа - «Шесть шляп», 2 группа - «Пантомима», остальным пересказать рассказ;

14. Урок окончен. Всем спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Конспект урока "Акула" 3 класс по литературе

Автор: Акишева Алия Сулеймановна

Дата: 27.03.2015

Номер свидетельства: 192405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Л. Н. Толстой «Акула» Конспект урока в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(45) "l-n-tolstoi-akula-konspiekt-uroka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "234753"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443522728"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по "Мир природы и человека" 2 класс. «Рыбы: внешний вид, среда обитания»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_mir_prirody_i_cheloveka_2_klass_ryby_vneshnii_vid_sreda_obitan"
    ["file_id"] => string(6) "588692"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1634466457"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "План –конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе. Л. Н. Толстой «Акула»"
    ["seo_title"] => string(76) "plankonspiektotkrytoghourokapolitieraturnomuchtieniiuv3klassielntolstoiakula"
    ["file_id"] => string(6) "262842"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449416667"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеклассное мероприятие по литературе "Ученик года!""
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-uchienik-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "255072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447860161"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства