-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.
Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;
познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;
освоят художественный прием противопоставления.
Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника
Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.
Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный
Технологическая карта урока «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
I этап. Мотивация к деятельности. (4мин) Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания | Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии. Какое время года сейчас? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. Слайд 1 | Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима. Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух. | Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение. Познавательные: восприятие поставленной задачи |
II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин) Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности | Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые. А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции. - Какой день изображен на картине Панова? Слайд 2 -Какое настроение навевает на вас эта картина? - А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Слайд 3 Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину? Почему? - Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? А как называется изображение природы в искусстве? -Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» Слайд 4 - Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении? | Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности по актуализации знаний. Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке. | Регулятивные : умение высказывать своё предположение. Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению. |
III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин) Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий | - Ещё в каких видах искусства отражается красота зимней природы? - Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего общения? Темой нашего урока? | Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения. Формулируют тему урока,познавательную цель: | Регулятивные УУД: целеполагание. Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. |
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения. (4 мин) Цель: постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации | -Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами. Слайд 5 Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. Слайд 6 -Чтение стихотворения. -Каким настроением проникнуто стихотворение? -Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать? | Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях | Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли. Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос. Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение. Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища |
V этап. Реализация построенного проекта. (4мин) Цель: осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий. | Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Слайд 7,8 Мрачный - тёмный, погружённый во мрак. Великолепный - роскошный, превосходный. Озарить - ярко осветить. Кобылка - лошадь. Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий. Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь. Вечор (устар.)- вчера вечером. Янтарный - прозрачно-жёлтый. Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей. | Объясняют значение слов | Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений. |
Физминутка для глаз(1мин) | Посмотрите за движением падающих снежинок (экран) | | |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.(4мин) Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение. | -Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло. Чтение первой строфы.Слайд 9 -Какое настроение выражено? -Какие слова и выражения подтверждают настроение? - Какие чувства? -Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»? -Какой художественный приём использует автор в этой строфе. Чтение второй строфы. -Давайте понаблюдаем как рождается радость. -Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья? -Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном? -Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро? | Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок. Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках. | Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция. Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
Двигательная физминутка (2мин) | Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег. | Под музыку делают импровизированные движения. | |
VII этап. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин) Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха. | Работа в группах Чтение третьей строфы.(1 группа) Дети читают её самостоятельно. -Какой вы себе представили комнату? Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь». Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом. Чтение четвертой строфы.(2 группа) -Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты. -Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими. -Что такое эпитеты? -Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении? -Как меняется настроение в этом стихотворении? Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ -Давайте сравним настроение двух частей. | Правильность выполнения заданий проверяется. Сравнивают настроение двух частей. Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: самооценка. Личностные: внутренняя позиция школьника Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин) Цель: применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного. | Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения. -Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом. -Как вы прочитаете эти слова? | Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение | Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища. Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следствий. |
IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин) Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние. | - Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение? - Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение? Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд». Как вы помните, он состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Домашнее задание: - Кому из вас захотелось выучить это стихотворение? - А кому захотелось изобразить на листе ? - А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении? Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе. | Делают выводы. -Печаль -Грустная, поникшая -Огорчаться, плакать, переживать -Грусть, слезы, улыбка, счастье -Прыгать, веселиться, смеяться -Воодушевленная, лучезарная -Радость Записывают домашнее задание. | Познавательные: Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебном действии; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно. |