Оборудование: карточки со словами, картинки с изображением животных и мальчика.
Форма урока: урок-путешествие
Ход урока
I. Оргмомент.
- В конце марта у вас были весенние каникулы и, наверное, некоторые из вас отдыхали в деревне. Сейчас на уроке мы вместе совершим путешествие в деревню.
- Прочитайте её название: деревня Дубки.
II. Словарная работа.
- В деревне Кирилл видел разных животных и птиц. Кого он видел, вы узнаете, отгадав загадки.
- Запишите отгадки, обозначьте ударные и безударные гласные в словах.
1) Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,
птица говорливая, самая болтливая. (сорока)
2) Хвост с узорами, сапоги со шпорами.
Ночью распевает, время возвещает. (петух)
3) На зеленеющем лугу я повести весь день могу.
И у тебя спрошу тайком: цветами пахнет молоко? (корова)
4) Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк.
Две медали на груди, лучше в дом не заходи. (собака).
5) В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица. (воробей)
.
-Взаимопроверка.
III. Сообщение темы, целей.
- Как записано имя мальчика? Название деревни?
- Почему название деревни написано с заглавной буквы? (Это имя собственное).
- С нами в путешествие отправился мальчик. Прочитайте его имя. Почему оно с заглавной буквы? (Это слово - имя собственное). - Сформулируйте тему урока.
- Какие цели поставим на уроке?
- Во время нашего путешествия мы будем продолжать работать над именами собственными, учиться распознавать в текстах клички животных, выбирать им подходящие клички, распознавать имена и фамилии людей среди других слов.
IV. Актуализация знаний.
- Вспомните правило написания имён собственных.
- Расскажите, когда надо быть особенно внимательными, распознавая имена собственные. (Тогда, когда имя собственное можно узнать (распознать) только в предложении).
- Послушайте предложение: Коля Арбузов купил шесть арбузов.
- Какие одинаковые слова вы услышали? Есть ли среди них имя собственное? В каком случае? (Когда слово обозначает фамилию мальчика).
V. Закрепление материала.
- В деревне у Кирилла живёт двоюродная сестра Машенька. Найдите задание №57. Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, что случилось с девочкой? Почему она плачет?
- Прочитайте текст.
-Какие встретились в тексте слова-названия животных? (Петушок, котёнок, телёнок, корова).
- Запишите их в столбик в тетрадь с новой строки. Не забудьте, среди них словарные слова, их написание нужно помнить. (Правила посадки и положение тетради).
- Проверьте.
- Подберите клички этим животным.
Ответы детей.
- Составим сочетания слов на доске.
(Дети выходят к доске).
|петушок | Будильник|
|котёнок | Мурлыка|
|телёнок | Гаврюша|
|корова | Зорька|
- Запишите рядом со словами клички животных. Какое правило написания будете применять при написании?
Физминутка
Оля шла, шла и грибок нашла.
Раз грибок в кузовок, два грибок в кузовок,
Три грибок в кузовок.
Оля шла, шла и домой пришла.
- Какое имя собственное вам встретилось в этом стихотворении?
С какой буквы оно пишется?
VI. Продолжение работы по теме
- Кирилл в деревне встретился со своими друзьями: Розой, Димой, Петей. Они рассказывали ему много интересного о себе. Найдите задание №58. Прочитайте предложения о детях. Что вы можете сказать об их делах и поступках? Какие дети? Какие их поступки? (Роза – трудолюбивая, Петя – заботливый).
- Какие одинаковые слова вам встретились?
- Почему они написаны то с большой, то с маленькой буквы?
- Спишите предложения.
- Подчеркните имена собственные. Как распознать, что это имя собственное? (Когда слово обозначает имя или фамилию).
- Проверяем.
VII Итог.
-Каникулы закончились. Пора возвращаться домой. Давайте вспомним, какое правило написания имён собственных мы повторили с Кириллом?
Рефлексия
- Как вас зовут?
Ответы 3-4 учеников.
- Я написала на доске, а вы закончите в тетради, написав свои имя и фамилию: