kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Тип урока: урок  «открытия»  нового знания.

Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:  узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

познакомятся с пейзажной лирикой А.  С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;

освоят  художественный прием противопоставления.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро" »

Класс: 3

Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения);

-развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

-воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока: узнают, что прелесть зимнего пейзажа можно передать и с помощью звуков;

познакомятся с пейзажной лирикой А. С. Пушкина, с картинами русских художников, на полотнах которых с помощью красок изображена красота зимней природы;

освоят художественный прием противопоставления.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника

Коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная.

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный


Материальные ресурсы:

  • мультимедийный проектор;

  • аудиозапись А.Вивальди «Времена года. Зима»;

  • учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч./[ Ефросинина Л.А., Оморокова М.И..] – М., «Вентана-Граф», 2013.

  • тетради







Технологическая карта урока «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

I этап. Мотивация к деятельности. (4мин)

Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания

Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром – миром поэзии.

Какое время года сейчас? Какие ассоциации вызывает у вас слово зима. Слайд 1


Записывают в тетрадях ассоциации со словом зима.

Обмениваются тетрадями. Зачитывают вслух.





Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: восприятие поставленной задачи

II этап. Актуализация пробного учебного действия. (4 мин)

Цель: подготовка мышления учащихся в осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности


Я предлагаю вам прикоснуться к чуду Поэзии! Зимняя природа побуждает людей творить. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

А какие дни бывают зимой? Посмотрите вот на эти репродукции.

- Какой день изображен на картине Панова? Слайд 2

-Какое настроение навевает на вас эта картина?

- А теперь рассмотрим следующий зимний пейзаж. Слайд 3

Какие чувства испытывал художник, когда создавал картину? Почему?

- Как художники, изображая одно и то же время года, смогли передать разное состояние души, разное настроение? А как называется изображение природы в искусстве?

-Но не только художники пишут картины о зиме, композиторы пишут музыку и посвящают её природе. Послушайте музыку А.Вивальди «Времена года. Зима» Слайд 4

- Какие звуки зимы вы услышали в этом произведении?

Слушают, рассматривают картины, сравнивают картины природы, отвечают на вопросы, выясняют совпадение и несовпадение. Участвуют в организованной учителем совместной деятельности

по актуализации знаний.

Делают выводы. Говорят, чем будем заниматься на уроке.


Регулятивные : умение высказывать своё предположение.

Личностные : умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.

III этап. Выявление места и причины затруднения.(2мин)

Цель: осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных

способов действий

- Ещё в каких видах искусства отражается красота зимней природы?

- Что на ваш взгляд, будет являться объектом нашего  общения? Темой нашего урока?




Фиксируют место затруднения, наблюдают, сравнивают, анализируют, выдвигают разные предположения.


Формулируют

тему урока,познавательную цель:




Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: обще-учебные - формирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

IV этап. Построение

проекта выхода из

затруднения. (4 мин)

Цель: постановки целей коррекционной

деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации

-Итак, изображать зимнюю природу можно по-разному. Художник это делает с помощью красок, композитор – с помощью звуков, а поэт А.С.Пушкин «нарисовал» картину зимы словами. Слайд 5

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в семье друзей. Слайд 6

-Чтение стихотворения.

-Каким настроением проникнуто стихотворение?

-Какие картины, вы хотели бы нарисовать и какие чувства, передать?

Ученики делают выводы о настроении поэта, рассказывают о своих чувствах, первых ассоциациях




Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.

Познавательные УУД: умение находить ответ на вопрос.

Регулятивные УУД: умение высказывать своё мнение.

Осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища

V этап. Реализация

построенного проекта. (4мин)

Цель: осмысленная

коррекция учащимися

своих ошибок в

самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Мгла - непрозрачный воздух от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек. Слайд 7,8

Мрачный - тёмный, погружённый во мрак.

Великолепный - роскошный, превосходный.

Озарить - ярко осветить.

Кобылка - лошадь.

Бурый - серовато-коричневый или серо-рыжий.

Предаться - целиком подчиниться, отдать себя во власть кому-нибудь или чему-нибудь.

Вечор (устар.)- вчера вечером.

Янтарный - прозрачно-жёлтый.

Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.


Объясняют значение слов












Познавательные: построение речевых высказываний, выведение следственных связей, умозаключений.






Физминутка для глаз(1мин)

Посмотрите за движением падающих снежинок (экран)



VI. Этап первичного

закрепления с проговариванием во

внешней речи.(4мин)

Цель: закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

-Давайте ещё раз вслушаемся в звучание каждой строфы и подумаем, какие мысли и чувства рождаются у человека при виде чудесного зимнего утра. Попробуем изобразить эти чувства и настроение на листочках. У вас листочек разделен на 4 квадрата, после чтения каждой строфы закрасьте квадрат той краской, какое чувство и настроение у вас возникло.

Чтение первой строфы.Слайд 9

-Какое настроение выражено?

-Какие слова и выражения подтверждают настроение?

- Какие чувства?

-Почему Пушкин говорит «вьюга злилась»?

-Какой художественный приём использует автор в этой строфе.

Чтение второй строфы.

-Давайте понаблюдаем как рождается радость.

-Какие слова и выражения передают настроение радости, бодрости, веселья?

-Да, действительно поэт просыпается от ярких лучей солнца, которые заменили комнату «янтарным блеском», светятся «золотые» стены, сердце наполняется восторгом, возникает желание увидеть, что же там за окном?

-Что видит поэт? Какие краски он использует, чтобы описать это утро?

Анализируют и оценивают собственную деятельность на урок.

Вслух читают по строфам, отвечают на вопросы, отражают смену настроения поэта по каждой строфе произведения цветными карандашами на листочках.

















Познавательные: обще-учебные умения: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Коммуникативные: взаимодействие с одноклассниками, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Двигательная физминутка (2мин)

Изобразите, как падает снег, метет метель, дует сильный ветер, снова падает снег.

Под музыку делают импровизированные движения.


VII этап.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. (5мин)

Цель: использование способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Работа в группах

Чтение третьей строфы.(1 группа)

Дети читают её самостоятельно.

-Какой вы себе представили комнату?

Яркое солнце не только преобразило всё в природе, но и в комнате, здесь стало по-особенному уютно и радостно. Поэтому, кажется, что трещат дрова в печке. Для этого поэт находит такие слова, сочетание звуков, что мы действительно слышим, что «весёлым треском трещит затопленная печь».

Поэт не может долго находиться в комнате, у него появляется мысль: пригласить в путь своего «милого друга». В речь входит простая разговорная лексика: «запрячь», «кобылка», «санки». Вот эти слова, фразы переносят нас в русскую деревню, занесённую глубоким снегом.

Чтение четвертой строфы.(2 группа)

-Опишите словами картины к этой строфе. Герой размышляет, мечтает о том, что ждёт их в пути, приятно вырваться на простор, у них весёлое, озорное настроение, настроение приятной, светлой мечты.

-Какое художественное средство делает эти картины зимнего утра особенно выразительно яркими.

-Что такое эпитеты?

-Значит, сколько картин поэт нарисовал в этом стихотворении?

-Как меняется настроение в этом стихотворении?

Резкая смена настроения или картин в произведении, замена на противоположности называется ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕМ

-Давайте сравним настроение двух частей.

Правильность

выполнения

заданий

проверяется.

Сравнивают настроение двух частей.

Делают вывод, что настроение на протяжении всего стихотворения меняется: то печальное, то радостное.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самооценка.

Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения. (5мин)

Цель: применение

способов действий,

вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного.

Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.

-Найдите слова, наиболее важные в смысловом отношении и подчеркните их карандашом.

-Как вы прочитаете эти слова?


Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения), выборочное чтение

Регулятивные: осознанно используют полученные знания и навыки работы, координируют работу товарища.

Познавательные:

построение речевых высказываний,

выведение следствий.

IX. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке. Д/.з. (5мин)

Цель: учить

анализировать

собственную

деятельность на уроке,

оценивать своё

эмоциональное

состояние.


- Как вы думаете, что объединяет произведения искусства: и музыку, и картины, и стихотворение?

- Так что же помогло художникам, когда они писали картины и поэту, когда он писал стихотворение?

Заполните листочки со словом печаль, используя прием «Даймонд». Как вы помните, он состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке.

Домашнее задание:

- Кому из вас захотелось выучить это стихотворение?

- А кому захотелось изобразить  на листе ?

- А кто бы хотел высказать свои мысли в сочинении?

Пусть каждый из вас выберет то задание, которое ему ближе.

Делают выводы.

-Печаль

-Грустная, поникшая

-Огорчаться, плакать, переживать

-Грусть, слезы, улыбка, счастье

-Прыгать, веселиться, смеяться

-Воодушевленная, лучезарная

-Радость

Записывают домашнее задание.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в учебном действии; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: выражение своих мыслей полно и точно.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока: А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Автор: Темирова Зухра Енгазыевна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 242017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро»"."
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokaanalizstikhotvorieniiaaspushkinazimnieieutro"
    ["file_id"] => string(6) "273068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452143379"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект урока по литературному чтению по теме:" А.С.Пушкин "Зимнее утро""
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekt_uroka_po_litieraturnomu_chtieniiu_po_tiemie_a_s_pushkin_zimnieie_utro"
    ["file_id"] => string(6) "403068"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490387026"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: " А.С. Пушкин " Зимнее утро" ""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_v_3_klasse_po_teme_a_s_pushkin_zimnee_u"
    ["file_id"] => string(6) "639396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1699213792"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Разработка урока по литературному чтению тема А.С. Пушкин "Зимнее утро" (4 класс) "
    ["seo_title"] => string(84) "razrabotka-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-tiema-a-s-pushkin-zimnieie-utro-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "105034"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402803739"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "конспект урока по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "108002"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532973"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства