Немечкина Наталья Семеновна
учитель начальных классов
МОАУ «СОШ № 4 г. Соль- Илецка» Оренбургской области
Класс 1
Предмет: русский язык
Тема: «Письмо букв ц Ц»
2013-2014 уч. Год
УМК: «Гармония»
Оборудование: компьютер, документ- камера, проектор, прописи «Хочу хорошо писать» часть №4.
Тип урока: урок введения новых знаний.
Цель: научить детей писать строчную и прописную буквы ц Ц.
Формируемые предметные умения: Писать буквы ц Ц, слоги с новыми буквами, слова, предложения, стараясь соблюдать каллиграфические требования; оценивать свои записи с точки зрения каллиграфии. Применять при письме правила графики и орфографии (без терминов). Писать под диктовку, выполняя необходимую последовательность действий.
Личностные: способствовать формированию положительного отношения к учению, удовлетворение от результатов учебного труда; познавательный интерес, осознание ответственности за свои действия.
Регулятивные: обеспечить формирование умения определять тему урока, ставить учебную задачу, выполнять действия для её решения, совместно планировать порядок операций. Владеть освоенными способами действия. Оценивать результат труда, сравнивать свою оценку с оценкой одноклассников.
Познавательные: обеспечить осознание познавательной задачи, учить выполнять действия анализа, сопоставления, аналогии, группировки, обобщения, устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, учить выражать свои мысли и чувства, высказывать оценочные суждения, слушать высказывания одноклассников, допускать возможность других точек зрения, соблюдать правила культуры общения, проявлять интерес к общению в групповой и парной работе.
Ход урока:
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I Мобилизирующее начало урока. (Цель данного этапа: Психологический настрой учащихся; Вовлечение всех учащихся в учебный процесс, создание ситуации успеха.) | -Повторяйте за мной -мы умные! -Мы дружные! - Мы внимательные! - Мы старательные! - Мы отлично учимся! - У нас все получится! - Улыбнитесь друг другу. | Повторяют слова за учителем | Л1 Л3 |
II Актуализация опорных знаний. (Цель данного этапа: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала, выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся) | - Ребята, начну я урок с загадки: На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат. - Кто это? ( слайд №1) - Поиграем в нашу любимую игру «А знаете ли Вы…» - Откройте прописи на странице №12. Кто изображен в верхнем левом углу? - Выделим и охарактеризуем первый звук. Покажите карточку. - Какой буквой обозначим звук ц? | Слушают, дают ответ( цапля) Дети говорят интересные и занимательные сведения из жизни цапли - Согласный, твердый, глухой, непарный - Буквой ц | |
III Постановка учебной задачи. (Цель: сформулировать тему и задачи урока) | - С какой столкнулись проблемой? - Кто догадался какой будет тема нашего урока? ( слайд №2) - Какие ставим задачи на уроке? ( Вывешивает на доску вопросительные знаки) | - Не умеем писать букву ц. – Письмо букв Ц ц Формулируют учебные задачи ( 1- научиться писать буквы ц, Ц; 2- соединять их с последующими буквами; 3- писать слова и предложения с новой буквой) | Р2 П1 Р2 К2 |
IV Освоение строчной буквы. ( Цель: научить писать строчную букву ц) | 1. Анализ буквы - Вот какая буква ц- с коготками на конце. - Коготок- царапка, как кошачья лапка. - На что похожа строчная буква ц? - Какие буквы спрятались в строчной букве ц? - А для кого в нашем классе особенно важна буква ц? У кого она есть в фамилии? - А как называется наш город? И в названии города тоже есть буква ц. - Постараемся для наших девочек? Подарим им красивые буквы? - Из каких элементов состоит ц? - Посмотрите, как соединив элементы, мы получим букву ц. - Наш друг- огонек тоже пришел к вам на помощь. ( слайд №3) 2. Тренировочные упражнения. - Напишем на ладошке. - Обведем вокруг картинки. Сколько ц? 3. Самостоятельная работа в прописи. - Напишите до конца строки, подчеркните 1 самую красивую, обменяйтесь с соседом. - Чем занимались ? Зачем нам это нужно? 