Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по предмету «Человек и мир» Тема урока: Грибы (2 класс) »
9
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 12 г. Пинска»
Конспект открытого урока по предмету «Человек и мир»
Тема урока: Грибы
(2 класс)
учитель начальных классов
Меша Светлана Леонидовна
Конспект открытого урока по предмету «Человек и мир»
Тема урока: Грибы (2 класс)
Цель:
формирование у школьников представления о грибах как особых организмах, определённых в особое царство.
Задачи:
Учить распознавать съедобные и ядовитые грибы.
Познакомить с правилами сбора грибов, основными признаками отравления грибами.
Способствовать развитию мышления, сравнения, анализа, синтеза, познавательных, исследовательских и коммуникативных навыков в процессе изучения темы.
Создать условия для воспитания бережного отношения к природе, чувства благодарности к окружающей среде.
Ход урока
1. Орг. момент
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес. Будьте очень внимательны, иначе недолго и заблудиться ! (Слайд № 2)
2. Повторение пройденного материала.
-Итак, мы отправляемся в лес на природу.
- А что такое природа?(Слайд №3)
- Какая бывает природа?(живая и неживая)
-А на какие два мира можно разделить живую природу?
3.Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке:
- Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и таинств. Он многих приютил. Здесь живут звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько в нем разнообразных ягод и грибов!
А прогулку по лесу мы совершим с хозяином леса и другом всех грибов – Старичком Боровичком. (слайд №4)
-Давайте постоим и послушаем, как хорошо в лесу, как красиво поют птицы!
4. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня во время нашей прогулки мы обратим особое внимание на нижние ярусы леса.
-Как выдумаете, о чём пойдёт речь.(Слайд №5)
Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка, Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
На этом уроке вы познакомитесь с царством грибов, узнаете много нового и интересного про строение гриба.
В настоящее время известно около ста тысяч видов грибов. Грибы обитают всюду: в почве, в воде, в жилищах, на пищевых продуктах, на теле человека и животных.
Грибы - одни из самых причудливых живых объектов на планете. Они могут напоминать своей формой птичьи гнёзда, пучки волос и даже ушную раковину человека.
5. Постановка проблемы (задает Боровичок)
- Что такое гриб - растение, животное или что-то другое?(Слайд №6)
- К какой природе относятся грибы: живой или неживой? (Слайд №7)
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы? К группам животных и растений они не подходят. Грибы – настолько уникальные организмы, что в последнее время многие биологи стали их относить не к растениям, а выделили в специальное царство Грибов. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25.
В старину многие думали, что они появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ.
- А какие грибы знаете вы? (грибная поляна на доске)
6. Строение гриба (слайд № 8).
Грибы знакомы всем. Однако то, что мы называем грибом, - это его плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве и состоит из тонких белых нитей - грибницы. Как паутинки они оплетают корни дерева, поселяются на пнях. Грибница иногда живёт сотни лет. Для того, чтобы в каком-нибудь месте грибницы из земли пробилось плодовое тело, нужна влага и тепло. В нижней части шляпки образуются споры, они рассеиваются и дают развитие новым грибницам .
7 . Работа с учебником. (Стр. 60.)
-Для чего нужны грибы лесу?
Большинство деревьев без своих партнёров грибов были бы обречены на гибель. Эти полезные грибы живут в почве. Их грибница контактирует с корнями растений, проникая внутрь корней. Они обеспечивают растения минеральными веществами, которые поглощают из почвы. Растения в свою очередь делятся с грибами органическими веществам - сахарами.
А некоторые грибы атакуют деревья: поражая их и вызывая разные болезни.
8. Роль грибов в природе (слайд № 9)
Их любит собирать и есть человек.
В них насекомые откладывают личинки.
Своим корнем-грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают ее деревьям.
Санитары леса. Разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной.
Ими питаются животные. (Не только съедобные, а даже некоторые ядовитые грибы служат пищей для животных.)
- Как растут грибы в лесу? (под определёнными растениями)
Каждый гриб предпочитает особые деревья. Давайте догадаемся, под каким деревом будут расти эти грибы (слайды № 10-11)
Мухомор, лисички, бледная поганка растут между деревьями. (Слайд № 12)
9. Работа в парах.
А теперь заполните таблицу, которая лежит у вас на партах:
Название дерева
Гриб
Подберёзовик
Осина
Маслёнок
Дуб, берёза, ель
Проверка выполнения задания (слайд № 13)
10. Физкультминутка (слайд № 14)
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте)
Приседали,приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседание)
На пеньке растут опята.
Наклонитесь к ним ребята! (Наклоны )
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех. (Прыжки)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания-руки вверх)
Три часа в лесу бродили
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте)
Утомил всех долгий путь
Дети сели отдохнуть. (Садятся за парты).
11.Практическая работа в распознавании грибов. Отгадывание загадок
- А теперь мы продолжим наше путешествие по лесу и поупражняемся в умении различать грибы.
- А для чего нам нужно уметь различать грибы?
Старичок Боровичок приготовил нам загадки, которые помогут нам насобирать грибов.
- По каким признакам узнали гриб?
12.Использование грибов людьми. Ядовитые грибы.
- Для чего люди используют грибы?
Люди издавна использовали грибы, как продукт питания. Они вкусны и питательны. Грибы очень богаты белками. Иногда их даже называют “вторым мясом”. Высоко в них и содержание микроэлементов (железа, кальция, цинка, йода, фосфора, калия).
Но не все грибы съедобны. Среди них есть несъедобные и даже очень ядовитые (слайд №15)
- Проверим, знаете ли вы ядовитые грибы?(слайд №16)
- Что происходит с человеком, который отравился грибами?
Боли в животе
Тошнота
Рвота
Шум в ушах
Страхи
Повышение температуры
Головокружение и головная боль
При первых признаках отравления грибами обращайтесь за специализированной медицинской помощью.
15. Знакомство с правилами сбора грибов (слайд №19)
Дети читают статью на стр. 63.
16. Работа в группах. Что нужно сделать?
Вы нашли в лесу гриб, но не знаете настоящий ли это белый гриб или ложный?(слайд № 20)
а/ оставить его на месте;
б/ срезать и взять с собой;
в/ попытаться определить его на вкус;
г/ спросить у друзей или родственников;
На полянке увидели мухомор. Что вы сделаете? (слайд № 21)
а/ сорву;
б/ собью его палкой или ногой, т.к. он вреден для человека;
в/ раздвину траву, чтобы его лучше было видно;
г/ вспомню слова учителя: «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.»
После приёма в пищу грибов сильно заболел живот, появилась тошнота, рвота. Что делать?(слайд № 22)
а/ выпить таблетку;
б/ позвать друзей;
в/ немедленно вызвать врача;
г/ немного полежать;
Вы в лесу нашли старый боровик. Что вы будете делать? (слайд № 23)
а/ растопчу ногой;
б/нельзя собирать старые грибы: в них может быть опасный для человека яд;
в/возьму с собой;
г/ попробую на вкус;
17.Итог урока (слайд № 24-25)
Грибы – особая группа живых организмов. Они бывают съедобные и ядовитые. Все грибы очень нужны лесу.
Соединить части предложения:
Грибы состоят из …..
Подземная часть гриба состоит из …
В лесу грибы связаны с ….
Многие животные питаются …
Нельзя собирать грибы …
Нельзя разрывать и раскидывать грибницу, потому что она высохнет …
грибницы.
шляпки, ножки и грибницы.
вдоль шоссейных дорог.
грибами.
под лучами солнца и погибнет.
деревьями.
18.Домашнее задание. Стр. 63. Выучить правила сбора грибов
19.Итоговая рефлексия (слайд №26)
- Что особенно запомнилось, понравилось?
- Какие задания вызвали затруднения?
Оцените свою работу на уроке. Если вы хорошо поняли новую тему и можете научить другого, нарисуйте улыбку у гриба. Если поняли, но пока не можете научить другого – грибочек без улыбки. Если поняли, но не до конца – грустный грибок.
- Большое спасибо вам за урок. Мне было приятно с вами работать.