II. Формирование темы и цели урока | - Сегодня профессор Граммотей приглашает вас в научно-исследовательский институт «Грамматика» Но прежде, чем мы с вами туда отправимся вспомним словарные слова. Один ученик работает у доски остальные самостоятельно. Записываем 15 словарных слов, ставим ударение и подчёркиваем орфограмму. Алфавит, вдруг, ветер, восемь, дежурный, дорога, жёлтый, земляника, картина, класс, коньки, корова, мебель, облако, посуда. Итак, ребята, посмотрите на доску. Все ли согласны с тем, что там написано? Есть ли ошибки? (Оценка работающего у доски) - Ребята, давайте отправимся в научно-исследовательский институт. Кто знает что такое НИИ? НИИ- это учреждения, созданные специально для организации и проведения научных исследований, разработок, открытий. - Что можно исследовать в НИИ Грамматейкина? - А вы хотите сделать сегодня открытие? Тогда отправляемся с профессором Граммотеем в одну из его лабораторий. (Слайд 3) - Что вы видите на доске? - Как вы думаете, чтобы это могло значить? - На какие группы мы можем распределить слова? (Весна, пришла, свежей, восемь, журчит, шестой) - Какие слова лишние? Почему? - Что объединяет три группы? - Значит, оставшиеся слова тоже являются какой-то частью речи? (Слайд 4) - Где вы можете встретить эти слова? - Правильно, эти слова связаны с числами и в науке получили название…? - Кто знает какое? - Молодцы, вы сделали первое открытие. - Кто определит тему нашего урока? - Ребята, а как вы думаете, что мы узнаем о имени числительном? - В НИИ профессор Граммотей поможет сделать открытие и ответить нам на вопросы. - Что такое имя числительное, на какие вопросы отвечает, какие бывают числительные? | -Выполняют словарную работу. 15 слов. Алфавит, вдруг, ветер, восемь, дежурный, дорога, жёлтый, земляника, картина, класс, коньки, корова, мебель, облако, посуда. Учащиеся оценивают работу одноклассника и свою работу. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Учащиеся отвечают на вопросы учителя. (Правила русского языка, историю русского языка) Учащиеся отвечают на вопросы учителя. И работают с интерактивной доской. (Три книги и слова; на части речи сущ., прил., глаг.) (Восемь, шестой) (Являются частями речи) ( На физкультуре, на уроке математики, в сказках, в пословицах и загадках) (Числительные) (Числительное) (Имя числительное) (На какие вопросы оно отвечает, что обозначает) | Анализ поэтапного метода, следуют эталону выполнения. Развивают умение высказывать свои мысли и слушать других. Анализ ответа товарища Давать полные ответы, высказывать свою точку зрения, анализировать ответ товарища. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать поэтапный метод, выполнять по алгоритму. Умение высказывать свои мысли и уметь слушать товарища. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Анализировать поэтапный метод. Следовать эталону выполнения. Умение высказывать свои мысли и уметь слушать других. |
III. Открытие нового материала | - Чтобы ответить на все эти вопросы, отправимся в следующую лабораторию исследовать числительные «восемь» и «шестой» - Возьмите пожалуйста карточку с края парты и переверните её лицевой стороной вверх. Внимательно посмотрите на неё. Я буду писать на доске их признаки ,а потом мы сравним с карточкой. - Что вы можете сказать о числительном восемь? На какой вопрос оно отвечает? А что оно обозначает? - Давайте теперь сами приведем примеры таких числительных. - Как их можно назвать? - Где можно использовать количественные числительные? Что вы узнали о количественном числительном? - А теперь исследуем числительное шестой. - На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? - Как можно назвать такие числительные? Что вы узнали о порядковых числительных? - Кто мне скажет, что такое числительное? - Молодцы! Вы сделали еще одно открытие, но верно ли мы вывели правило, проверим по учебнику на стр. 60. Читаем определение. Один в слух, остальные про себя. - Ребята, правильно ли мы сформулировали правило? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя. (Отвечает на вопрос сколько, обозначает количество предметов) Два, пять, девять, сто, пятьдесят три, восемьдесят шесть и т.д. Количественные. При счете. Отвечает на вопрос какой, обозначает порядок предметов. Порядковые. На какие вопросы оно отвечает, что обозначает. Числительное – это часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счете. | Осуществление решения учебной задачи под руководством учителя, в паре. Анализировать поэтапный метод. Следовать эталону выполнения. Выполнять по алгоритму. Умение высказывать свои мысли и слушать других. |
IV. Физминутка | - Профессор предлагает нам немного отдохнуть. Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладоши. - Я на завтрак съел батон весом в двадцать с лишним тонн. Один центнер сахара – песка, двести ведер молока, одну тонну пустяков: масло, сыру, колобков, зраз, азу и шашлыков. Съел цистерну щей в обед, больше тысячи котлет, больше тысячи бифштексов. Ужин был куда скромнее: пол вагона овощей, грузовик блинов и сушек, два вагона вкусных сушек. Три различных пустяков: сдоб, оладий, пирожков. Завтрак, ужин и обед продолжался сорок лет. | Дети хлопают в ладоши, когда слышат имя числительное. | |
V. Закрепление знаний. | - Наши научные знания необходимо применить на практике. - Отправляемся в следующую лабораторию. - Ребята, на доске висят различные геометрические фигурки. - Ваша задача снять одну из них и прочитать на обратной стороне числительные. - Определить к какой группе оно относится. ( Пятый, два, седьмой, сто, пятьдесят три, двадцатый.) - Как вы считаете что помогает нам выполнить задания? - А в этой лаборатории профессор Граммотей приготовил для вас задание – работа по учебнику. - Открываем учебник на странице 60 находим упражнение 105. Прочитайте задание (один читает в слух, остальные про себя). - Итак, ребята, что нам нужно сделать? - Спишите упражнение и выполните задание. Определите, к какой части относятся выделенные слова, подпишите. - Давайте посмотрим, что у нас получилось? - Ребята, на данном этапе урока мы учились правильно употреблять числительные. - Какие вопросы мы использовали? - Отправляемся с профессором в лабораторию «Магия чисел» - Что такое магия? - У каждого народа есть свои магические числа. Как вы считаете, есть ли у нас магические числа? - Поговорим о числе три. - Где часто встречается это число? - Назовите сказки или сказочных героев, где встречается число три. - Особенно большим почетом в древности была окружена семерка. - Работаем по карточкам. Соединим начало пословицы с окончанием (работа в парах). - Как вы понимаете данные пословицы? - Когда-то семерка была предельным числом. Она обозначала все. Её считали магическим числом. Одним из объяснений считалось, что человек воспринимает мир ( звуки, свет, запах, вкус) через семь отверстий (два глаза, два уха, две ноздри и рот) семь символизирует тайну. - Оказывается, числительные встречаются не только в математике но и в сказках, пословицах, загадках (слайд 5). - В это лаборатории профессор приготовил ребусы с числами, составьте. - Что помогает нам находить числительные? Что такое имя числительное? | Дети по одному выходят и выполняют задания. Выбор карточки. Вопросы Дети выполняют задание из учебника. Один из учеников получает оценку. Сколько? Какой? В сказках 3 девицы, 3 богатыря, 3 поросёнка, 3 медведя, 33 богатыря, тройка лошадей, троекратные повторы в сказках и т.д Вопросы. Часть речи. Имена числительные обозначают количество предметов или их порядок при счете. | Анализировать поэтапный метод, анализировать ответы товарища, давать полные ответы, высказывать свои мысли. |