4.Рассматривание соединений новой буквы с последующими. - Чем будем заниматься дальше? - Соединим с буквами гласных звуков. Прочитаем слоги слияния. - Цо-цо-цо, снесла курица яйцо - Ца-ца-ца, прибежала к нам овца - Цу-цу-цу, я веду домой овцу -Цы-цы-цы, мы ребята молодцы - Це-це-це, изменились мы в лице Вторую строку дети выполняют в парах. ( проверка через документ- камеру) - Чем занимались ? Зачем нам это нужно? | Слушают учителя. Отвечают. Называют элементы ( короткая прямая линия с закруглением внизу вправо, прямая линия с петлей внизу) Выполняют вместе с учителем Работают в прописи. Предлагают план следующей работы Работают в прописи | П2 П5 П7 П8 К3 Л4 П8 |
V Физминутка. ( Цель: снять умственное и мышечное напряжение) | - Встаньте и покажите, как стоит цапля ( важная птица одна рука на поясе, другая вперед клюв, на одной ноге) - Очень трудно так стоять - Ножку на пол не спускать - И не падать, не качаться - За соседа не держаться. - А теперь на другой ноге. - А теперь как птицы полетели и тихонько на место сели) | Выполняют движения за учителем. | |
VI Первичное закрепление. (Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; корректное исправление неверных представлений о новом знании.) | - Строчную букву писать научились, чем займемся далее? - А каким будет слово, вы узнаете, отгадав загадку. - Спиною зеленовата - Животиком желтовата - Черненькая шапочка - И полоска шарфика. ( Слайд №4) - А где можно узнать о значении слова синица и о самих синицах. Прочитайте, на уроках окружающего мира расскажите. - Запишем слово синица в прописи со схемой. ( у доски 3 человека: 1- схема, 2- буквами, 3- показывает опасные места. Каждого дети оценивают с помощью светофора). - А как одним словом назвать и цаплю и синицу? - Напишем это слово. ( Выполняют аналогичную работу) Физминутка для глаз. ( слайд №5) - Как вы думаете, как живется тем птицам, которые остаются у нас на зиму? Посмотрите на рисунок, составьте предложения. У кого из вас есть кормушки? Чем кормите птиц? -И растения и животные наши меньшие друзья. Они беззащитные и нуждаются в нашей помощи. - Послушайте стихотворение. Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. 1964 Александр Яшин. | Определяют план работы Слушают загадку - Синица - В толковом словаре Работают в прописи, 1 человек у доски, оценивают - Птицы Составляют предложения. | П1 Р1 П2 П8 Р2 Р3 П6 Р5 П7 П8 Л4 Л3 |
VII Освоение прописной буквы. ( Цель: научить писать прописную букву Ц) | - Ценнее всего в людях- доброта. - Что я сказала? Какое было первое слово в предложении? Как пишется первое слово в любом предложении? Чем будем заниматься дальше? - Когда пишется прописная буква? - А для кого в нашем классе прописная буква Ц особенно дорога? 1. Анализ буквы. - Чем похожи со строчной? Чем отличаются? Какие буквы спрятались? Из каких состоит элементов? Обведем их. - Посмотрите, как соединив элементы, мы получим букву ц. - Наш друг- огонек тоже пришел к вам на помощь. ( слайд №6) 2. Тренировочные упражнения. - Напишем на ладошке. - Обведем вокруг картинки. Сколько Ц? Каких больше? 3. Самостоятельная работа в прописи. - Напишите до конца строки, подчеркните 1 самую красивую. 4.Рассматривание соединений новой буквы с последующими. - Кто догадался, чем будем заниматься дальше? - Соединим с буквами гласных звуков.( 1 строка с комментированием, 2 самостоятельно) | Слушают, отвечают на вопросы учителя - Длинная прямая линия с закруглением вверху и внизу Выполняют вместе с учителем | П2 Л3 П2 П5 П7 П8 К3 |
VIII Пальчиковая гимнастика | Десять птичек - стайка. Эта птичка - соловей, Эта птичка - воробей, Эта птичка - совушка, Сонная головушка. Эта птичка - свиристель, Эта птичка - коростель. Эта птичка - скворушка, Серенькое перышко. Эта - зяблик. Эта- стриж. Эта - развеселый чиж. Ну, а эта - злой орлан. Птички, птички - по домам! | | |
IX Закрепление. (Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания, выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; корректное исправление неверных представлений о новом знании.) | Работа в группах. - Синичка к вам летела и несла в клюве чистоговорку, но снежком стерлись некоторые буквы. Сможем их вернуть на место? - Прочитайте, что получилось? ( слайд №7) ( При наличии времени чистоговорка записывается в пропись, отмечаются все «опасные места») - Вы у меня тоже молодцы!!! ( слайд №8) | Выполняют задание в группах. ( …ыплёнок у …апли- умни…а.) | К4 К5 Р5 |
X Итог урока Рефлексия. ( Цель: соотнести поставленные задачи с конечным результатом урока; провести самооценку своей работы.) | - Вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Смогли ли их решить? - Оцените свою работу на уроке. - Дополните одну из фраз ( слайд №9) | Озвучивают задачи, поставленные в начале урока. Оценивают свою работу. | П3 Р4 |
Кодификаторы УУД:
Личностные:
Л1-Положительное отношение к учению, учебно- познавательный интерес, готовность преодолевать школьные затруднения.
Л2- Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение к нему, понимание его богатства.
Л3- Стремление к соблюдению морально- эстетических норм, к пониманию других людей, к проявлению добра и уважения к ним, осознание ответственности за себя, за свои действия.
Л4- Эстетические чувства, в том числе чувство точного, яркого слова, стремление к аккуратному красивому письму.
Регулятивные:
Р1- Понимать, принимать, сохранять учебную задачу.
Р2- Действовать по плану и планировать свои действия.
Р3- Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы.
Р4- Адекватно оценивать свои достижения.
Р5- Осознавать возникающие трудности, стремиться к их преодолению.
Познавательные:
П1- Осознавать познавательную задачу.
П2- Читать и слушать, извлекая нужную информацию, критически ее оценивать.
П3- Структуировать информацию, фиксировать ее различными способами.
П5- Пользоваться различными видами чтения: изучающими, поисковыми.
П6- Обращаться к различным словарям, справочникам.
П7- Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию., обобщение.
П8- Устанавливать причинно- следственные связи.
Коммуникативные:
К2- Участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи.
К3- Понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить монологические и диалогические высказывания.
К4- Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
К5- Допускать возможность различных точек зрения, стремиться понимать позицию собеседника, высказывать и аргументировать свою позицию.
Список литературы и интернет - ресурсов
Прописи «Хочу хорошо писать» часть №4. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013
Поурочные методические рекомендации к букварю и прописям для 1 класса общеобразоват. учрежд. Пособие для учителя. / Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. – 3-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012
3. Синица - http://sergvlar.ru/wp-content/uploads/2011/04/46654_or.jpg
Крик синицы - http://data.iplayer.fm/file/hjodeb0/-5217185/124271656/Golosa_ptic_-_Sinica_Bolshaya_4_pticy_(iPlayer.fm).mp3?title=%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B0+%D0%BF%D1%82%D0%
Цапля - http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_3255.jpg
Крик цапли - http://muzofon.com/search/%D0%BA%D1%80%D0%B8%D0%BA%20%D1%86%D0%B0%D0%BF%D0%BB%D0%B8
Цапля с птенцом - http://s-meridian.com/family/myfamily/i/grown-children.jpg